Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится... Весенние воды» (УМК "Школа России") 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится... Весенние воды» УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится... Весенние воды» УМК "Школа России" | 37.06 КБ |
tyutchev_-zima_nedarom_zlitsya.ppt | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема:Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится... Весенние воды»
(литературное чтение)
Цели деятельности учителя: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» ; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты
предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание;
личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова 2 класс, 2 часть; презентация к уроку; портрет Ф.И.Тютчева
№ | Этап урока Метод и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
| Мотивационный Практич.: артикуляционные упражнения | ≈5 | Речевая разминка - Прочитайте стихотворение, чётко артикулируя. Речка голубая Под небом голубым, И туман растаял, Голубой, как дым. Будто бы кивая Круглой головой, Пьет сойка голубая Из лужи голубой. - Прочитайте с удивлением, раздражением. - Прочитайте стихотворение выразительно. | Читать, правильно артикулируя. | П: осмысленно читают текст. Р: принимают и со храняют уч задачу |
2 | Постановка учебной задачи Словес.: ответы на вопросы. Прак: расшифровка темы урока, формулирование темы. Прак: чтение диалога из учебника. Прак.: слушание и чтение текста. Прак.: определение автора. Словес.: ответы на вопросы Словес: слово учителя. Словес: чтение стихотворения. Словес: беседа. Прак: работа по карточкам в парах. Словесн: фронтальная беседа. | ≈15 | -Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? О чем мы с вами сегодня будем говорить?(предположения детей) - С каким разделом мы познакомились на прошлом уроке? (Люблю природу русскую Весна) -Сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел Люблю природу русскую Весна. Предположите, о чем мы с вами будем сегодня говорить?( о весне) Изучение нового материала. - Вот и подошло концу самое суровое время года. Зима была холодная, морозная, но, не смотря на это, много хороших воспоминаний оставила она о себе. Самое главное в стихотворение -это рифма. Бывают стихотворения, в которых есть рифма, а бывает такие, в которых нет рифмы. Но такие стихи не менее ритмичны и красивы, чем первые, ведь главное в этих стихах настроение. -Чем стихи отличаются от прозы?(рифмой, ритмом, образными словами) -Посмотрите на доску. Что здесь написано: ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ РОДЕФ? (Федор Иванович Тютчев) -Что вы знаете о поэте Ф.Тютчеве?(предположения детей) Федор Иванович Тютчев. Родился он 5 декабря 1803 года. Родители Фёдора были не богатыми Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы. Его стихи живут и не стареют . Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С двумя из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся. Первичное знакомство с текстом. - А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» Закройте свои глаза и попробуйте представить картины которые возникают у вас при прослушивании этого стихотворения.(учитель читает стихотворение на фоне музыки) - Кто является главными героями этого стихотворения? - «Зима не даром злится...».Что вы представили, услышав название этого стихотворения?(высказывания детей) -Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину. Что происходит между героями в стихотворении?(Зима и Весна борятся за власть на Земле) Кто прав?(Весна) Кто должен отступить?(Зима) Какой месяц зимы описывает автор? Подходит ли февраль?(да, подходит так как февраль последний месяц зимы) В природе нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает и кажется, что это начало Весны. А то вдруг подует холодный ветер, по небу вновь понесутся низкие тучи и даже пойдет снег. Зима как будто борется с Весной. Кто кого победит. Словарная работа. -Ребята, в стихотворении есть такие слова, значения которых вам могут быть вам неизвестны. У вас на партах лежать листочки, посмотрите на них: слева написаны слова, а справа их значения. Соедините слова с их значениями с помощью стрелочки самостоятельно в парах. Посмотрите на доску сравните свою работу с эталоном. У кого получилось так? У кого-нибудь получилось по другому? Если да, то исправьте свои ошибки. Первичный анализ. -Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы?(Зима и Весна-как живые существа, главные герои произведения. У поэта они ведут себя как люди) Посмотрите, как Тютчев называет Зиму?(Ведьма злая), а Весну?(прекрасное дитя) А на самом деле Весна и Зима живые существа?(нет) Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых. Такой приём называется олицетворение. Давайте прочитаем что оно означает.(кто-то из учащихся читает) Поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки. Какое настроение у автора?(ответы детей) Почему? Докажи. Зима не хочет уходить почему?(потому что ей понравилось, что всё белое, холодное, в сосульках, что проявляются уже проталинки, и ей пора уходить) Как шумит весна?(ручьями, пением птиц) Как в природе зима хлопочет, ворчит?(Вьюгами, метелями, пургой) Как отреагировала весна?( с забавой, с задором) Почему? (потому что она молодая, энергичная) | Отвечать на вопросы. Предполагать тему и цель урока Слушать, систематизировать знания. Отвечать на вопросы. Слушать, отвечать на вопросы. Предполагать, отвечать на вопросы вспоминая прошлые З. Слушать, анализировать полученную информацию. Слушать, представлять образы. Отвечать на вопросы. Работать в парах. Анализировать произведение, отвечать на вопросы. | П: строят речевые высказывания. П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков. П: строят речевые высказывания. К.: формулируют собственное мнение. П.: строют речевое высказывание. П.: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; выделять существенную информацию из Т. Р:принимать и сохранять уч.задачу. П.: строют речевое высказывание. К.: договариваются и приходят к общему решению в совместной д-ти. Р.: Оценивать правильность выполнения задания. |
