Конспект урока по литературному чтению "Стихи о «близости снега» (Г. Сапгир «Четыре конверта» и Д. Самойлов «Перед снегом»)"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 114.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Практикант: Тетеревлёва Ксения Владимировна Класс: 3 «Г»
Дата проведения урока: 03.12.2014г.
Тема урока: Стихи о «близости снега» (Г. Сапгир «Четыре конверта» и Д. Самойлов «Перед снегом»).
Цель урока: знакомство с произведениями Г. Сапгир «Четыре конверта» и Д. Самойлов «Перед снегом».
Задачи урока:
- Совершенствовать умения производить анализ прочитанного произведения, развивать умения прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрациям; по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
- Развивать память, внимание, мышление и речь.
- Воспитывать интерес к чтению, любовь к окружающей природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Ученик познакомится с произведениями Г. Сапгир «Четыре конверта» и Д. Самойлов «Перед снегом».
- Ученик получит возможность выявить признаки приближения снега в стихотворениях произведениями Г. Сапгир «Четыре конверта» и Д. Самойлов «Перед снегом».
- Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
- Познавательные УУД: умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализов объектов делать выводы; умение устанавливать аналогии; умение обобщать и классифицировать по признакам.
Оборудование: презентация к уроку; учебник «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть Р.Н. Бунеев.
Подпись учителя: Полковникова О.В. _______________ дата ______________________
Подпись методиста: Агеева В.А.____________ дата ______________________
Этап урока | Деятельность | Формирование УУД | |
Учителя | Учащихся | ||
1.Организация начала урока. | Приветствие. Прозвенел и смолк звонок, | Приветствуют учителя. Настраиваются на плодотворную работу. | Регулятивные УУД: -умение определять цель деятельности на уроке; -умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализов объектов делать выводы; - умение устанавливать аналогии; -умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать других; -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -умение оформлять свои мысли в устной форме; -умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. |
2.Актуализация знаний | -Итак, ваше домашнее задание было подробный пересказ 2-й части рассказа «Мой дом». Давайте проверим. Кто желает? -А также вы должны были сделать записи на страничке «Осень». Кто пойдёт к доске и зачитает что написал? | Пересказывают рассказ. Читают записи. | |
3.Целеполагание | -Откройте учебник на с.181. -Кто прочитает внизу авторский текст? -Над каким вопросом Настя задумалась? -Обязательно ли грустными должны быть произведения об осени? На этот вопрос мы ответим в конце урока. | Открывают учебники, читают и отвечают на вопрос. | |
4.Первичный восприятие | 1. Работа с текстами стихотворений до чтения: -Прочитайте на с. 182–183 имя автора и название. -Рассмотрите иллюстрации. -Что же нам предстоит сейчас читать? -Каким оно может быть? Почему? -Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения? – Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может написать? Кому они адресованы? -Прочитайте на с. 184 имя автора и название. – Что можно предположить о содержании? 2. Работа с текстами во время чтения: -А сейчас прочитайте самостоятельно про себя оба стихотворения. – Что заметили, почувствовали? О чём хочется сказать, чем поделиться? -А теперь давайте прочитаем вслух стихотворение Генриха Сапгира «ЧЕТЫРЕ КОНВЕРТА». Вот конверт Большой и жёлтый. Как же нас, конверт, Нашёл ты? Листья по ветру неслись. И конверт летел, Как лист. (Заметили: конверт по цвету – как осенний лист, и летит, как лист. Представили? Какой автор использует приём, говоря о конверте?) Через поле – Ниже, Выше, Прошуршал По скату крыши, (по скату, т.