Конспект открытого урока по чтению "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Цель урока :
1. Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .
2. Формировать систему читательских умений.
3. Обучать выразительному чтению.
4. В ходе анализа текста стихотворения привлечь внимание учащихся к философской глубине лирики Ф.И.Тютчева .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu_v_3_klasse.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по чтению в 3 классе
для студентов РГПУ им. А. И. Герцена
составлен и проведен
учителем начальных классов школы № 282
Сыровой Валерией Владимировной.
Тема урока: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»
Цель урока :
- Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .
- Формировать систему читательских умений.
- Обучать выразительному чтению.
- В ходе анализа текста стихотворения привлечь внимание учащихся к философской глубине лирики Ф.И.Тютчева .
Оформление класса:
- Портрет Ф.И.Тютчева
- На доске полностью написано имя, отчество, фамилия поэта, название произведения .
- На стенде - рисунки учащихся на тему «Зимний лес» .
Подготовка материала к уроку :
- Подготовить музыкальное сопровождение к первичному восприятию текста .
Сборник «Времена года» П.И.Чайковского (Декабрь. «Святки» - вальс).
- Знакомство учителя с основными положениями философской лирики Ф.И.Тютчева .
- Обеспечить учащихся распечатками стихотворения «Чародейкою Зимою...».
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка к первичному восприятию.
У. Сегодня на уроке мы с вами продолжим увлекательное путешествие в волшебный мир лирики Ф.И.Тютчева . Давайте вспомним , в чём же особенность лирики как рода художественной литературы ?
Д. Главное в лирике - это переживания и чувства автора . Это как бы путешествие в его внутренний мир .
Чаще всего лирика выражается в стихах . Стихи обладают определённым ритмом . Они похожи на музыку . Должна быть рифма . Ритм и рифма - основа стиха г>
В стихах важно не только значение слова , но и его звучание . Возможно услышать шум дождя , шелест листьев или раскаты грома .
У. Помогает учащимся в правильном определении лирики .
У. Ф.И.Тютчев 22 года прожил за границей , но и вдали от России он не переставал любить её и восхищаться русской природой . Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы» , как вы думаете , почему ?
Д. Многие стихотворения Ф.И.Тютчева очень напевны, мелодичны . Такое чувство , что он поёт о природе .
У. Какое стихотворение об осени у Ф.И.Тютчева очень лирично и мелодично?
Д. « Есть в осени первоначальной...»
У. Предлагает учащимся прочитать стихотворение наизусть , спрашивает желающих.
У. А какое ещё стихотворение Ф.И.Тютчева на осеннюю тему мы с вами учили ?
Д. «Листья» . Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения .
У. А в каком стихотворении столкновение времён года представлено в виде сказочного сражения ?
Д. «Зима недаром злится...» .
У. Проверяет домашнее задание , вызывает учащихся для прочтения стихотворения наизусть.
У. Итак, мы с вами уже успели познакомиться с творчеством Ф.И.Тютчева и говорили о том , что очень часто в лирике природа оживает . Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания , тревоги . Природа деятельная , будто сама ведёт свой календарь . Какими же средствами , приёмами пользуется автор , чтобы «очеловечить» природу ?
Д. Это сравнения , метафоры, приём олицетворения .
У. Ставит проблемный вопрос.
Но всегда ли природа так похожа на нас с вами в стихах Ф.И.Тютчева ?
Сегодня мы с вами познакомимся с новым для нас Тютчевым , с новым состоянием природы, с её таинством и чарующим волшебством . Послушайте , пожалуйста , новое для вас стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою...» . Закройте глазки и попытайтесь нарисовать в своём воображении картину к услышанному , прочувствуйте настроение стихотворения .
- Первичное восприятие
Учитель читает стихотворение наизусть
Тихо звучит музыка.
Тон , жесты, мимика учителя при чтении стихотворения должны околдовать ,
заворожить учащихся как и сопровождающий чтение волшебный вальс .
- Проверка первичного восприятия .
У. Какую же картину , какие образы вы смогли представить себе в воображении ?
Д. Высказываются .
У. Выносит на доску главное из сказанного :
Образ леса , который переливается и сверкает в лучах солнца . Чародейка - Зима , которая околдовала лес .
Солнце освещает лес.
- Чародейка - Зима
- Лес
- Солнце
У. А музыка помогла вам почувствовать своё настроение ?
Д- Да.
У. Какую музыку вы слушали ?
Д. Музыка звучала нежная, волшебная, сказочная . Музыка переливалаь, блестела и играла.
У. С помощью детей определяет общее настроение от прослушивания стихотворения и музыки (волшебное, таинственное, светлое)
V. Постановка учебной задачи.
Итак, сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну этого стихотворения , тайну зимнего леса , который « сном волшебным очарован» и подготовиться к выразительному чтению.
- Прочитайте стихотворение про себя .
- Анализ стихотворения.
Работа над лексическим уровнем текста.
У. Прочитайте ещё раз первую строфу . О ком или о чём мы узнаем из первой строфы ?
Д. О Чародейке -Зиме, которая околдовала лес .
У. Итак, Тютчев называет зиму - Чародейкой . Подберите синонимы к слову «чародейка» .
На доске продолжаентся запись Чародейка Зима - волшебница, колдунья .
У. А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе ?
Д. Да.
У. Докажите текстом .
Д. «... Чудной жизнью он блестит...»
Лес «...под снежной бахромою...»
У. Как вы понимаете слово «бахрома» ? Объясните его значение .
Д. Бахрома у платья, у платка, у скатерти. Это украшение .