Физминутка | ≈2 | - А теперь мы отдохнём - физминутку проведём. | Повторять движения. | Л: установка на ЗОЖ. | |
3 | Решение частных задач Практический: чтение и анализ Т Прак.: анализ каждой части. | ≈13 | Повторное чтение и углубленный анализ. -Перечитайте стихотворение про себя. Какое настроение у поэта: он радуется или печалится? -На чьей стороне симпатия автора?(Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму за то,что она не уходит) -Какое же время года, по-вашему, лучше?(каждое время по своему прекрасно) -На сколько частей вы поделили стихотворение?(на 5) Прочитайте 1 часть.(один из уч-ся читает вслух) Почему Зима злится?(прошла ее пора,наступает Весна,Зиме нужно уходить) Замените близким по значению слово недаром.(неспроста, т. е. У Зимы есть причины злиться на Весну) -Как понимаете 2 последние строчки?(сменяются времена года, зима уходит и наступает весна) -Прочитайте эту часть выразительно. Попробуй проанализировать? Прочитайте 2 часть.(Один читает) -Как понимаете слова «Все засуетилось»?(начало суетиться,действовать торопливо) -В каком темпе будем читать эту часть?(быстро, торопливо) -Прочитайте эту часть выразительно. -Прочитайте 3 часть.(Один читает) -Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.(зима-хлопочет,ворчит;весна-хохочет,шумит) -Как шумит Весна?(ручьи шумят весной) -Прочитайте эту часть выразительно. -Прочитайте 4 часть.(Один читает) -Прочитайте и выберите из текста слова в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части.(Зима хлопочет, на Весну ворчит) -Как называет поэт Зиму?(ведьма злая) -А Весну?(прекрасное дитя) -Прочитайте, передайте отношение автора к Зиме и Весне. -Прочитайте 5 часть.(Один читает) -Как отреагировала Весна на проказы Зимы?(не замечает Зиму, умылася в снегу) -Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает. -А теперь, кто хочет прочитать всё стихотворение выразительно? (Несколько детей читают стихотворение вслух) Каким тоном надо его читать?(бодро,ведь Весна побеждает) | Проводить анализ чтения. Анализировать, отвечать на вопросы, делить текст на части. Отвечать на вопросы. | Р: принимают и со храняют уч задачу П: осмысленно читают текст П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; П: строят речевое высказывание Р.: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивают правильность выполнения действий. |
4 | Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ | ≈4 | А. Предметная - С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве? (Ф. И. Тютчев.С детства писал стихи. Писал много о природе) С каким стихотворением мы познакомились на уроке? (стихотворение Тютчева «Зима не даром злится..») - Что было для вас особенно интересно? (ответы детей) Как вы думаете зачем нам воображение в этом разделе?( чтобы представить картины которые возникают при чтении прозы и поэзии) Б. Деятельностная Посмотрите на доску и оцените свои достижения, у вас на парте лежать листочки, возьмите их и закончите предложения которые вы видите на доске. - Выберите и продолжите любое предложение.
Домашнее задание: выучите стихотворение Ф. Тютчева. Молодцы я довольно вашими достижениями на уроке, мне было приятно с вами работать. | Отвечать на вопросы, обобщать. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез П: строят рассуждения Р: осуществляют итоговый контроль |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Люблю природу русскую. Весна.
ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ РОДЕФ
Тема:Фёдор Иванович Тютчев. «Зима не даром злится…» Цель :познакомиться с лирическими произведениями о весне.
Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873)
хлопочет взбесилась наперекор трезвон пуще звон вопреки разозлилась еще больше занимается чем-то очень усердно
олицетворение - неживые предметы изображаются как живые существа
Воображение — создание в своем сознании картин, образов, своих идей.
На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…
Домашнее задание: выучить стихотворение Ф. Тютчева.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."
Литературное чтение. УМК "Перспектива"...
Чтение: Ф.Тютчев "Зима недаром злится", "Весенние воды"
Метапредметный урок: чтение + Изо с приложениями. Картины художников и детских рисунков о весне....
Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»
Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...
Урок литературного чтения 2 класс Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится...", "Весенние воды".
Конструкт урока литературного чтения на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. 2 класс...