Литературное чтение 2 класс. Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Перепелицына Светлана Владимировна

 

Литературное чтение. 2 класс.

 

Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…»

 

Цели:  Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведения. Формирование личностных,  коммуникативных и  познавательных УУД.

 

Задачи:

- формирование у обучающихся навыков сознательного чтения;

- пополнение лексических знаний о слове;

- развивать интерес к чтению, воспитывать любовь к поэзии;

- воспитывать любовь к природе;

- формирование  чувство прекрасного на примерах произведений  

   поэтов, художников и композиторов;

- формирование умений работать в группе, ставить цели, планировать работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc50.5 КБ
Office presentation icon tyutchev.ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 2 класс.

Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…»

Цели:  Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведения. Формирование личностных,  коммуникативных и  познавательных УУД.

Задачи:

- формирование у обучающихся навыков сознательного чтения;

- пополнение лексических знаний о слове;

- развивать интерес к чтению, воспитывать любовь к поэзии;

- воспитывать любовь к природе;

- формирование  чувство прекрасного на примерах произведений  

   поэтов, художников и композиторов;

- формирование умений работать в группе, ставить цели, планировать работу.

Ход урока.

  1. Организация начала занятия.

  1. До чтения.

           Постановка целей урока.

- Сегодня, ребята, мы с вами вновь начнём перелистывать странички Поэтической тетради, помещённой в наших учебниках. Нам предстоит не только познакомиться с новым произведением, но и попробовать свои силы в оформлении книжной страницы.

Работать сегодня мы будем в группах.

Антиципация чтения.   

-Ребята, что значит поэтическая тетрадь?

-Какие произведения встретим  в ней?

- Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся два значения слова. Первое: «Поэзия – это стихи, произведения, написанные стихами», и второе: «Поэзия – это красота и прелесть чего-либо». А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами. У каждой группы на столе лежит лист с загадкой. Сейчас вам необходимо прочитать ей и  отгадать.

(Ребята в группах читают загадки и отгадывают их)

- Какие отгадки получились? (сосулька, подснежник, скворечник)

- Что объединяет все эти отгадки? (весна)

- Чему будут посвящены стихотворения в нашей поэтической тетрадке? (весне)

(Появляются слайды с картинами весны)

- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.  

-  Как вы думаете, почему?  

- Верно. Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Апрель».  И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными  русскими художниками. (слайды с картинами)

-Какое настроение создало увиденное и услышанное вами? (дети делятся впечатлениями).

- Очень хорошо.

Знакомство с писателем

- Вернёмся к поэзии. Как я уже говорила вам, многие поэты воспевали весну в своих произведениях. Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня. Имя Ф.И.Тютчева мы уже с вами встревали на страничках  учебника. Посмотрите,  вот его портрет.  (Слайды о поэте)

- С детства Ф.И. писал стихи. Своё первое он  опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.

III.   Во время чтения.

Первичное чтение текста.

Чтение стихотворения учителем.

-Какое настроение после стихотворения?

- Какие картины природы увидели?

- О чём пишет поэт?

Перечитывание текста.

- Откройте страницу учебника 110. Перечитайте ещё раз это стихотворение. Обсудите, значение каких слов вам непонятны.

Словарная работа.

- Давайте озвучим непонятные слова.

(на слайде синичка)

-Посмотрите, ребята, синичка   готова вам помочь. Она принесла вам весточку от весны вот в этих конвертах.  Откроем их. Синичка предлагает вам найти определение неизвестных вам слов. Каждая группа читает определение 2 слов.

 

Физминутка.

  1. После чтения.

Беседа по содержанию текста.

-Ребята, посмотрите на экран. Кто изображён? (Зима и Весна)

- Как вы догадались кто из них кто? (дети объясняют)

- Давайте найдём в тексте как называет каждую из них Тютчев? (Ведьма злая и прекрасное дитя).

-Почему поэт называет зиму ведьма, а весну дитя? (зима уже заканчивается, старая, весна только начинается, как маленькое дитя).

- Давайте посмотрим в тексте, с какой буквы написаны названия героинь стихотворения? (С большой)

- Как вы думаете почему?

- Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратились в людей, поэтому их  

    имена написаны с большой буквы. У Тютчева они ведут себя как люди. Найдите тому

     доказательства в тексте.

 -Найдите и прочитайте, что делает зима.

- Какие действия совершает весна.

(Слайд)

- То есть что делает поэт. Он одушевляет неживые предметы. Наделяет и качествами, которыми обладает человек. Таким приёмом пользуются многие поэты. Как же он называется?  В этом вам опять помогут синичкины   подсказки. Поскорее открываем конверт. Ваша задача: среди нескольких определений выбрать только то, о котором мы сейчас говорили.

(Дети открывают конверт и читают определение олицетворению)

-Как же называется этот поэтический приём? Верно. Молодцы. (Слайд)

- И так, у нас два образа – два настроения. Молодая девушка весна и старуха зима.

- Как вы считаете, зачем Тютчев показал эти два образа в одном стихотворении?

  (Показать борьбу весны и зимы, добра и зла)

-В одной строфе автор говорит, что Зима и Весна враги. Прочитайте эти строки.

-Почему они враги?

-На чьей стороне автор? Почему так решили?

- Какое настроение было у Ф.И., когда он писал эти строки?

-С каким настроение необходимо читать данное произведение?

Творческое задание:

-Заглянем ещё раз на страницу учебника.

- Отразил ли художник содержание стихотворения? Понятно ли из иллюстраций, о чём

    речь?

- Сейчас мы поможем художникам нашего учебника. Оформим стихотворение сами.

- Сколько строф в нашем стихотворении? (5).

-  Каждой группе достаётся своя строфа. А какая, вы должны догадаться сами. Вот, синичкины подсказки.

- Кому какая строфа досталась. Прочитайте её. А теперь совместно сделайте рисунок к этой строфе.

 (Дети на фоне музыки готовят соё выступление).

- И так, посмотрим, что же у вас получилось.

(Каждая группа защищает свою страничку).

-Посмотрите, какие замечательные иллюстрации у вас получились. Вы большие молодцы!

V. Подведение итогов урока.

       - Вот и подходит к концу наше занятие.

       - С каким произведение познакомились? Кто его автор?

       - Что ещё нового вы сегодня узнали?

       - За что могли бы себя похвалить или других?

Рефлексия.

Сейчас посмотрим,  какое настроение у вас после занятия зимнее хмурое или весеннее радостное. На столах лежат зелёные листочки – символ хорошего настроения, и снежные тучки, говорящие о  грусти. Покажите, какое у вас настроение.

Молодцы! Спасибо за работу!

VI. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение. Вспомним, что значит читать выразительно. (соблюдать паузы, интонация, настроение)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...

Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...

Урок литературного чтения Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"

Конспект урока по литературному чтению на тему Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"....