урок литературное чтение
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Легко ли смеяться над собой?(В. Драгунский " Надо иметь чувство юмора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_v_dragunskiy.docx | 35.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема раздела: ДЕНЬ СМЕХА
Тема: Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ |
Ι. Актуализация знаний. | Создание эмоционального настроя на урок « В каждом маленьком ребенке» -Какое настроение вызывает у вас эта музыка?(радостное веселое) -А над чем смеются люди?(над смешными случаями) | П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. К Выразительно читать и пересказывать текст. П. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. П Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. .К.Выразительно читать и пересказывать текст. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Л. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Л Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Р.Учиться работать по предложенному учителем плану. |
II. Развитие умений. Подготовка к восприятию | Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора». Работа с текстом до чтения. -Как называется чувство, которым обладает человек, умеющий смеяться над происходящим? (чувством юмора) Сегодня на уроке мы будем говорить об этом замечательном чувстве, а поможет нам один замечательный детский писатель. - я назову произведения, героев и вы сразу догадаетесь – кто это. Дениска, «Мишкина каша»,, «Заколдованная буква», «А он живой и светится»…кто это? Конечно, Виктор Драгунский.Вы много читали его произведений. -Мы спросили взрослых в зале: “Вы Драгунского читали?” А в ответ-вот это да!!! Все сказали дружно “ДА!” - Как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы придумывать такие интересные и смешные рассказы? Каким же был Виктор Драгунский? СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ (выступление подготовленных детей) 1УЧЕНИК В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка». 2 УЧЕНИК А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках и все дети, мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый был этот Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветном бульваре в Москве, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. 3 ученик Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами. Чтобы у них было хорошее настроение. 4 УЧЕНИК Когда у Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы» и многие другие. Виктор Драгунский всего написал около девяноста рассказов.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ В.Драгунский прожил интересную и разнообразную жизнь. Детство его прошло В Гомеле, в небольшом городе Белоруссии. Он рано лишился отца, но не чувствовал себя сиротой, потому что рядом был отчим,боевой командир. ОН любил сына,часто сажал его на коня, давал подержать саблю. Мать работала, а он целыми днями играл с ребятами. В 17 лет он поступил в актерскую школу,в 40 лет он стал писать книги. Ему очень много приходило писем от читателей, на все письма он отвечал. Свое письмо всегда заканчивал словами. «ДРУЖБА! Верность! Честь!» -Ребята,каким был писатель? ВЫСТАВКА КНИГ На доске написано предложение: “Надо иметь чувство юмора” В.Драгунский -Ребята. Посмотрите на предложение и скажите. Какой знак вы бы поставили в конце этого предложения и почему? (Дети предлагают версии и доказывают свою точку зрения. На доске появляются по очереди знаки: точка, восклицательный и вопросительный знаки.) - А как вы думаете, надо ли человеку иметь чувство юмора? (беседа) -Как относятся к человеку с юмором? -А вам интересно узнать, что думает по этому поводу В. Драгунский? ...что для этого нужно сделать? (прочитать произведение) …будем искать ответ на вопрос в рассказе Драгунского. Работа в учебнике . -Давайте откроем учебники с.169 и посмотрим на иллюстрацию, которая помещена к рассказу. -Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в рассказе? -Вы узнали героев? -Как рисунок соотносится с названием текста? (предположения детей) Прочитайте формулировку темы урока Тема: Легко ли смеяться над собой? -Как бы вы ответили на этот вопрос? -А хотите знать, что думает об этом писатель В. Драгунский 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение части 1 по ролям Автор Дениска Мишка Папа 2. Выявление первичного восприятия. -Ребята, я видела, как во время чтения вы все улыбались. Что вам показалось интересным в первой части?.... Вы “покатывались со смеху” или просто улыбались?.. .А вот наши герои “просто покатывались со смеху”….это как? (очень сильно смеялись) -Что же так развеселило героев? -Встретились ли в тексте незнакомые слова? -Нужно ли пояснить, кто такие лемуры? (Лемур - полуобезьяна с длинным хвостом и удлиненными задними конечностями. Живет в тропических лесах.) Посмотрите на фото лемура. Вам он понравился? Забавный зверек? Скажите, правда, такой зверек мог отвлечь внимание мальчиков от уроков?.. _Так почему же Денис и Миша допустили много ошибок в своих работах» (они все время отвлекались) -А вот в конце первой части смеётся один Дениска. Почему? -Можете ли вы уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора. 3. Первичное чтение частей 2 и 3 (вслух, комбинированное чтение). При чтении части 2 в конце нужно провести диалог с автором: После предложения: “Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого “В” и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё!” - Кого папа имел в виду? Найдите в тесте на этот вопрос. (Тут папа остановился…) После прочтения предложения «Они оба на меня смотрели и хохотали» -Они смеялись почему- то или над кем-то? «….