Конспект открытого урока по чтению
план-конспект по чтению по теме

 

Тема:  «Ворона и лисица»  Басня И.А. Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vorona_i_lisica.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект открытого урока

по чтению

Тема:                     «Ворона и лисица»

                  Басня И.А.Крылова

Провела:Баглаева Венария Мударисовна

Цели  урока:   1)Продолжать знакомить с творчеством И.А.Крылова.

                                2)Прививать интерес к творчеству И.А.Крылова, развивать      любовь к его басням.

                                3)Работать над техникой чтения, используя разные приемы работы.

                                4)Обогатить словарный запас.

                                5)Прививать любовь к урокам чтения, желание больше читать.

Оборудование:   1) Портрет И.А.Крылова

                              2)Маски животных из басен

                              3)Иллюстрации к басням.

                              4)Рисунки учеников- выставка.

                              5)Выставка книг И.А.Крылова.

Ход урока.

   Приветствие гостей.

   Сообщение темы и цели урока.

         Сегодня на уроке мы продолжаем работать над баснями И.А.Крылова. Обращаясь к его портрету, мы видим мудрого проницательного, доброго к людям человека. В народе его называют дедушкой Крыловым.

      И.А.Крылов родился в семье военного. С детства был одаренным ребенком. В 11 лет уже начал работать. Хорошо знал французский язык и итальянский. Занимался математикой, играл на скрипке.

      И.А.Крылов написал очень много стихов, пьес, издавал журналы, но его любимым делом стало сочинение басен. И басни принесли ему такую известность, каким успехом не пользовался ни один писатель.

Эти строки Исаковского говорят, как мы его любим.

(рассказывает ученик)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

       Уже при жизни И.А.Крылова знала вся Россия. Его басни прозвали книгой мудрости самого народа, ведь басни  понятны всем, язык басен прост, ясен, стихи звучат как живой простой разговор. И.А.Крылов так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читая басни мы не только узнаем, что случилось с героями, но и видим перед собой яркую, живую сценку в своем воображении.

       И вот  на ваших рисунках мы видим героев басен, с которыми мы уже познакомились и,  конечно, мы их знаем. (Описание некоторых рисунков)

     Молодцы, ребята, очень интересные рисунки. Это было частью домашнего задания. И еще вы выучили наизусть басню «Зеркало и Обезьянка».

                   

   Чтение наизусть и оценивание.

Итак, обезьяна была глупой, несообразительной. А какими еще чертами отличалась эта Мартышка?

- А какой совет дал Медведь?

- Чем кумушек… Эти строки стали пословицей, в них заключается главная мысль басни.

    А как сказать по другому то, что посоветовал медведь?

- Выражения из басен Крылова очень созвучны с народными пословицами.

     Чтение хором  пословицы (были  закрыта)

Других не суди , на себя погляди.

     Давайте попробуем прочесть эту пословицу так, как должен прочесть этот герой из басен, (Моська, лиса, медведь, лягушка,) и робот.

Выражения: сердито, ласково, хитро и как робот.

- А была ли польза от совета Мишки?

(нет, глупую обезьяну не перевоспитаешь)

      Итак, басни - это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, вещи, но под их поведением мы видим людей, их поступки, их недостатки. Вместе с Крыловым мы смеемся над ними, т.е. мы смеемся сами над собой. Ведь у всех людей есть недостатки. А И.А.Крылов помогает открыть их.

-А как вы думаете, легко ли написать басню?

     Оказывается это очень трудно. И.А.Крылов был очень трудолюбивым человеком. Иногда, чтобы написать 20 строк хороших, таких, чтобы ему понравились, он написал черновых, пробных 200 строк.

    А он написал более 200 басен. Представляете, как много он трудился.

     Сегодня  мы  знакомимся  еще с одной  из лучших  басен И.А.Крылова «Ворона и лисица»

   -Герои этой басни Ворона и Лисица.

   Беседа о Вороне (показ  иллюстрации)

   -Ребята, ворону все видели?

   -Какое у неё оперение? Красивое? Привлекательное?

