А.И.Куприн «Барбос и Жулька»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: А.И.Куприн «Барбос и Жулька»
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством А.И. Куприна; раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька», смысл дружбы и верности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление.
Планируемые результаты:
Предметные:
- разовьют умение прогнозировать содержание рассказа;
- познакомятся с биографией и творчеством А. И. Куприна;
- закрепят умение анализировать рассказ.
Личностные:
- формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник – литературное чтение 4 класс, 2 часть, Л. Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация, раздаточный материал.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент | Доброе утро. Пожалуйста, садитесь. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал. Проверка домашнего задания. Речевая разминка ( работа по тексту, текст взят из учебника по развитию техники чтения) | Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. | |
Постановка и решение учебной задачи Практический: выполнение задания. Словесный: беседа | - Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель») - Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн) - Скажите ещё раз, о творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна) - Что вы знаете и помните об Александре Ивановиче Куприне? (высказывания детей) Слайд 2. Слово учителя. Я хочу начать вам рассказывать об этом замечательном писателе со слов Д.Н. Мамина - Сибиряка. «Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой». - Как вы думаете, почему Мамин – Сибиряк выбрал именно такие слова для описания Куприна? (предположения детей). Рассказ учителя о писателе (сопровождается слайдами, дети заполняют пропуски в деформированном тексте) Слайд 4. Обратите внимание на выставку книг, некоторые произведения вам уже знакомы, с другими вам ещё предстоит познакомиться. Отгадайте загадку: Ноги тонки, Бока звонки, А хвост закорючкой. Днём молчит, А ночью рычит. (Собака) - Есть ли произведения о собаках у А.И. Куприна? Назовите их. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением – «Барбос и Жулька». - Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.) - Какой вы себе представляете Жульку? – I в. - Каким вы представляете себе Барбоса? – II в. Слайд 6. Задачи урока. Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением. Физминутка. | Размышлять над темой урока и учебной деятельностью Ставить перед собой цель урока Анализировать, рассуждать Отвечать на вопросы | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: постановка и формулирование проблемы. | |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Практический: чтение текста | Работа с произведением.
В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. Попробуем найти им объяснение в толковых словарях. Повторим правила работы со словарями. Практическая работа.
- Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его слушали? - О чём вы задумались, прослушав рассказ? - Как люди относились к собакам? (К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились). - Кто лучше всего понимал животных? (Дети). - Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер). - Найдите и прочитайте описание собак. Охарактеризуйте собак.
I в. – Характеристика Барбоса. II в. – Характеристика Жульки. Проверка. - Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам? (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)
- Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе. - Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха). - А как бы вы поступили в такой ситуации? - Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх) - Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку). - Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки? - Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим? - Как вы думаете, зачем автор пишет «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке»? - Изменилось бы что-нибудь, если убрать предложение: «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности». - Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.
- Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник? - Какой эпизод изобразил художник? - Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему?
- Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа). - А были ли у вас моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими питомцами? (Рассказы детей) - Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее). - Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива). | Слушать учителя Отвечать на вопросы Работать в паре Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения Усваивать новую информацию Анализировать Анализировать Выполнять задание | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | |
Домашнее задание | Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою. | Записывать домашнее задание | ||
Итог урока. Рефлексия. | Итог урока
Давайте вернёмся к началу урока. На какой главный вопрос мы должны были ответить на уроке? (В чём смысл произведения «Барбос и Жулька».) - Кто может ответить на этот вопрос? (Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.) Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей. - А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали? («Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).
Вспомните пословицы и поговорки о дружбе. Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе. - Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ? (Без беды, друга не узнаешь. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Друг познаётся в беде.) | Подводить итог урока Отвечать на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.Куприн "Барбос и Жулька"
Урок по литературному чтению в 4 классе(УМК "Школа России") по теме "Творчество А.И. Куприна. Произведение "Барбос и Жулька"...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька"
Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию урока литературного чтения в 3-ем классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька". Автор учебника - Ефросинина. УМК "Начальная школа XXI века"...
А.И. Куприн "Барбос и Жулька", 4 класс
Презентация и конспект урока литературного чтения в 4 классе....
А.И. Куприн "Барбос и Жулька"
Открытый урок литературного чтения в 3 классе....
А. И. Куприн "Барбос и Жулька" (Литературное чтение, 4 класс)
Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...
ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ. А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
Работа в классе. 2 урока....
Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".
Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...