Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" 4 класс
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
ü Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому.
ü Предметные: познакомить с биографией писателя; отработать навыки правильного выразительного чтения; формировать умение анализировать характер и поступки героев; развивать у учащихся навыки чтения, речь, внимание, память.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока «Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»».
Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
- Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому.
- Предметные: познакомить с биографией писателя; отработать навыки правильного выразительного чтения; формировать умение анализировать характер и поступки героев; развивать у учащихся навыки чтения, речь, внимание, память.
Оборудование: учебник Школа России Л. Ф. Климанова, 4 класс, 2 часть; проектор, презентация.
Этап, методы и приемы | Время | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организация начала занятия Метод: словесный Прием: подводящий монолог | 1 мин | Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. Молодцы. Сейчас тихо сядут девочки, а еще тише мальчики. | Приветствовать учителя Настраиваться на работу | Личностные -воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся. |
Мотивационный этап Метод: наглядно-словесный Прием: работа с стихотворением | 3 мин | А начнем мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Стихотворение). Подарили собаку Нет, не просто подарили, В день рожденья подарили Очень славного щенка! Он малюсенький пока… Он идет смешной-смешной, Путается в лапках. Подрастет щеночек мой – Он поправдашний, живой. (И. Толмакова.) Прочитайте про себя. - Прочитайте, разделив на слоги. - Прочитайте с интонацией удивления. - Прочитайте шепотом. - Прочитайте выразительно. Молодцы! Скажите, как вы понимаете чувства рассказчика? Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали? Когда животные маленькие – они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло? (Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное – не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили). | Отвечать на вопрос Читать стихотворение про себя, по слогам хором Читать выразительно Индивидуальное чтение стихотворения Анализировать стихотворение по вопросам учителя | Регулятивные: выполнять по предложенному учителем плану
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме |
Постановка учебной задачи и ее решение М: практический П: разгадывание кроссворда Метод: словесный Прием: беседа М: словесный П: слово учителя Метод: словесный Прием: работа с незнакомыми словами Метод: словесно - практический Прием: выборочное чтение |
| Чтобы узнать о ком мы будем говорить на уроке, вам в парах нужно разгадать кроссворд. 1. Дед в шубу одет, наружу мех. (медведь) 2. Не говорит, не поет, а кто к хозяйки идет – она знать дает. (собака) 3. В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, себе город строит. (муравей) 4. Лежит под плетнем и крутит хвостом. Ничего не болит, а все стонет. (свинья) 5. Дикая свинья, а также самец дикой свиньи. (кабан) Какое слово получилось по горизонтали? Кто это? Какие цели мы перед собой поставим на урок? Что мы узнаем? Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением Мамина-Сибиряка «Приёмыш». Скажите, что вы знаете об авторе? Какие произведения читали? Но перед тем как мы начнем знакомиться с произведением, мы познакомимся с самим автором. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г, в заводском поселке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе. Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы». В произведениях 80-х гг. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.). 90-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьёзных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 90-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). На революционные события 1905 г. он откликнулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внёс значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни. Что нового вы узнали об авторе? |
Разгадывать кроссворд Ставить и формулировать цели на урок Отвечать на вопросы Случать биографию Д.Н. Мамина-Сибиряка Отвечать на вопросы | Коммуникативные: умение излагать свое мнение, Регулятивные: постановка и формулирование цели урока Коммуникативные: отвечать на вопросы по содержанию литературного текста Коммуникативные: уметь выделять определять в тексте подтверждающие мысли; достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами |
Физ. минутка | 1 мин | Бабочка Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) | Повторять движения | |
Решение частных учебных задач Метод: словесный Прием: работа с незнакомыми словами Метод: словесный Прием: анализ произведения Метод: словесный Прием: выборочное чтение | 10 мин | В тексте нам встретятся незнакомые слова. Попробуйте объяснить значение слов: - Доспехи – 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение. - Протока –1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал. - Сайма – рыбацкая стоянка. - Муштровать – обучать, подвергать муштре. - Муштра – суровая система воспитания, обучения. Теперь синонимы к словам: отчаянный (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий); гордый (горделивый, самолюбивый, высокомерный). Подберите антонимы к словам: оригинальный (банальный); особенный (обыкновенный). Теперь давайте прочитаем рассказ «Приёмыш». (Читаю сама) Ваши впечатления от прочитанного. Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни. Доброта – это богатство, щедрость души человека. Докажите, что добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь? Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок? | Работать над незнакомыми словами Подбирать синонимы к словам Подбирать антонимы к словам Случать и следить по тексту Отвечать на вопросы по прочитанному тексту и анализировать его | Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме Личностные: строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: участвовать в диалоге Коммуникативные: отвечать на вопросы по содержанию литературного текста |
Итог урока | 2 мин | Домашнее задание: Выразительно читать текст с.76-83 Что вы узнали о писателе? С каким рассказом мы сегодня познакомились? О чем это произведение? | Записывать д/з Отвечать на вопросы | Регулятивные – анализировать собственную и мою работу |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» Узнаем … Познакомимся … Повторим … Научимся … Продолжим … Закрепим …
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 - 1912) Родился 6 ноября 1852 г, в заводском поселке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год.
Доспехи – Протока – Сайма – Муштровать – Муштра – 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение. 1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал. рыбацкая стоянка. обучать, подвергать муштре. суровая система воспитания, обучения.
Подберите синонимы к словам: отчаянный гордый Подберите антонимы к словам: оригинальный особенный
Доброта – это богатство, щедрость души человека.
Домашнее задание Выразительно читать текст с.76-83
Я познакомился (ась) … Я научился (ась) … Я повторил(а)… Я узнал(а)… Я закрепил (а) … Мне понравилось… Тема: Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения " У каждого своё место в природе. Мамин - Сибиряк "Медведко" 3 класс.
Урок литературного чтения в 3 классе построен в соответствии с ФГОС. Урок развивающий, используется технология правильной читательской деятельности....
Литературное чтение. Обобщающий урок по произведению Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». 3 класс
Цели: - углубленный анализ содержания- составление портретных характеристик персонажей- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживан...
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс (конспект + презентация)
Конспект урока и призентация по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "В.И Белов. Еще про Мальку" 3 класс
УМК "Школа России"...
Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Характеристика героев рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». 4 класс
Данный материал нацелен на знакомство с произведением Мамина - Сибиряка "Приемыш". Урок был проведен во время дистанционного обучения по платформе ZOOM....
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Конспект урока по литературному чтениюТема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».Цель: Создание условий для формирования у учащихся умения характеризовать персонажей, с помощью введения приёмо...