мы этого ещё не проходили» - А Дениске было смешно? Почему? «…такого скоро выгонят из школы» - Вы поняли почему Дениска ушёл? Что он почувствовал? - Как вы думаете о чём будет говориться в 3 части этого рассказа? ЧТЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ При чтении части 3 нужен небольшой комментарий: После предложения: “Я вышел из комнаты в коридор…. ровно столько, сколько нужно” Оправдывает себя….?! После предложения: “ И ещё я подумал …. на целину” Расстроился?! -А целина это…..?»(Что такое целина. Куда собрался Дениска? Это освоение никогда не паханной земли в Казахстане, Поволжье, Сибири. В 1954-1960гг. в эти места ехали люди, особенно молодёжь, чтобы осваивать, покорять дикие степи. Вспахать там землю и выращивать урожай хлеба.) СЛОВАРЬ,ИНТЕРНЕТ - Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу, как ему было жалко себя - он, даже хотел уйти из дома на целину. После предложения: “Что ты, она похудела на 37 кило! Вот как скучает!” Хотел, что б его пожалели?! Обидно ему?! Может даже стыдно?! После предложения: “Что у тебя такие глаза?” А что заметил папа в глазах Дениски? После предложения: “Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе” Он на самом деле выдумал? 4. Обобщающая беседа. а) – Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу? (Слушаем версии детей.) А почему всё-таки он обиделся? (Принял задачу на свой счёт, решил, что несправедливо папа про него говорит; обиделся, что папа с Мишкой смеялись.) б) – Почему папа первый подошёл к Дениске, нашёл его за вешалкой? (Папа понял, что Дениска обиделся, чувством юмора он ещё не обладает в полной мере. Папа старается смягчить ситуацию и помочь сыну научиться смеяться над собой.) в) – Есть ли у Дениски чувство юмора? (Не совсем.) А у его отца? (Конечно. Задачку придумал смешную и полезную.) г) – Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? (Задача заставила сына задуматься о своём обычном поведении и критически взглянуть на себя со стороны.) 5. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ 1. Озаглавить части рассказа 2.Какие советы вы могли бы дать героям 3.Тема- Основная мысль- 4.Смысл пословицы « В каждой шутке есть доля правды» Проверка по окончании работы. 3. Работа с текстом после чтения. 1. Итоговая беседа. -Какой бы вы теперь поставили знак в конце предложения: “Надо иметь чувство юмора!” Значит, обладать чувством юмора не простая задача. Как бы вы ответили на вопрос: Смеяться над самим собой трудно или легко? - Как вы думаете, зачем авторы учебника включили так много произведений Драгунского? (Они поучительные) -Чему учит нас рассказ В. Драгунского? Чувство юмора - это способность человека смеяться над происходящим, а что главное – это умение смеяться над собой! – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | |
ΙΙΙ. Итог. | - Какой вопрос мы поставили вначале урока? Какой вывод можно сделать по окончанию нашего урока? Что вы поняли для себя? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? РЕФЛЕКСИЯ Мне понравилось Меня огорчило Я узнал и понял Что было интересно на уроке | |
IV. Домашнее задание. | 1. Пересказать рассказ, используя план. 2. Ответить письменно на вопрос: что такое чувство юмора? 3.Составить юмористическую задачу про себя. 4.Какую жизненную ситуацию из жизни вспомнили, напишите её. Дополнительное задание. Работа с произведением после чтения Работа в четвёрках: Написать синквейн о главном герое (схема синквейна дана) Отчёт групп. Игра-викторина “Есть ли у вас чувство юмора?” +кто может прыгнуть выше дома (любой человек, т.к. дома прыкать не умеют) + что нужно сделать, если во сне встретил тигра? (проснуться) + почему львы едят сырое мясо? (не умеют его варить) + одно яйцо варится 5 минут. А 2 яйца? (также 5 минут) + на какой вопрос никто и никогда не ответит “да”? (ты спишь?) + что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки) + когда ты родился, тебе это сразу дали, но ты сам этим не пользуешься (твоё имя) + мышеловка из 5 букв (кошка) + чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (ям Хотелось бы вернуться в детство, Раздать карточки советы о том как развивать чувство юмора. 1. Создавайте веселую атмосферу. 2. Общайтесь с веселыми людьми, обладающими хорошим чувством юмора. 3. Не бойтесь смеяться над собой. Это нормально использовать себя в качестве субъекта для юмора и шуток. Чаще смейтесь над собой. Это поможет создавать ту самую веселую атмосферу вокруг себя. 4. Коллекционируйте шутки. Читайте новые анекдоты в юмористических изданиях. Смотрите хорошие юмористические шоу. Используйте те шутки, которые показались вам особенно смешными, в качестве основы для своих собственных шуток. Попробуйте выбрать определенные шутки для конкретных ситуаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....