Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" 4 класс
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Морозова Ольга Александровна

Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

ü Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому.

ü Предметные: познакомить с биографией писателя; отработать навыки правильного выразительного чтения; формировать умение анализировать характер и поступки героев; развивать у учащихся навыки чтения, речь, внимание, память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»».

Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому.
  • Предметные: познакомить с биографией писателя; отработать навыки правильного выразительного чтения; формировать умение анализировать характер и поступки героев; развивать у учащихся навыки чтения, речь, внимание, память.

Оборудование: учебник Школа России Л. Ф. Климанова, 4 класс, 2 часть; проектор, презентация.

Этап, методы и приемы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала занятия

Метод: словесный

Прием: подводящий монолог

1 мин

Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. Молодцы. Сейчас тихо сядут девочки, а еще тише мальчики.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Личностные -воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся.

Мотивационный этап

Метод: наглядно-словесный

Прием: работа с стихотворением

3 мин

А начнем мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Стихотворение).

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока…

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках.

Подрастет щеночек мой –

Он поправдашний, живой.

(И. Толмакова.)

Прочитайте про себя.

- Прочитайте, разделив на слоги.

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте выразительно. Молодцы!

Скажите, как вы понимаете чувства рассказчика? Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали? Когда животные маленькие – они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло? (Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное – не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили).

Отвечать на вопрос

Читать стихотворение про себя, по слогам хором

Читать выразительно

Индивидуальное чтение стихотворения

Анализировать стихотворение по вопросам учителя

Регулятивные: выполнять по предложенному учителем плану

 

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Постановка учебной задачи и ее решение

М: практический

П: разгадывание кроссворда

Метод: словесный

Прием: беседа

М: словесный

П: слово учителя

Метод: словесный

Прием: работа с незнакомыми словами

Метод: словесно - практический

Прием: выборочное чтение

 

Чтобы узнать о ком мы будем говорить на уроке, вам в парах нужно разгадать кроссворд.

1. Дед в шубу одет, наружу мех. (медведь)

2. Не говорит, не поет, а кто к хозяйки идет – она знать дает. (собака)

3. В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, себе город строит. (муравей)

4. Лежит под плетнем и крутит хвостом. Ничего не болит, а все стонет. (свинья)

5. Дикая свинья, а также самец дикой свиньи. (кабан)

Какое слово получилось по горизонтали? Кто это?

Какие цели мы перед собой поставим на урок? Что мы узнаем? Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

Скажите, что вы знаете об авторе? Какие произведения читали?

Но перед тем как мы начнем знакомиться с произведением, мы познакомимся с самим автором.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г, в заводском поселке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.

Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы».

В произведениях 80-х гг. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).

90-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьёзных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 90-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.).

На революционные события 1905 г. он откликнулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге.

Мамин-Сибиряк внёс значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

Что нового вы узнали об авторе?

 

Разгадывать кроссворд

Ставить и формулировать цели на урок

Отвечать на вопросы

Случать биографию Д.Н. Мамина-Сибиряка

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: умение излагать свое мнение,

Регулятивные: постановка и формулирование цели урока

Коммуникативные:

отвечать на вопросы по содержанию

литературного текста

Коммуникативные: уметь выделять определять в тексте подтверждающие мысли;

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами

Физ. минутка

1 мин

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Повторять движения

Решение частных учебных задач

Метод: словесный

Прием: работа с незнакомыми словами

Метод: словесный

Прием: анализ произведения

Метод: словесный

Прием: выборочное чтение

10 мин

В тексте нам встретятся незнакомые слова. Попробуйте объяснить значение слов:

- Доспехи – 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

- Протока –1)  боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

- Сайма – рыбацкая стоянка.

- Муштровать – обучать, подвергать муштре.

- Муштра – суровая система воспитания, обучения.

Теперь синонимы к словам: отчаянный (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий); гордый (горделивый, самолюбивый, высокомерный).

Подберите антонимы к словам: оригинальный (банальный); особенный (обыкновенный).

Теперь давайте прочитаем рассказ «Приёмыш». (Читаю сама)

Ваши впечатления от прочитанного.

Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни.

Доброта – это богатство, щедрость души человека.

Докажите, что добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь?

Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей?

Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?

Работать над незнакомыми словами

Подбирать синонимы к словам

Подбирать антонимы к словам

Случать и следить по тексту

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту и анализировать его

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Личностные: строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в диалоге Коммуникативные:

отвечать на вопросы по содержанию

литературного текста

Итог урока

2 мин

Домашнее задание:

Выразительно читать текст с.76-83

Что вы узнали о писателе? С каким рассказом мы сегодня познакомились? О чем это произведение?

Записывать д/з

Отвечать на вопросы

Регулятивные – анализировать собственную и мою работу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подарили собаку Нет, не просто подарили, В день рожденья подарили Очень славного щенка! Он малюсенький пока… Он идет смешной-смешной, Путается в лапках. Подрастет щеночек мой – Он поправдашний, живой. (И. Толмакова.)

Слайд 3

Тема: Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» Узнаем … Познакомимся … Повторим … Научимся … Продолжим … Закрепим …

Слайд 4

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 - 1912) Родился 6 ноября 1852 г, в заводском поселке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год.

Слайд 6

Доспехи – Протока – Сайма – Муштровать – Муштра – 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение. 1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал. рыбацкая стоянка. обучать, подвергать муштре. суровая система воспитания, обучения.

Слайд 7

Подберите синонимы к словам: отчаянный гордый Подберите антонимы к словам: оригинальный особенный

Слайд 8

Доброта – это богатство, щедрость души человека.

Слайд 9

Домашнее задание Выразительно читать текст с.76-83

Слайд 10

Я познакомился (ась) … Я научился (ась) … Я повторил(а)… Я узнал(а)… Я закрепил (а) … Мне понравилось… Тема: Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения " У каждого своё место в природе. Мамин - Сибиряк "Медведко" 3 класс.

Урок литературного чтения в 3 классе построен в соответствии с ФГОС. Урок развивающий, используется технология правильной читательской деятельности....

Литературное чтение. Обобщающий урок по произведению Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». 3 класс

Цели: - углубленный анализ содержания-  составление портретных характеристик персонажей- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживан...

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и призентация по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс...

Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Характеристика героев рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». 4 класс

Данный материал нацелен на знакомство с произведением Мамина - Сибиряка "Приемыш". Урок был проведен во время дистанционного обучения по платформе ZOOM....

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Конспект урока по литературному чтениюТема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».Цель: Создание условий для формирования у учащихся умения характеризовать персонажей, с помощью введения приёмо...