Конспект урока по литературному чтению "Стихи о «близости снега» (Г. Сапгир «Четыре конверта» и Д. Самойлов «Перед снегом»)"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тетеревлёва Ксения Владимировна

Конспект + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc114.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Практикант: Тетеревлёва Ксения Владимировна                      Класс: 3 «Г»

Дата проведения урока: 03.12.2014г.

Тема урока: Стихи о «близости снега» (Г. Сапгир «Четыре конверта» и Д. Самойлов «Перед снегом»).

Цель урока: знакомство с произведениями  Г. Сапгир «Четыре конверта» и Д. Самойлов «Перед снегом».

Задачи урока:

  1. Совершенствовать умения производить анализ прочитанного произведения, развивать умения прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрациям;  по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  2. Развивать память, внимание, мышление и речь.
  3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к окружающей природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик познакомится с произведениями  Г. Сапгир «Четыре конверта» и Д. Самойлов «Перед снегом».
  • Ученик получит возможность выявить признаки приближения снега в стихотворениях произведениями  Г. Сапгир «Четыре конверта» и Д. Самойлов «Перед снегом».
  •  Личностные:  умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
  • Познавательные УУД: умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализов объектов делать выводы; умение устанавливать аналогии; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть Р.Н. Бунеев.

Подпись учителя: Полковникова О.В. _______________           дата ______________________

Подпись методиста: Агеева В.А.____________                           дата ______________________

Этап урока

Деятельность

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

1.Организация начала урока.

Приветствие.

Прозвенел и смолк звонок, 
Начинается урок. 
Вы на парты поглядите, 
Все в порядок приведите. 
А теперь тихонько сели 
На меня все посмотрели.

Приветствуют учителя. Настраиваются на плодотворную работу.

Регулятивные УУД:

-умение определять цель деятельности на уроке;

 -умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

Познавательные УУД:

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализов объектов делать выводы;

- умение устанавливать аналогии;

-умение обобщать и классифицировать по признакам. 

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать других;

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

-умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2.Актуализация знаний

-Итак, ваше домашнее задание было подробный пересказ 2-й части рассказа «Мой дом». Давайте проверим. Кто желает?

-А также вы должны были сделать записи на страничке «Осень». Кто пойдёт к доске и зачитает что написал?

Пересказывают рассказ.

Читают записи.

3.Целеполагание

-Откройте учебник на с.181.

-Кто прочитает внизу авторский текст?

-Над каким вопросом Настя задумалась?

-Обязательно ли грустными должны быть произведения об осени? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Открывают учебники, читают и отвечают на вопрос.

4.Первичный восприятие

1. Работа с текстами стихотворений до чтения:

-Прочитайте на с. 182–183 имя автора и название.

-Рассмотрите  иллюстрации.

-Что же нам предстоит сейчас читать?

-Каким оно может быть? Почему?

-Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения?

– Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может написать? Кому они адресованы?

-Прочитайте на с. 184 имя автора и название.

– Что можно предположить о содержании?

2. Работа с текстами во время чтения:

-А сейчас прочитайте самостоятельно про себя оба стихотворения.

– Что заметили, почувствовали? О чём хочется сказать, чем поделиться?

-А теперь давайте прочитаем вслух стихотворение

Генриха Сапгира «ЧЕТЫРЕ КОНВЕРТА».

Вот конверт

Большой и жёлтый.

Как же нас, конверт,

Нашёл ты?

Листья по ветру неслись.

И конверт летел,

Как лист. (Заметили: конверт по цвету – как осенний лист, и летит, как лист. Представили? Какой автор использует приём, говоря о конверте?)

Через поле –        

Ниже,

Выше,

Прошуршал

По скату крыши, (по скату, т.е.  крыша наклонная)

Соскользнул

Тихонько

Вниз

И улёгся на карниз.

(Услышали звуки – шуршание листьев, шум ветра?

Что ещё заметили?)

Тут на стул Алёнка встала

И конверт легко достала.

На конверте адрес мой.

А обратный чей?

Лесной! (Почему восклицательный знак? Какие эмоции он передаёт?.. Ещё бы: письмо из леса!)

Смотрим не без интереса,

Что же пишут нам из леса?

Пишут Лисы,

Пишут Лоси,

Пишут Зайцы:

«Осень! Осень!» (Что заметили интересного?  Почему?)

«Пожелтело всё вокруг», –

Пишет пёстрый Бурундук. (Вы поняли, почему пёстрый бурундук обратил внимание именно на это?)

Вот записка и от Белки.

Почерк Белки очень мелкий. (Почему?)

Полчаса мы разбирали,

Над словами хмуря лбы,

Наконец-то прочитали:

«Есть орехи и грибы». (Что вы прочли между строк в послании белки?)

Пишут Утки с озера:

«Ночью подморозило.

Ox, озябли

Наши лапки.

