Конспект открытого урока по чтению в 4 классе "Аннотация"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Материл урока по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu_annotatsiya_4_klass.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по чтению (развитие речи)
4 класс
Тема: Аннотация.
Цели: 1. – ознакомление с понятием «аннотация», со структурой
аннотации;
- формирование умений:
1) анализировать построение аннотации;
2) определять тему, основную мысль текста, составлять
диалог на заданную ситуацию;
3) умение использовать в речи различные этикетные средства
русского языка;
4) умение давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
2. – развивать умение логически мыслить, систематизировать и
обобщать;
- развивать речь учащихся;
- развивать познавательный интерес к учению;
- развивать творческие способности.
3. – воспитывать интерес к чтению, культуру общения.
Оборудование: 1) индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по
теме урока (аннотации);
2) карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;
3) выставка книг по внеклассному чтению;
4) диагностические карточки.
Целеполагание. - Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно слова, которые я диктую, и записывать только вторую букву каждого слова. Если вам удастся всё сделать без ошибок, а среди слов будут словарные слова и слова, в которых вторая буква будет известной орфограммой, которую надо проверить, то из записанных букв получится понятие, которое мы будем сегодня анализировать. Картина, юнга, иней, молния, станция, садовник, сцепление, билет, мясной. - Прочитайте слово, которое у Вас получилось? (аннотация) - Какая тема нашего урока? Запишите тему к себе в тетрадь. (аннотация) - Попробуйте сами сформулировать цели урока. 1. Познакомиться с тем, что такое «аннотация» и для чего она нужна. 2. Научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно.
- Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем, когда, я надеюсь и уверена в этом, Вы станете грамотными читателями.
- Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг. Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет? - Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое. Попробуйте сами узнать, что такое аннотация. Что Вам в этом поможет? Найдите это определение и запишите его в тетрадь. (Толковый словарь)
- Прочитайте определение, которое Вы нашли. ( Аннотация – краткое изложение содержания книги.) - Она как бы спрашивает: «Ты любишь читать о …..? Обычно аннотация находится в начале или в конце книги. Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.
- Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор? №1 В этой сказке рассказывается об уточке, которая не смогла улететь со всеми птицами, потому что у неё было перебито крыло. Пришлось ей зимовать одной на реке. Было очень страшно и холодно, чуть-чуть не попала она в лапы лисе. Но всё кончилось хорошо: уточку взял к себе домой старый охотник. - Вы догадались, к какой книге написана эта аннотация? «Серая шейка» - Кто автор этого произведения? Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк - Аннотации бывают разными, сейчас мы познакомимся с её видами.
- Давайте сравним две аннотации на одно и то же произведение и найдём их отличие. №2 А. В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке, которые отправились из Москвы в тайгу, где работал их отец. Б. Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они отправились из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к Синим горам, где работал их отец. Какой интересной была эта поездка! - О каком произведении идёт речь в этих аннотациях? («Чук и Гек») - Кто автор этого произведения? ( Аркадий Петрович Гайдар) - Подумайте над тем, в какой из аннотаций автор постарался заинтересовать читателя? - Как он это сделал? (Включил в аннотацию собственную оценку произведения)
а) Цель - Ваша задача – прочитать статью №3 об аннотации и сделать вывод, из каких частей состоит аннотация. Можете после самостоятельного чтения пообщаться друг с другом. б) Работа в группах. №3 В аннотации могут содержаться сведения об авторе, оценка произведения. В аннотации называется тема книги и даётся очень краткий, сжатый пересказ содержания, иногда незаконченный. в) Обсуждение ответов. - Что входит в аннотацию? г) Вывод - В аннотацию включены: 1. Сведения об авторе. 2. Тема книги. 3. Сжатый пересказ. 4. Оценка произведения. - Запишите в тетрадь этот план. д) - Иногда эти части могут меняться местами. В аннотации не всегда мы можем встретить сведения об авторе и оценку произведения.
