М.М.Пришвин "Выскочка"Конспект урока литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

 

Работа с текстом на уроках литературного чтения

Сегодня ФГОСТ определяет в качестве цели основного общего образования выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личность – это человек, умеющий действовать, решать возникающие в жизни задачи

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Приоритетной цельюобучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

      Читательская компетентностьопределяется:

  • владением техникой чтения,
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

 

На уроках литературного чтения младшие школьники  учатся полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать

мнение собеседника. Они получают возможность воспринимать

художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, знакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.

Помогает учащимся разобраться в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел автора и оценить, как он воплощен в слове технология развития критического мышления.

Чтение с остановками -  условное название методического  приема (технологии  РКМЧП)  по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов.

 

 На уроках достигается необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, формируются  универсальные действия, отражающие

учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Предлагается  конспект урока литературного чтения в 4 классе, разработанного с использованием стратегии «чтение с остановками».

 

 

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России»

 

Тема урока: Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»

Технологические особенности. Технология критического мышления.                          

Тип  урока. Изучение и закрепление нового материала.                                     

Общая дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления и закрепления знаний по творчеству М.М. Пришвина.

Образовательная цель: познакомить учащихся с биографическими данными М.М. Пришвина и его рассказом  «Выскочка»;  активизировать «вдумчивое чтение» (т.е. думать над произведением до чтения, во время и после чтения); способствовать пониманию идеи произведения; формировать у учащихся личное отношение к прочитанному.                                                         

Развивающая цель: развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать,  систематизировать, делать выводы;  формировать умение ученика критически осмысливать имеющуюся у него информацию и применять ее в различных ситуациях.                                                                               Воспитательная цель: создать условия для развития способностей ученика принимать ответственное решение в той или иной ситуации, способности оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей; создать условия для сотрудничества, взаимопонимания.

Методы обучения. Частично-поисковый, репродуктивный.                               

Средства обучения: портрет писателя, карточки с заданиями, иллюстрации, рисунки животных.

Структура урока

  1. Оргмомент(проверка готовности к уроку, приветствие)    
  2. Мотивация и целеполагание                                                                                               

– Я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Когда будете слушать, рассмотрите иллюстрации.  ( Звучит красивая музыка «Звуки природы»,  на доске иллюстрации – пейзажи, животные,  слова: 

«Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека»  М.М. Пришвин

– Что объединяет музыкальное произведение, иллюстрации и слова, которые вы услышали? (Это слова о природе и о людях) 

– Великое слово природа. Природа создала человека.  Человек – часть природы, ее неповторимое создание.  Рассказ, с которым мы познакомимся  сегодня жизненный, и такая ситуация вполне могла произойти с одним из нас 

– Работая в парах, определите цели урока. У вас на партах лежат листочки. Прочитайте  и определите главное.  Итак, сегодня на уроке…

1.Познакомиться           

с учебником                                                         

с автором литературного произведения                                                                                                                                                                

с новым произведением

2.Читать и                       

не понимать                                                                               

понимать прочитанное

3. Высказывать и доказывать        

недовольство                                                    

собственное мнение                                                                                                                

пожелание                                       

3. Изучение нового материала
1) Знакомство с биографией М.М.Пришвина.

– Возьмите первую карточку и познакомьтесь с небольшими сведениями из биографии (работа в парах  по карточкам)

1. Пришвин родился в имении Хрущёво в Орловской губернии, повел здесь свое детство. В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка.                                                                                                                                                  С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются»

– О чем мог писать Пришвин?  Что мы можем сказать о таком человеке?  (Пришвин был тонким наблюдателем, каждый раз при встрече с природой открывал для себя что-то новое)

2. М.М.Пришвин – человек, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для ее охраны. Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу.                                                                                                                                                      Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.