   -А как «поет» ворона вам нравится? (кричит)

 

Беседа о лисе. (показ  иллюстрации)

    -А что мы знаем о лисе?

   -Что мы знаем о её поведении? (хитрая, плутовка, обманщица) Очень трудно за лисой наблюдать в природе. Она быстро скрывается, чуткая, близко к себе не подпускает.

 

    Физминутка. (побываем в лесу, где они живут) Изобразим ворону- машут крыльями. Изобразим лисицу - идет, виляя хвостом. Скрылась, тихо сели.

Словарь: 1)сырный дух;                                             (слова на доске)

                2)сыр пленил;

                3)плутовка;

                4)на цыпочках;

                5)ангельский голосок;

                6)вещунья;

                7)лесть, гнусна.

Чтение басни учителем.

      Обмен впечатлениями по прочитанному с выборочным чтением.

-какие картины вы увидели?

1 картина. “Ворона перед завтраком.”

-Скажите, что нам сообщает автор о Вороне в начале басни? (зачитывают 4 строчки) просто повествуем.

2 картина.  “Появление лисы.”

  -Кто появляется во 2 картине?

   (Зачитывают 4 строчки)

3 картина. “Обращение Лисы к Вороне”.

-Какие льстивые слова подобрала Лиса, чтобы похвалить Ворону?

-Как надо читать слова Лисы?

-Почему так часто мы видим восклицательный знак?

4 картина. “Сыр выпал- с ним была плутовка такова”

-Как повлияли льстивые слова восхваления лисы на Ворону?

-Сыр Выпал? – как вы понимаете?

-Почему же не удалось Вороне позавтракать?

-Благодаря чему Лиса - плутовка присвоила сыр?

-А поверила ли Ворона речам Лисы?

-А сейчас прочитаем мораль басни, где И.А.Крылов делает вывод: к чему приводит человеческий недостаток - лесть.

Чтение морали.

    В этих словах главная мысль басни: что льстить - это плохо, некрасиво. Надо помнить, что льстец обязательно что-то ждёт, надеется взамен за ложную похвалу получить себе награду.

-Добилась Лиса своей цели с помощью лести?

-Сочувствует ли автор Вороне?

Хоровое чтение морали.

- О чём эта мораль?

Работа по иллюстрации.

-Какой момент из басни запечатлен?

Самостоятельное чтение басни, готовясь к выразительному чтению.   

    Чтение морали.

    Чтение «Живая картина»

    (маска лисы, сыр, ворона и автор).

-Как можно еще назвать басню?

 Интересно ли вам было познакомиться с этой историей?

- А кого мы представляем вместе Лисы и Вороны?

I  Викторина.

    Из каких басен эти строки?

  1. Вперед чужой беде не смейся, голубок?
  2. Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки?

  1. Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт.

  1. Ворона каркнула во все воронье горло
  2. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

  1. Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватило их.

 

II  Басни И.А.Крылова очень созвучны с народным творчеством. Подумайте, какая народная пословица к какой басне подходит?

1.На языке мёд, под языком лёд.

2.Лениться да гулять – добра не видать.

3.Дружно нетрудно, а врозь – хоть брось.

4.Чужую беду, руками разведу.

5.У лисы плутовки 33 уловки

III    О ком можно сказать «осталась с носом»?

   

-Когда так говорят?

-В какое время суток происходила история Вороны и Лисицы? Как определили?

    Подведение итога.  Рефлексия.

-С какой басней И.А.Крылова мы познакомились?

-Какой человеческий недостаток выслеживает автор?

 Оценивание.

Домашнее задание:         Выучить басню наизусть. Выписать из басни текст,                     который подходит к иллюстрации в учебнике.    

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"

Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...

Конспект открытого урока по чтению "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»

Цель урока :1.    Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .2.    Форм...

Конспект открытого урока по чтению во 2 классе. Е.Н.Чарушин «Страшный рассказ»

Данный урок позволяет пробудить интерес у детей  к чтению произведений  о животных, знакомит детей с творчеством Е.И.Чарушина.На уроке совершенствуются умения детей читать целыми словами, со...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...