М. М. Пришвин «Выскочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: М.М. Пришвин «Выскочка»
Цели урока: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
Предметные:
- разовьют умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.
Личностные:
- формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник – литературное чтение 4 класс, 2 часть, Л. Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация, раздаточный материал.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент | Доброе утро. Пожалуйста, садитесь. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал. Проверка домашнего задания (Творческий пересказ текста от имени Барбоса.) Речевая разминка (работа с текстом из учебника) | Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. | |
Постановка и решение учебной задачи Практический: выполнение задания. Словесный: беседа | Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Посмотрите внимательно на портрет писателя. -Может кто-то узнал этого человека? Как его зовут? - Это Михаил Михайлович Пришвин. И его биографию нам расскажут …… Рита: М. Пришвин родился в 1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений. Карина: В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. “Я научился понимать, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются”, – говорил Пришвин. Катя: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что–то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. – Какие рассказы Пришвина Вы читали? Учитель: В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении. Такие произведения, учат понимать и беречь родную природу. -Сегодня мы познакомимся с рассказом «Выскочка». - А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка - человек, который стремится показать себя лучше, чем он есть на самом деле, и что он лучше других. (слайд) -Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? (предполагает тот, кто не читал рассказ) -Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ. -Перед чтением проведём словарно-лексическую работу. - Соедините слова и выражения с их значением(в парах)(на карточках) Проверка. Открываем учебники с.92. Сейчас мы прослушаем запись, где рассказ будет читать актер, вы следите по тексту. Я буду иногда останавливать, и задавать вопросы. Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки» Вопросы после 1 остановки. - Кто является героем рассказа? - Какой породы была Вьюшка? - Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность? - Как могут дальше развиваться события? Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок» Вопросы после 2 остановки. - Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? - Чем же отличалась одна из сорок? - Как про таких говорят? -Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события? Чтение 3 части до конца. Вопросы после прочтения всего текста. - Поднимите руки, чьи предположения оправдались? - Что же произошло между героями? - За что сороки осуждали Выскочку? - Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? | Размышлять над темой урока и учебной деятельностью Ставить перед собой цель урока Анализировать, рассуждать Отвечать на вопросы | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: постановка и формулирование проблемы. | |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Практический: чтение текста | Обратимся к тексту. - Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая) -Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение) - Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью) - Как автор описал Выскочку? (он использовал народную мудрость) -Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует. - Прочитайте описание сороки после этого случая. - Как автор относится к Выскочке? - А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа?( стыда) - Предлагаю поработать в группах и каждой группе составить свою словесную пирамиду. (5 человек в группе) (на карточках) Проверка. | Слушать учителя Отвечать на вопросы Работать в паре Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения Усваивать новую информацию Анализировать Анализировать Выполнять задание | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | |
Итог урока. Рефлексия. | - «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и думаю» М.Пришвин -Что хотел автор донести до читателей этим произведением?(быть всегда вместе, держаться друг за друга. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал» Рефлексия Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства … Рассказ помог понять … | Подводить итог урока Отвечать на вопросы | ||
Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение рассказа. | Записывать домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва
Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...
М.М.Пришвин "Выскочка"Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Работа с текстом на уроках литературного чтенияСегодня ФГОСТ определяет в качестве цели основного общего образования выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личност...
Конспект урока чтения 4 класс Тема «М.Пришвин «Выскочка»
Урок разработан по ФГОС...
Урок литературного чтения в 4 классе по произведению М. М. Пришвина "Выскочка"
Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу М. Пришвина "Выскочка". УМК "Школа России"....
М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся. На каждом этапе урока использованы приемы по...
Урок литературного чтения: М, М. Пришвин "Выскочка"
Урок литературы проводился в 4 специальном (коррекционном) классе...