е. крыша наклонная) Соскользнул Тихонько Вниз И улёгся на карниз. (Услышали звуки – шуршание листьев, шум ветра? Что ещё заметили?) Тут на стул Алёнка встала И конверт легко достала. На конверте адрес мой. А обратный чей? Лесной! (Почему восклицательный знак? Какие эмоции он передаёт?.. Ещё бы: письмо из леса!) Смотрим не без интереса, Что же пишут нам из леса? Пишут Лисы, Пишут Лоси, Пишут Зайцы: «Осень! Осень!» (Что заметили интересного? Почему?) «Пожелтело всё вокруг», – Пишет пёстрый Бурундук. (Вы поняли, почему пёстрый бурундук обратил внимание именно на это?) Вот записка и от Белки. Почерк Белки очень мелкий. (Почему?) Полчаса мы разбирали, Над словами хмуря лбы, Наконец-то прочитали: «Есть орехи и грибы». (Что вы прочли между строк в послании белки?) Пишут Утки с озера: «Ночью подморозило. Ox, озябли Наши лапки. Наши лапки Очень зябки. (Озябли – то есть…; лапки очень зябки – то есть… слово однокоренное –…) Рано утром Мы собрались И на юг Лететь собрались. И решило Всё собранье Передать вам «До свиданья». (Каким словом «играет» Генрих Сапгир? Уткам, похоже, нужно ещё поработать над своей речью!) Пишет Михаил Иваныч: «Отыскал берлогу на ночь. (Как, всего на одну ночь? Одной ночью покажется медведю зима, ведь он уснёт. Заметили: он Михаил Иваныч, потому что…) Утки тянут В путь-дорогу. (То есть утки уже потянулись в тёплые края.) До весны! Ложусь в берлогу». Пишет Ёжик: «Листопад. На пеньке – семья опят. Тут же под корнями пня Комнатёнка у меня. На постели – Лист резной... (Почему многоточие? Кажется, ёж собирался много написать? Засыпает…) Ждите весточки – весной». Ящерица написала: «Бегать по лесу устала. Кто – в берлогу, Кто – в нору. Я же прячусь Под кору». (Для чего?) И ещё два Ерша Нацарапали спеша Извещение о том, Что река Покрылась льдом. (Чем нацарапали и почему спешили?) Переписка Прекращается. До весны Ерши прощаются. | Отвечают на вопросы учителя. Стихотворение Г. Сап-гира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про зверей Нет, но по иллюстрациям мы видим что звери. Читают про себя стихотворения Стихотворения разные по настроению, одно-детское, стихотворение-игра; другое-«взрослое», серьёзное это не только картины поздней осени, но и размышления о жизни. Читают вслух стихотворения, отвечают на вопросы учителя. Сравнение, олицетворение Да, здесь много звуков [ж] и [ш]. В каждой строчке по одному слову – поэт показывает, как летел конверт. Интерес, изумление, радость, восторг. Имена лесных жителей написаны с большой буквы. У белки лапки маленькие… – Приходите за лесным урожаем!) замёрзли легко мёрзнут Собрались – 1) скопились в одном месте; 2) приняли решение лететь; всё собранье – то есть все утки, которые собрались. Чтобы уснуть до весны. | |
5.Вторичный синтез | Обобщающая беседа. – Кто же авторы письма? Перечислите. – Это стихотворение-игра, но из него внимательный читатель может многое узнать – что же? – Какое настроение у этого стихотворения? – Вернёмся к названию стихотворения. Конверт был только один – жёлтый. А название… Что можно предположить? -Какие творческие задания можете предложить? -А теперь давайте прочитаем по ролям. | Отвечают на вопросы. Лесные жители: лисы, лоси, зайцы, бурундук, белка, утки, Михаил Иваныч, ёжик, ящерица, ерши. Совсем не грустное У автора есть продолжение. Придумать письма из леса в белом, голубом и зелёном конвертах; продолжить письмо в жёлтом конверте от имени других обитателей леса. Читают по ролям | |
6.Первичное восприятие | -А сейчас послушайте стихотворение Давида Самойлова «ПЕРЕД СНЕГОМ» И начинает уставать вода. (Что это значит? Что вы представляете?) И это означает близость снега. Вода устала быть ручьями, быть дождём, По корню подниматься, падать с неба. (Ручьи уже готовы замёрзнуть, дождь вот-вот сменится снегом, уснут деревья…) Вода устала петь, устала течь, Сиять, струиться и переливаться. Ей хочется утратить речь, (Хочется совсем замолчать: не журчать, не петь, не звенеть…) Залечь, И там, где залегла, там оставаться. (Откуда же такая усталость? Вы заметили, это слово в 1-й строфе