- А теперь обратимся к аннотации №4. Прочтите её и скажите, из каких частей она состоит? №4 Автор этой книги – известный английский писатель Киплинг. Книга рассказывает о жизни в джунглях человеческого детёныша, о его дружбе с вожаком волчьей стаи Акелой, с медведем Балу, пантерой Багирой, о борьбе с кровожадным тигром Шер-Ханом. Эта удивительная сказка обязательно понравится вам, дорогие ребята! - Найдите: а) предложение, в котором говорится об авторе книги; б) предложение, в котором определяется тема книги; в) часть, в которой содержится её краткий пересказ; г) часть, в которой даётся оценка произведения.
III.
- Давайте ещё узнаем, чем могут отличаться аннотации между собой. - Прочитайте оба текста №5. (сначала дети читают самостоятельно, а затем вслух ) №5 А. Это рассказ В. Драгунского о том, как два друга, Денис и Мишка, выступали на школьном концерте. Выступление получилось не очень удачным, потому что Мишка очень волновался. После этого концерта Дениска решил больше никогда не выступать с пением юмористических куплетов. Б. Это удивительно смешной рассказ! Дело в том, что два друга, Дениска и Мишка, решили выступить с пением юмористических куплетов. Но во время пения с Мишкой случилось такое! Что произошло, почему в зале «падали от смеха», вы узнаете из рассказа В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано?» - Чем первая аннотация отличается от второй? (В первой передано содержание книги, во второй, это же содержание передано так, чтобы заинтересовать читателя, т.е. оно передано ярко и эмоционально.) - Следовательно, аннотации могут отличаться эмоциональной окраской, т.е. выражать какие-то чувства.
а) Цель. - Ваша задача составить аннотацию на книгу и разыграть сценку «В библиотеке». - Один из Вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге. - В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию:
- Я специально выбрала те произведения, которые вам всем знакомы, так как совсем недавно мы их изучали на уроках литературного чтения. 1 группа: Пьеса Самуила Яковлевича Маршака «Про Козла» 2 группа: Повесть Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» 3 группа: Пьеса Сергея Козлова «Снежный цветок» б) Работа в группах. в) Прослушивание диалогов. - Не забудьте о правилах этикета.
- Итак, с чем мы сегодня познакомились? (с аннотацией) - Сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему. - Ваша задача, отметить в тесте номера правильных ответов. ТЕСТ
у) краткий пересказ содержания; б) подробное изложение текста.
р) сведения об авторе; т) иллюстрации к произведению; а) краткое содержание; г) перечень всех героев произведения; !) тема книги. - Назовите буквы правильных ответов. (должно получиться слово: УРА!)
- Что Вам понравилось на уроке? - Что оказалось трудным?
Дома Вы должны будете составить и записать в тетрадь аннотацию к своей любимой книге.
| (учитель диктует слова, дети записывают их в тетрадь) Слайд: аннотация. Дети пробуют поставить цель к уроку, учитель им помогает. (ответы детей) ( у каждого есть лист с текстами - см. в приложение 1) Чтение текста №2 из приложения 1. Чтение текста №3 из приложения 1. Слайд. Чтение текста №4 из приложения 1. Чтение текстов №5 из приложения 1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.
План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....
Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"
Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...
Конспект открытого урока по чтению "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»
Цель урока :1. Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .2. Форм...
Конспект открытого урока по чтению
Тема: «Ворона и лисица» Басня И.А. Крылова...
Конспект открытого урока по чтению во 2 классе. Е.Н.Чарушин «Страшный рассказ»
Данный урок позволяет пробудить интерес у детей к чтению произведений о животных, знакомит детей с творчеством Е.И.Чарушина.На уроке совершенствуются умения детей читать целыми словами, со...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
конспект открытого урока литературного чтения Л.Кассиль "У классной доски", с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Данный урок проводился в 4 классе с использованием приемов технологии развития критического мышления...