Урок литературного чтения 2 класс Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится...", "Весенние воды".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Солодова Нелли Витальевна

Конструкт   урока   литературного чтения на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Орг.момент

-Здравствуйте ребята!

-Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запомнить.

-Приветствуют учителя

Подготовка к восприятию текста

Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания музыкального фрагмента.

(Звучит музыка)

-Что услышали в музыке?

- Что почувствовали?

-Может, кто-нибудь узнал пьесу?

-Это звучала музыка Глазунова А.К. «Симфоническая картинка». Вы догадались, что я совсем не случайно поставила эту запись. Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа.

-Слушают музыку

-Впечатления детей.

-Предположения детей.

Мотивация к учебной деятельности.

1. Выборка темы

2.Слово о Ф.И.Тютчеве

Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века. Вы хотите знать, как его зовут? А вы сами назовете его фамилию. Посмотрите на эти фамилии, убирая по одной лишней, вы и узнаете автора этого произведения.

-Правильно. Это Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы.

-Какова цель нашего урока?

-Правильно.

Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: « кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». А.Фет обращался к нему так: «Мой обожаемый поэт…» и называл его «поклонником вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы.

-Л.Толстой не писал стихи, Ш. Перро – французский сказочник, Б.Заходер – современный поэт. Остается Ф.Тютчев.

-Ознакомление с Ф.И.Тютчевым и его произведениями.

Первичное восприятие произведения

Вторичное восприятие с анализом.

1.Словарная работа

«Зима недаром злится…»

Что вы представили, услышав название этого стихотворения?

- Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину.

(Чтение стихотворения учителем. )

-Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось?

 - Откройте учебники, перечитайте стихотворение , найдите слова, значение которых вам неизвестны.

 -засуетилось - ,

нудит – словарь Ожегова( 1 ученик работает со словарем)

-Предположения детей

-В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны

-Нудит, засуетилось

2. Беседа

Словарная работа по тексту

Отработка выразительного чтения

Анализ

Выразительное чтение

Обобщающая беседа

–Назовите главных героев стихотворения.

-Что напоминает стихотворение?

Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена , как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Докажите это их действиями.

1в. – читает все, что говорится о действиях Зимы.

2 в. – Все, что говорится о действиях Весны.

- Что он таким образом делает?

-Как называется этот прием?

-Два образа- два настроения. На чьей стороне симпатии автора?

- Какое же время года, по-вашему, лучше?

- Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша. Вспомните: «Чародейкою зимою околдован лес стоит…». Всему свое время, говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо.

-- На сколько частей разделили стихотворение?

1ч. Почему Зима злится?

-Как понимаете последние 2 строчки?

-Какие слова здесь главные?

-О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора?

-Как понимаете слова: Все засуетилось?

-Отсюда, каков темп чтения этой части?

-Какие слова здесь главные?

-3 ч. Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.

- Какие слова здесь главные?

- Как шумит Весна?

4 ч.

 – Прочитайте и выберите из текста в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части.

-Как называет поэт Зиму?

- А Весну?

5ч. – Как отреагировала Весна на проказы Зимы?

- Что значит «наперекор»? (вопреки)

-Прочитайте все стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать?

5 учеников по 1 части.

-Молодцы. А теперь послушайте еще одно стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»

(читаю стихотворение)

-Можно  ли услышать в стихотворении шум весенней воды? Как поэт этого добился?

-Кого поэт называет гонцами?

-О каком хороводе он говорит?

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

-Прочитайте стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо читать?

-Понравились ли вам стихотворения?

-Кто автор?

-Какое вам больше понравилось?

-Зима и Весна.

-Сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа

-Читают, приводят доказательства.

-Одушевляет , делает их живыми.

-Олицетворение.

-Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит.

-Весна.

-5

-прошла ее пора.

-бодро, т.к. весна побеждает.

-Читают.

-3 учеников читают.

Итог

Рефлексия

-Давайте вспомним, что же мы сегодня учили, читали на уроке?

– Для чего мы учимся читать стихи выразительно?

– У кого сегодня на уроке было такое настроение?

Продолжите предложения.

-Познакомились с стихотворениями Ф.И.Тютчева и готовились к выразительному чтению.

- Чтобы создать у слушателей весеннее, солнечное настроение

Домашнее задание

-выразительное чтение стихотворения наизусть.

        

Конструкт   урока   литературного чтения

на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева.

2 класс

                                                     

Разработчик: Солодова Н.В.

Санкт-Петербург

2019

Цель:  знакомство учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и « Весенние воды».

Задачи: 

1) воспитывать эстетические качества через поэтический стихотворный текст;

2)развивать простейшие приёмы анализа стихотворных текстов;

3)учить выразительно читать стихотворения.

Оборудование: Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»
Таблички с фамилиями: Л.Н.Толстой, Ф.И.Тютчев, Ш.Перро, Б.Заходер
Портрет Ф.И.Тютчева, фонограмма «Симфонической картинки» Глазунова А.К., ИКТ, учебник «Литературное чтение» 2 класс(часть2) УмК»Школа России».

Планируемые результаты

  1. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  2. Метапредметные (УУД):

- личностные: действие смыслообразования; самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности; формирование интереса к изучению предмета.

-    регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формировать проблему; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник); контроль, коррекция; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

- познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;

Общеучебные УУД: структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанных слов и предложений.

-    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации; умение выражать свои мысли.

  1. Предметные:

Обучающие: познакомить со стихотворениями «Зима недаром злится» и «Весенние воды»

       Развивающие: речевые умения, воображение, внимание, творческие способности, выразительное чтение.

Воспитательные:  читательскую активность; любовь к поэзии и природе.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение: Ф.Тютчев "Зима недаром злится", "Весенние воды"

Метапредметный урок: чтение + Изо с приложениями. Картины художников и детских рисунков о весне....

Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...

Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...

Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...

Урок литературного чтения Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"

Конспект урока по литературному чтению на тему Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"....