Урок литературного чтения " У каждого своё место в природе. Мамин - Сибиряк "Медведко" 3 класс.
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме
Урок литературного чтения в 3 классе построен в соответствии с ФГОС. Урок развивающий, используется технология правильной читательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9».
Учитель: Хулапова Т.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
ОС «Школа 2100».
Урок литературного чтения.
Тема урока: У каждого своё место в природе.
Мамин – Сибиряк «Медведко».
Цели урока:
- Развивать умение соотносить текст и заглавие; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания; учить эмоциональному переживанию прочитанного.
- Обучать умению вести диалог с автором.
- Формировать интерес к чтению произведений Д. Мамина – Сибиряка.
- Воспитывать у детей любовь к природе, к животным.
Оборудование: Презентация к уроку, рисунки детей, карточки для работы в группах.
Технология правильной читательской деятельности.
Ход урока.
- Оргмомент.
-Настроение каково?
-Во!
-У нас сегодня гости. Поздоровайтесь, улыбнитесь гостям, друг другу…
Начинаем работать.
- Сообщение темы урока.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами открыли новый раздел учебника.
Как он называется?
- Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о другом животном.
Догадайтесь, о ком мы будем читать.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Слайд).
-Каким вы представляете медвежонка?
- Прочитайте фамилию автора. Знаком нам автор?
- Объясните слово «Медведко».
-Какое по жанру произведение будем читать?
-Рассмотрите иллюстрацию. Прочтите ключевые слова.
(Слайд)
Барин
милый гость
гимназисты
квартирант
охотник
накуролесил
-Какие предположения у вас возникли, о чём этот рассказ?
III. Чтение 1 части рассказа (вслух, по цепочке)
Объяснение слов по ходу чтения.
Барин- помещик, дворянин.
Кучер- тот, кто правит лошадьми в экипаже.
Таращил глазёнки – удивленно смотрел.
Комическая важность – смешная, неуклюжая.
Анализ 1 части.
-Что узнали о медвежонке?
-Как медвежонок оказался дома у рассказчика?
-Как автор относится к медвежонку?
-Каким вы представляете медвежонка?
-Прочитайте описание медвежонка в тексте.
-Как вёл себя медвежонок на новом месте?
-Почему автор решил оставить медвежонка у себя?
IY. Чтение 2-ой части рассказа (про себя).
Беседа после чтения:
-Что забавляло в поведении медвежонка?
-Как называет рассказчик зверька?
-Что происходит в столовой?
-Меняется ли отношение к медвежонку?
-Как автор теперь называет медвежонка?
-Приживётся ли медвежонок в доме?
-Удастся ли выспаться рассказчику этой ночью?
Y. Чтение 3 части рассказа.
(Диалог с автором).
Читаем 1 абзац (до слов …заставил меня вскочить.)
-Какой вопрос захотелось задать автору?
(А что такое случилось?)
- Как вы думаете, что случилось?
(ответы детей)
Читаем до слов… зверина.
- Что бы вы спросили у автора?
(ответы детей)
Читаем до слов … маленькому квартиранту.
-А кого называют квартирантом?
Квартирант - временный житель.
Читаем до слов … что-то невероятное.
-Что же такого могло произойти?
-Проверим!
Читаем до слов … не дал спать всю ночь.
-Что бы вы спросили у рассказчика?
(Ответы детей).
- Где же провёл следующую ночь медвежонок?
-Давайте посмотрим, как меняется отношение рассказчика к зверю?
-Найдите слова, которыми автор называет медвежонка.
(Слайд)
Зверина
Квартирант
Беспокойный гость
Виновник скандала
Разбойник
Поганый зверь
-Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик?
YI. Чтение 4 части.
(Читает ученик).
-Объясните значение слов и выражений:
(Слайд)
Накуролесил – натворил дел, нахулиганил.
Экипаж – лёгкая повозка, коляска.
Бросилась стремглав – побежала быстро.
Отказался наотрез – категорично.
Взмолился – просил о пощаде.
-
YII. Беседа после чтения:
- Почему автор сожалеет о том, что взял медвежонка домой?
-Кому отдали медвежонка?
-Когда вернули медвежонка назад?
Творческое задание.
- Как вы думаете, как сложилась жизнь зверька у охотника? Пофантазируйте,
Расскажите, как сложится жизнь медвежонка в дальнейшем.
Повторное обращение к иллюстрации.
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Озвучьте её словами из текста.
-Как вы думаете, почему автор выбрал такое название к рассказу «Медведко», а не «Медвежонок»?
Рассказ ученика о писателе. (Заранее подготовленный).
Учитель: Мамин - Сибиряк прожил детские и юношеские годы на Урале. Медвежонка в тех краях часто называют «Медведко». Послушайте, как звучит это слово. В нём и трогательность, и мягкость, и доброта.
А теперь вспомните всё, что вы знаете о медведях.
(Фильм о медведях).
(По ходу слайдов дети комментируют…)
Проверка умения учеников определять главную мысль текста.
(работа по карточкам)
- О чём хотел рассказать автор?
- О медвежонке.
- Об отношении детей к медвежонку.
- О том, как ведут себя дикие животные в доме у человека.
- Об отношении человека к диким животным.
- Какое предположение лучше всего помогает понять главную мысль текста?
- Медвежонок не прижился дома потому, что мешал хозяевам отдыхать.
- Медвежонка отдали потому, что он много «куролесил».
- Медведей нельзя держать дома, потому что они – дикие животные.
- Медведь – не домашнее животное. Каждому – своё место в природе.
YIII. Итог урока.
- К какой мысли подводит автор своих читателей?
(О несовместимости жизни в доме человека и дикого зверя).
(Слайд).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007....
Конспект урока по теме: У каждого - своё место в природе ( рассказ Д. Мамина-Сибиряка "Медведко").
Конспект урока с презентацией....
Презентация к уроку литературного чтения по теме: У каждого-своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк "Медведко").
Презентация к рассказу Д. Мамина-Сибиряка "Медведко". 3 класс....
Урок литературного чтения по теме: Каждому- своё место в природе. По рассказу Д.Н.Мамина-Сибиряка"Медведко"..
Урок литературного чтения. Тема: Каждому - своё место в природе....
Конспект интергрированного урока литературного чтения и русского языка "Произведения о природе А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…». Учимся писать письма"
Тема: Произведения о природе. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». Учимся писать письма.Цель: создать условия для ознакомления с произведениями А. С. Пушкина; способс...
Технологическая карта урока Литературное чтение по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок
Конспенкт урока Литературное чтение по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок...
Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Характеристика героев рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». 4 класс
Данный материал нацелен на знакомство с произведением Мамина - Сибиряка "Приемыш". Урок был проведен во время дистанционного обучения по платформе ZOOM....