– Что волновало писателя больше всего?  Почему он не мог быть равнодушным к природе? (Пришвин  не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Он считал, что природа неотделима от человека, его судьбы, забот и переживаний)

– Сегодня мы с вами прочитаем рассказ «Выскочка». Кого называют выскочкой?                                                                                                               

  Выскочка- человек, который стремится показать себя лучше, чем он есть на самом деле, и что он лучше других. [3, 119] 

– А вы знаете, что в этом рассказе нет ни одного человека. Характерная особенность творчества Пришвина через забавные истории, связанные  с животными, с их поведением, отношением, показать, как близок мир человека и животных.  На уроке  при чтении познакомимся с такой ситуацией, когда герой-животное ведет себя как человек-выскочка, и что из этого получается?                                                                                                         

2) Словарная работа.                                                                                                   

– Пользуясь словарем, определить значение слов и словосочетаний. (Работа в парах)

   Хвост поленом - хвост прямой, опущенный вниз.                                       

  Бдительность – внимание, настороженность.                                                    

  Выводок – птенцы, выведенные одной птицей.                                                                

  С заскоком и пыльцой в голове – крайность, странность в поведении.                   

 Поскакала дуром – двигалась странно.                                                                      

  Срам – стыд и позор.                                                                                                               

  На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность.

3) Первичное восприятие текста.
Слушаем рассказ и следим за чтением. Особое внимание обращайте на героев рассказа и их повадки.

«Чтение с остановками» (1,2,3 часть рассказа читает учитель, 4 часть – ученик)                                                                                                                                         1 остановка – Это у неё означало тревогу и начало бдительности.                                             

– Как вы думаете, почему Вьюшка тревожилась?                                                                

  2 остановка– и одна только Выскочка поскакала дуром…                                                       

– Как поведет себя Выскочка?                                                                                        

  3 остановка – наступали шесть умных сорок…                                                                     

– Как вы думаете, кому достанется косточка?                                                              

     4 остановка– и торчал из пасти ее…                                                                                           

– Как закончится рассказ?       

– Понравился ли вам рассказ?                                                                                               

– О ком говорится в рассказе?                                                                                                

Кто больше понравился?                                                                                                          

– Какой представляете Вьюшку? А Выскочку?                                                                    

– Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изображен?

4.Осознание и осмысление прочитанного                                                           

  1) Выборочное чтение и заполнение таблицы.  Работая с текстом, выясним, как ведут себя герои рассказа.                                                          

– Прочитайте описание Вьюшки.                                                                                              

– Как ведет себя Вьюшка? Запишите в таблицу.                                                                   

– Как автор относится к Вьюшке?

– Что вы узнали о Выскочке? Какая она? Прочитайте.                                                       

– Как ведет себя Выскочка? Запишите.                                                                                     

– Как автор относится к  Выскочке?

Вьюшка

Выскочка

Внешний вид:

Хвостик колечком,  зубки белые

Поведение:                                  не пустит врага, веселая, бдительная, схватила за хвост

Внешний вид                                                           Внешний вид после:                                                                        до происшествия:                                                   шарик пестрый с головкой,  

пестрая, блестящая                                             бесхвостая                                       

радужный хвост                                                                                                     Поведение:                                                                                                     

с заскоком и пыльцой в голове                                                                  

 поскакала дуром                                                                      

проворная воровка яиц                                                                                

схватила кость                                                                                          

считает себя умнее

 – Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?

5. Закрепление изученного                                                                                                    

– Какой вывод делает  Пришвин? О чем предупреждает?  М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать.                                                                                            

– И мы сегодня познакомились с такой ситуацией, где сорока ведет себя как выскочка.

– У Пришвина есть слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»                                                                                                          

– Как понимаете?

6.Подведение итогов урока.                                                                                         

– Встречались ли вам выскочки? Что бы вы им посоветовали?

7.Домашнее задание.                                                                                                                                 

– Прочитать рассказ. Подобрать пословицы к рассказу.

8.Рефлексия.                                                                                                                                        

– Закончи предложение:                                                                                                                                         

  Рассказ «Выскочка»………..                                                                                                      

  Сегодня я задал вопрос…….                                                                                                           

  Сегодня на уроке я задумался……...

 

Список литературы

  1. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2-е издание., дораб.-М.: Просвещение, 2011
  2. Родная речь: учебник для 4 класса нач. шк. В 2-х частях/Сост. Л.Ф.Климанова и др.-М.: Просвещение, 2006
  3. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений/Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: 1992
  4. Уроки литературного чтения: метод. пособие учеб. «Родная речь. 4 класс»/Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.-М.: Просвещение, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....