повторяется много раз?) Под низким небом, тяжелей свинца, Усталая вода сияет тускло. (Цвет неба мрачный, синевато-серый, цвет свинца – металла, очень тяжёлого, небо как бы давит сверху.) Она устала быть самой собой. Но предстоит ещё утратить чувства, Но предстоит ещё заледенеть И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Что скоро произойдёт с водой?) Ну а покуда в мире тишина. (Этого пока не произошло, вода усталая, но пока ещё живая.) Торчат кустов безлиственные прутья. Распутица кончается. (Распутица – время поздней осени, когда дороги размокают, становятся почти непроезжими. «Распутица кончается…») Распутья Подмёрзли. (Распутья – перекрёстки дорог.) Но земля ещё черна. Вот-вот повалит первый снег. (Повалит… Не закружит, не посыплет, не ляжет – именно повалит. Почему? Нарисуйте словами эту картину. ) | Слушают и отвечают на вопросы учителя. – Превратившись в лёд, станет подобием металла – тяжёлой, равнодушной. – Снег падает густо, тяжело, крупными хлопьями… | |
7.Вторичный синтез | Обобщающая беседа. – Последняя строчка написана вне рифмы. Почему, как вы думаете? – Каким настроением проникнуто стихотворение? – Это стихотворение не только о поздней осени. О чём ещё? – Почему именно осень навевает такие размышления? Творческое задание. -А теперь попробуйте нарисовать словами картину «Усталая вода». -Кто желает прочитать это стихотворение выразительно? 3. Работа с текстами после чтения. – Что объединяет прочитанные стихотворения? Чем они отличаются? – Какое творческое задание вы бы предложили после чтения стихотворения «Перед снегом»? – Что мы делали? | Это размышление о ходе времени, о человеческой жизни, «осень жизни» – как бы её закат… Рисуют картину словами. Читают выразительно стихотворение. Они о близости зимы. Настроением. Иллюстрирование, устное словесное рисование. Читали стихи, отвечали на вопросы по ним, выказывали своё отношение к героям. | |
Итог урока | – Как бы вы ответили на вопрос, который у нас возник в начале урока: только ли грустными должны быть произведения об осени? -Чему мы сегодня научились на уроке? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы вы оценили своё настроение после урока? Если хорошо- поднимите веселый смайлик, если-плохо-то грустный. Д.З. 1. Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору детей). 2. Творческое задание по выбору: Иллюстрация к стихотворению «Перед снегом». | Осуществляют рефлексию собственной деятельности. Записывают д/з. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Генрих Сапгир «Четыре конверта»
Давид Самойлов «Перед снегом»
Генрих Сапгир «Четыре конверта»
Давид Самойлов «Перед снегом»
Домашнее задание Выучить наизусть одно из стихо -творений; Творческое задание: иллюстрация к стихотворению «Перед снегом»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Г. Сапгир Четыре конверта
Г. Сапгир Четыре конверта 3 класс...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...
Урок по литературному чтению в 3 классе по разделу "Глухая пора листопада", тема "О близости снега. Стихи Г. Сапгир"Четыре конверта", Д.Самойлов "Перед снегом"
Урок составлен по программе "Образовательная система школа 2100"Цель: формирование у обучающихся представлений о чувствах, которые могут вызывать произведения поэтов об осениЗадачи: Развитие умений во...
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»...
Стихи о приближении снега (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»).
План-конспект урока по теме "Стихи о приближении снега" (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)", 3 класс, "Школа-2100"...
Конспект урока по литературному чтению по произведениям Н.Сладкова "Почему ноябрь пегий?" и К.Паустовского "Первый снег"
Конспект урока по лиературному чтению. 3 класс....
КОНСПЕКТ урока по литературному чтению на тему: «Народная песня « Весна, весна красная!»; А.А. Ахматова «Перед весною бывают дни такие…»»
Конспект урока по литературному чтению, 2 класс. УМК: "Школа XXI века"...