Конспект урока по литературному чтению Стихи А. Плещеева "О весне" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс Стихи А. Плещеева "О весне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_pleshcheeva.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Литературное чтение
Челябинск, 2017
Тема: Стихи А. Плещеева о весне
Класс: 2
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихотворениями Плещеева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые результаты:
-личностные: проявлять познавательный интерес к литературному чтению, самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
-предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Тип урока: урок открытие нового знания
Оборудование: презентация, учебник «Школы России» Литературное чтение 2 класс 2 часть
Этап урока Методы и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Орг. Момент Словес.: приветствие | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Приветствовать учителя | Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности |
2. Речевая разминка. Постановка учебной задачи Практич.: чтение стих-я | а) Учись отчётливо произносить звуки. ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. б) Читай считалку ясно, чётко. Тары – бары Растабары! У Варвары Куры стары! - Вот вы и готовы читать стихи. Послушаем ваше чтение наизусть, познакомимся с новыми авторами и их произведениями. | Читать стихотворение Читать с разной интонацией Прогнозировать предстоящую работу на уроке | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к задания П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач |
3. Проверка д/з | |||
4.Решение частных задач Словесн.: слово об авторе Словесн.: беседа Практич.:выразительное чтение Практич.:чтение стихотворение, подобрать к словам выражения фронтальная Словесн.:беседа фронтальная Практич.:составление рассказа о весне | - Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева (Слайд № 5) - Что вы знаете об этом поэте? Поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) жил 180 лет назад. Это русский писатель, поэт, переводчик. В 1846 году первый же сборник стихов сделал его знаменитым. В 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал критиком, издателем. Многие произведения поэта (особенно — стихи для детей) считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов. Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825 в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна. До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул школу гвардейских прапорщиков и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева. Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах. Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил Плетнёву, ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник». Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». Поэт принимал активное участие в издательском деле, именно в русле развития детской литературы. В 1861 году совместно с Ф. Н. Бергом он издал сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 (с Н. А. Александровым) — сборник произведений для детского чтения «На праздник». Для детских стихов Плещеева характерны стремление к жизненности и простоте; они наполнены свободными разговорными интонациями и реальной образностью, сохраняя при этом общие настроения социального недовольства («Я у матушки выросла в холе…», «Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Старик», «Бабушка и внучек»). Алексей Плещев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи. - Рассмотрите портрет. -Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный) -Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. - Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна» - Можем ли мы по названию предположить о чём (о ком) расскажет поэт? Сначала читаю стих-ие я, а потом 2-3 ученика. - Что описывает поэт? (Приход весны) - Какие картины весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них? - Найдите объяснение слова «лазурь»? (Лазурь- один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день) - Прочитайте стих-ие выразительно. Читают 3-4 человека. - Какие слова помогают понять, что весна уже наступила? - Что сказано о лесе, о соловьях, о метели? - Какие приметы весны мы можем слышать? (Пение птиц, звон ручейков) - Какую картину вы можете представить по этому стих-ию? Физминутка Стихотворение «Сельская песенка» - На с. 113 прочитайте название стих-ия. Как вы думаете, о чем оно? Читают стих-ие дети один человек. - Слышали вы это стих-ие раньше? Кто помнит? (стих-ие звучит в фильме 12 месяцев) - Прочитайте стих-ие выразительно. - Радуется поэт приходу весны или нет? - В каких строках это выражено? - Какие приметы весны можно услышать, а какие увидеть? Найдите и прочитайте о них. (Увидеть: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит Услышать: прощебечь с дороги, песню спой) - Что означает слово «сени»? ( Сени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей) - Как вы думаете, почему автор дал такое название? (Ласточка летит из далёких краёв с песней в село к деревенскому дому) - Что объединяет оба произведения А.Н.Плещеева? (Описывает приход весны, передаёт радостные чувства) - О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»? (о ласточке) (Гнездо деревенской ласточки Гнездо городской ласточки Гнёзда ласточек – береговушек) К сведению: В России наиболее часто встречаются деревенские, городские и береговые ласточки. Деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо лепят из грязи, которую собирают по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками. Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений. Для гнезда береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов. Ласточки находятся под защитой человека, они занесены в Красную книгу. | Слушать рассказ об авторе Слушать чтение учителя Отвечать на вопрос учителя, опираясь на ранее полученные знания. Объяснять отдельные выражения в стихотворение читать стихотворение Составлять собственный рассказ о весне. Находить строчки в стихотворение Выразительно читать. Читать стихотворение. Находить близкие по значению слова. | Р: принимают и сохраняют уч задачу. П: воспринимают информацию на слух П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к задания Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи |
5.Итог урок Словесн.: ответы на вопросы | -Что узнали на уроке? -За что вы похвалили себя? -Какой раздел мы изучаем? -Какие стихотворения мы прочитали? -Кто их автор? - Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение. А солнышко дарит вам свою улыбку. | Отвечать на вопросы | К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
6.Д\З | Д/З: выучить любое стихотворение А. Плещеева | Записывать д\з | Р: принимают и сохраняют уч задачу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».
Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....
Конспект открытого урока по литературному чтению "Стихи о маме" 2 класс
Стихи о маме. Е.А.Благинина «Посидим в тишине», Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»Цели урока: · познакомить учащихся с произведениями о маме;·...
Конспект урока по литературному чтению "Стихи о «близости снега» (Г. Сапгир «Четыре конверта» и Д. Самойлов «Перед снегом»)"
Конспект + презентация...
Конспект урока по литературному чтению "Стихи Э.Успенского"
Тема: «Стихи Э.Успенского» Цели деятельности учителя: продолжение работы с произведениями Э.Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение став...
Конспект урока по литературному чтению "Стихи Успенского"
Тема: «Стихи Э.Успенского (продолжение)» Цели деятельности учителя: продолжение работы с произведениями Э.Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтени...
Конспект урока по литературному чтению "Стихи В.Берестова"
Тема: «Стихи В. Берестова» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Берестова; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение стави...