Литературное чтение. Обобщающий урок по произведению Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Цели:
- углубленный анализ содержания
- составление портретных характеристик персонажей
- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;
заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.
- развитие речи.
Компетенции, формируемые на данном уроке:
- ценностно-смысловые;
- учебно-познавательные;
- коммуникативные;
- общекультурные;
- социально-трудовые;
- информационные;
- личностного саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afanaseva_olga_nikolaevna_urok_lit._chteniya.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева Ольга Николаевна
учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 10
посёлка Радуга
Урок. Презентация. Публикация
Литературное чтение
Обобщающий урок по произведению Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». 3 класс Цели:
- углубленный анализ содержания
- составление портретных характеристик персонажей
- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;
заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.
- развитие речи.
Компетенции, формируемые на данном уроке:
- ценностно-смысловые;
- учебно-познавательные;
- коммуникативные;
- общекультурные;
- социально-трудовые;
- информационные;
- личностного саморазвития.
Оборудование:
компьютер, мультимедиа установка;
карточки
Программное обеспечение:
Презентация. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» Приложение
Ход урока.
Организационный момент.
Метод «Поздоровайся улыбкой»
У.: Сейчас , ребята ,поприветствуем друг друга улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу.
Поделились хорошим настроением, тогда можем начинать урок.
Постановка цели и задач урока.
Слайд 1
Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка «Серая шейка».
Слайд2.
Актуализация полученных знаний.
Вспомните содержание сказки.
Слайд 3.
- Кто такая Серая Шейка?
- Серая Шейка была взрослой уткой или ребёнком?
- У неё были родители?
- Одинаково ли родители относятся к своей дочери ?
У.: Вспомним разговор Утки и Селезня
Чтение по ролям1 глава.
Стр. 28
- Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?
( Она всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).
А Селезень ?
( Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, « всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что Серой Шейки было бы лучше , если бы Лиса её съела: всё равно ей суждено погибнуть зимой.)
- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции?
- Дайте характеристику этим героям. Какими вы бы их словами охарактеризовали?
Слайд 4.
- Посмотрите на их жизненные позиции. Одинаковы ли они ?
- Сейчас мы с вами поучимся составлять синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь Селезня и Утки.
Синквейн – это свободное творчество, но записанное по определённым правилам. Посмотрите на слайд.
Слайд 5.
Работа в парах.
- Половина класса будет составлять синквейн со словом Утка, а вторая половина - со словом Селезень. Карточки у всех на столах.
Работаем 3 минуты. Зачитайте ваши работы.
_ Уточка была доброй, заботливой.
Селезень же любил порассуждать и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то « оказывалось, что он всегда умён, всегда прав и всегда лучше всех».
- В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда6 если не занимать в жизни активную позицию, не помогать другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том что полезно, а что вредно. Стараться не тревожить себя понапрасну, есть возможность выглядеть умным и рассудительным. Такого человека называют обывателем.
Слайд 6.
- Действительно , обыватель – это человек, который выражает внешнее сочувствие, внешнюю заинтересованность в жизни других – однако никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека. О их жизненной позиции говорит народная мудрость « Моя хата с краю, я ничего не знаю»
- Хорошо ли находиться рядом с таким человеком ?
Физминутка.
Упражнение « Четыре стихии»
Слайд 7.
Земля – приседаем и касаемся руками пола.
Вода – вытягиваем руки вперёд и делаем плавательные движения.
Воздух – поднимаемся на носочки и делаем глубокий вздох.
Огонь - вращаем локтевыми и лучезапястными суставами.
- Почему Утка, такая заботливая, добрая не может остаться со своей больной дочерью и улетает на юг ?
- Давайте найдём ответ во 2 главе.
Стр. 33
- Что же гонит птиц с милой родины?
- Однако вывести потомство птицы возвращаются на Родину.
Слайд 8.
- Где ваша Родина?
Родина нужна не только людям , но и птицам.
- А где же Родина нашей Серой Шейки ?
- Это небольшая река, заросшая камышом, которая в лютый мороз становилась самым страшным её врагом, которого, как и голодную Лису, боялись все герои этой сказки.
- Давайте прочитаем, что об этом сказано в конце первых трёх глав.
Чтение по рядам.
Слайд 9.
1 гл. « Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку,
- ведь всё равно она должна погибнуть зимою». – Селезень
2гл.» Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня Съела…» - Серая Шейка.
3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!... Какая несчастная Серая Шейка! Съест её Лиса…» - Заяц.
- Никто не верит в её возможность выжить, даже сама уточка.
- Зимой не только Серой Шейке из сказки грозит опасность. Может ли каждый из вас стать спасителем для птиц.?
- Кто же оказался спасителем Серой Шейки?
- Вам понравился Акинтич? Какой Это человек?
Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее , чем удачная охота.
- Дети, как вы думаете, почему в нашей сказке охотник никого не убил?
( Ведь у сказки должен быть счастливый конец .
Потому что он человек, а главное предназначение человека – спасать природу.
Люди должны заботиться о тех, кто слабее .).
Слайд 10.
- Что же хочет сказать Мамин – Сибиряк этим произведением7
Подведение итогов.
-Скажите, что вас тронуло в этой сказке?
- Что поразило?
- Что порадовало?
- Что вызвало недовольство и возмущение ?
- Но я то уверена , что, вы , ребята , добрые и отзывчивые.
Домашнее задание.
- Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки?
( Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку).
- Как бы вы назвали 5 часть ?
( Возвращение в семью . Новые друзья.
Зимовье в новой семье .)
_
Приложение
Метод « Синквейн»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-ем классе Тема: Отражение позиции героя. Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка».
Продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием Iглавы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»; Развивать творческие способности, мышление, речь. ...
Урок литературного чтения " У каждого своё место в природе. Мамин - Сибиряк "Медведко" 3 класс.
Урок литературного чтения в 3 классе построен в соответствии с ФГОС. Урок развивающий, используется технология правильной читательской деятельности....
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Конспект урока по литературному чтению "Обобщающий урок о разделу "Собирай по ягодке – наберешь кузовок", 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи.Планируемые результатыПредметные:- знать авторов и названия рассказов раздела;- знать соде...
Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Характеристика героев рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». 4 класс
Данный материал нацелен на знакомство с произведением Мамина - Сибиряка "Приемыш". Урок был проведен во время дистанционного обучения по платформе ZOOM....
Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок "Путешествие в страну "Фантазия"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Страна «Фантазия»».Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания обучающихся о биографии авторов Евгения Велтистова, Кира...
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Конспект урока по литературному чтениюТема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».Цель: Создание условий для формирования у учащихся умения характеризовать персонажей, с помощью введения приёмо...