У. Да, это тесьма , с рядом свободно свисающих шнурков, кистей, нитей и т.п. для отделки изделий из ткани ; нити по краям таких изделий как украшение.
Итак, Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим . Но ведь за красотой и блеском не всегда стоят добрые силы . Вспомните сказку «Снежная королева» . Замок Снежной королевы тоже сверкал, блестел, искрился. И королева сама была прекрасна . А был ли счастлив Кай в том замке ?
Д. Нет.
У. Итак, произошло превращение, волшебство ... Но каково оно мы пока не знаем .
У. Прочитайте вторую строфу . О чём в ней рассказывается ?
Д. О лесе. Автор описывает лес .
У. Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован» . Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом . Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес?
Д. Читают почти всю вторую строфу .
На доске появляется запись : Лес - околдован.
У. А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки- Зимы . Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса?
Детские мнения разделились :
Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...»,
«Весь опутан, весь окован...»
Чародейка Зима - добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» - лёгкие, пуховые .
У. подводит итог
У. Итак, автор опять же не даёт возможности до конца понять , нравится ли лесу его новое состояние. Мы только можем сказать , что в превращении леса некое отсутствие и жизни и смерти («Не мертвец и не живой...»). Он весь во власти волшебного сна . Лес вроде и «окован» , но тут же автор поясняет, что «цепи» то лёгкие, пуховые. Наше читательское любопытство всё увеличивается , мы всё ещё не можем разгадать тайну этого стихотворения . Автор запутывает нас всё больше и больше . Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы .Какой знак препинания вы видите ?
Д. Три точки .
У. Кто знает, что обозначает этот знак ?
Д. Незаконченность мысли ; пауза .
У. Правильно. Автор как бы останавливает нас, заставляет нас задуматься над тем , что произошло с лесом.
Прочитайте третью строфу.
У. Появляется ли новое в характеристике леса и в характеристике Чародейки Зимы ?
Д. Лес так же околдован. Он полностью во власти Чародейки Зимы .
У. Прочитайте описание леса .
Д. « Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой...» .
У. Посмотрите сколько света в этих последних строчках . Даже хочется зажмуриться , прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса .
А как вы думаете, от чего так светится лес?
Д. Солнце освещает его .
Чародейка Зима так его околдовала .
У. возвращает детей к началу строфы , и обращает их внимание на то , что Солнце действительно « мещет на него свой луч косой » . Но лес не реагирует на Солнце - «в нём ничто не затрепещет...» лес полностью покорён Чародейкою Зимой . Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по своим волшебным законам .
ИТОГ : Солнце - это символ жизни . Вспомните, что раньше на Руси
говорили так : Солнце - батюшка, Земля - матушка . Для жизни человека очень важны эти символы . Если бы не было Солнца , то и жизни бы не было . Для нас с вами это очень важно . А так ли это важно для данного леса ?
Ф.И.Тютчев очень любил природу , много стихотворений ей посвятил . И в этом он попытался нам объяснить , что природа всё же живёт по своим законам . Её жизнь и похожа на нашу и нет . Эта жизнь никогда не прекращается и она похожа на сказку .
Работа над Фонетическим уровнем текста .
У. Прочитайте ещё раз третью , заключительную строфу .Какие слова имеют значение света , блеска ?
Д. Солнце , луч косой , вспыхнет , заблещет , ослепительной красой .
У. Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ?
Д. С-Ч-Щ
У. Давайте прочитаем эту строфу так , чтобы не только значение слова , но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса .
Солнце зимнее ли меЩет На него Свой луч коСой - В нём ниЧто не затрепещет,
Он весь вСпыхнет и заблеЩет Ослепительной краСой.
У. А теперь определим темп и тон чтения стихотворения . Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ? .
Д- Нет.
У. Вы правы .Его следует прочесть неторопливо . А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ?
Д. Тон - спокойный , неторопливый , таинственный ...
Настроение - волшебное , торжественное , тревожное ...
У. А как вы думаете , в какой строфе более проявляется тревожное чувство?
Д. Во второй строфе .
Выразительное чтение учащимися второй строфы и его анализ .
У. А в какой строфе чтение должно быть более торжественное ?
Д. Во второй строфе .
Выразительное чтение и анализ третьей строфы .
У. Прочитайте , пожалуйста , весь текст про себя . Обратите внимание на пунктуацию , на перенос интонации . Подготовьтесь к выразительному чтению всего стихотворения .
Выразительное чтение стихитворения и его анализ .
- Обобщение и домашнее задание.
У. Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь - вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить .
У. Выучите , пожалуйста, стихотворение наизусть и попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению на тему «Чародейкою Зимою Околдован,лес стоит...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".
Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.
Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир ...
Конспект открытого урока по чтению в 3 классе по теме: «К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».
Данный урок был проведен в рамках окружного семинара для заместителей директоров разнопрофильных образовательных учреждений ЮОУО по теме " Нравственные основы урока"....
конспект открытого урока по окружающему миру "Зима.Зимние месяцы."
Урок знакомит ребят с зимними явлениями, учит отличать признаки зимы, устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений. Способствует расширению кругозора и увеличению словарного запаса....
Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев " Зима недаром злится".
Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"...
Конспект открытого урока по русскому языку«Времена года. Зима. Имя существительное. Закрепление».
Разработка урока по русскому языку для 3 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является обобщение знаний учащихся об имени существительном и его грамматических признаках. С учетом цели урока со...
Конспект открытого урока по теме: "Сложение и вычитание в пределах 10 (закрепление) Решение простых задач. Помогать птицам зимой."
quot; Сложение и вычитение в пределах 10 ( закрепление) Решение простых задач....