М.Пришвин "Выскочка"
план-конспект урока по чтению по теме

Мещерякова Марина Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyskochka.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению  

Михаила Пришвина «Выскочка»., с применением  технологии

Развития Критического мышления и Системно- деятельностного подхода.

Цели: создать условия для:

1. осмысления идеи произведения;

2. овладения навыками смыслового, выразительного чтения;

3. развития сопереживания, умения оценивать поступки;

4. развития коммуникативных навыков, умения аргументировать свою точку зрения;

4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование:

1. Учебник на каждой парте у учащихся;

2. Заготовки с пословицами и ключевыми словами для творческого задания (для каждого ученика).

3. Чистые листы для работы с текстом (для выписывания слов и составления «синквейна»).

4. Крупная иллюстрация на доске и картинки «героев» произведения, которые по мере чтения  рассказа прикрепляются к иллюстрации.

5. Толковый словарь С.И. Ожегова.

          ХОД УРОКА

На доске

 М.М.Пришвин

( название закрыто)

Ход урока.

Вступительная беседа.

-На уроках литературного чтения мы познакомились с произведениями  М.М.Пришвина

- К какому литературному жанру относится произведения.

 М.М.Пришвин  писал не только повести, путевые очерки, новеллы, миниатюры, романы ,но  и рассказы. И вот сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным и необычным  рассказом этого писателя.    

Стадия вызова. (АОЗ, затруднение, целеполагание)

На данном этапе существует несколько приемов, я выбрала работу с ключевыми словами

 

В  рассказе встретятся слова:

Собака  Вьюшка

Косточка

Сороки

Вторая косточка

Выскочка

хвост в зубах

сорока без хвоста

Сейчас предстоит работа в группах. Вспомним правила работы в группах

Предлагаю из данных слов придумать сюжет, дать название своему произведению, презентовать свой ответ, определить жанр, дать название своему произведению. (Жанры могут получиться разные: у кого сказка, у кого рассказ,очерк)

-

Учитель фиксирует ответы на доске. , (названия.)

А теперь давайте послушаем  рассказ  М.М.Пришвина

III. Стадия осмысления . (Построение нового знания)

 (перед чтением: на столах картинки с изображением персонажей рассказа,                      порошу вас поместить их на плакат по мере появления этих героев)

  Чтение учителем.

  Постепенно появляется картина на доске:

Беседа после прочтения  рассказа.

- Понравился рассказ?

- Какие моменты вызвали улыбку?

- Назовите героев  рассказа.

Посмотрите, какие названия вы подобрали ему. А автор назвал  его

« Выскочка»  (Открывается название на доске).

- Кто же из вас был близок к названию?

Открыли учебник  на странице 92.

Чтение про себя учащимися с подчеркиванием непонятных слов.

Словарная работа. Объяснение значения подчеркнутых слов с использованием толкового словаря.

Словарь Ожегова:

 

  Совместный поиск.

Работа с текстом.

Судя по названию произведения, интересует ли нас Вьюшка?

А кто интересует?

Работа в малых группах:

Отметьте в тексте описание сороки  

Зачитайте.

- Какие слова автора указывает на то, что сорока отличается от других сорок? ( По технологии Системно-деятельностного подхода,учитель показывает эталон) Слайд.

(В семье не без урода, поскакала дуром .А я-как мне самой хочется ).

-Каким вам представляется сорока в этот момент? ( индивидуальна работа)

СЛАЙД (бесстрашная, ловкая, хитрая)

Зачитывают, учитель записывает слова на доске в столбик.

- А как ведут себя СОРОКИ, увидев Вьюшку? Зачитайте и отметьте в тексте границы действия собаки Вьюшки.

- А какими в этом отрывке представлены сороки? (смелые, храбрые, решительные, хитрые, умные).

- О чем они дружно договариваются?

( очень быстро оклевали украденную косточку и недолго думая, собрались отнять у собаки вторую) СЛАЙД

- А какие действия в это время предпринимала Вьюшка?

- От чего Выскочка осталась без хвоста?  

- Найдите и зачитайте, какой стала сорока без хвоста?  

 -Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?

Работа в парах:

1.Для описания действий героев автор использовал много глаголов. Прочитайте текст еще раз и подчеркните глаголы, которые относятся к Выскочке.

Работают самостоятельно.

Зачитайте глаголы  (учитель записывает на доску во второй столбик)

 Подскакала

 улучила

 вырвалась

 изловчилась

2. Охарактеризуйте образ сороки:

( зачитываем обороты и прилагательные, характеризующие сороку)

 Сорока

 с пыльцой в голове

 с заскоком

 радужный длинный хвост

V. Рефлексия.

 Используя слова, составить « синквейн».

1.сорока

2. подскакала, вырвалась

3. ловкая, хитрая, проворная

4.  Сорока осталась без хвоста.

5. Выскочка.

Дети зачитывают свои «синквейны» по желанию.

-В чем необычность  рассказа? (элементы сказочности)

-Какие чувства у вас вызвал образ сороки? Почему?

-Как автор относится к своим персонажам? Докажите.

VII. Подведение итога урока.  Поигрем (игра называется «Продолжи фразу», я называю начало, а вы ее закончите. Договорились?)

:

«Мне понравилось …»

«Мне было трудно…..»

«Мне было интересно…»

«Благодарю!»

Дифференцированное домашнее задание:

1. выразительное чтение,

2. составление «синквейна» о Вьюшке,

3. выразительное чтение, выполнение рисунка, каким вам представился  сорока (собака, сороки)