Наши лапки

Очень зябки. (Озябли – то есть…; лапки очень зябки – то есть… слово однокоренное –…)

Рано утром

Мы собрались

И на юг

Лететь собрались.

И решило

Всё собранье

Передать вам

«До свиданья». (Каким словом «играет» Генрих Сапгир? Уткам, похоже, нужно ещё поработать над своей речью!)

Пишет Михаил Иваныч:

«Отыскал берлогу на ночь. (Как, всего на одну ночь? Одной ночью покажется медведю зима, ведь он уснёт. Заметили: он Михаил Иваныч, потому что…)

Утки тянут

В путь-дорогу. (То есть утки уже потянулись в тёплые края.)

До весны!

Ложусь в берлогу».

Пишет Ёжик:

«Листопад.

На пеньке – семья опят.

Тут же под корнями пня

Комнатёнка у меня.

На постели –

Лист резной... (Почему многоточие? Кажется, ёж собирался много написать? Засыпает…)

Ждите весточки – весной».

Ящерица написала:

«Бегать по лесу устала.

Кто – в берлогу,

Кто – в нору.

Я же прячусь

Под кору». (Для чего?)

И ещё два Ерша

Нацарапали спеша

Извещение о том,

Что река

Покрылась льдом. (Чем нацарапали и почему спешили?)

Переписка

Прекращается.

До весны

Ерши прощаются.

Отвечают на вопросы учителя.

Стихотворение Г. Сап-гира про осень.

Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про зверей

Нет, но по иллюстрациям мы видим что звери.

Читают про себя стихотворения

Стихотворения разные по настроению, одно-детское, стихотворение-игра; другое-«взрослое», серьёзное это не только картины поздней осени, но и размышления о жизни.

Читают вслух стихотворения, отвечают на вопросы учителя.

Сравнение, олицетворение

Да, здесь много звуков [ж] и [ш].

В каждой строчке по одному слову – поэт показывает, как летел конверт.

Интерес, изумление, радость, восторг.

Имена лесных жителей написаны с большой буквы.

У белки лапки маленькие…

Приходите за лесным урожаем!)

замёрзли

легко мёрзнут

Собрались – 1) скопились в одном месте; 2) приняли решение лететь; всё собранье – то есть все утки, которые собрались.

Чтобы уснуть до весны.

5.Вторичный синтез

Обобщающая беседа.

– Кто же авторы письма? Перечислите.

– Это стихотворение-игра, но из него внимательный читатель может многое узнать – что же?

– Какое настроение у этого стихотворения?

– Вернёмся к названию стихотворения. Конверт был только один – жёлтый. А название… Что можно предположить?

-Какие творческие задания можете предложить?

-А теперь давайте прочитаем по ролям.

Отвечают на вопросы.

Лесные жители: лисы, лоси, зайцы, бурундук, белка, утки,  Михаил Иваныч, ёжик, ящерица, ерши.

Совсем не грустное

У автора есть продолжение.

 Придумать письма из леса в белом, голубом и зелёном конвертах; продолжить письмо в жёлтом конверте от имени других обитателей леса.

Читают по ролям

6.Первичное восприятие

-А сейчас послушайте стихотворение Давида Самойлова «ПЕРЕД СНЕГОМ»

И начинает уставать вода. (Что это значит? Что вы представляете?)

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождём,

По корню подниматься, падать с неба. (Ручьи уже готовы замёрзнуть, дождь вот-вот сменится снегом, уснут деревья…)

Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

Ей хочется утратить речь, (Хочется совсем замолчать: не журчать, не петь, не звенеть…)

Залечь,

И там, где залегла, там оставаться. (Откуда же такая усталость? Вы заметили, это слово в 1-й строфе повторяется много раз?)

Под низким небом, тяжелей свинца,

Усталая вода сияет тускло. (Цвет неба мрачный, синевато-серый, цвет свинца – металла, очень тяжёлого, небо как бы давит сверху.)

Она устала быть самой собой.

Но предстоит ещё утратить чувства,

Но предстоит ещё заледенеть

И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Что скоро произойдёт с водой?)

Ну а покуда в мире тишина. (Этого пока не произошло, вода усталая, но пока ещё живая.)

Торчат кустов безлиственные прутья.

Распутица кончается. (Распутица – время поздней осени, когда дороги размокают, становятся почти непроезжими. «Распутица кончается…»)

Распутья

Подмёрзли. (Распутья – перекрёстки дорог.)

Но земля ещё черна.

Вот-вот повалит первый снег. (Повалит… Не закружит, не посыплет, не ляжет – именно повалит. Почему? Нарисуйте словами эту картину. )

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

– Превратившись в лёд, станет подобием металла – тяжёлой, равнодушной.

– Снег падает густо, тяжело, крупными хлопьями…

7.Вторичный синтез

Обобщающая беседа.

– Последняя строчка написана вне рифмы. Почему, как вы думаете?

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Это стихотворение не только о поздней осени. О чём ещё?

– Почему именно осень навевает такие размышления?

Творческое задание.

-А теперь попробуйте нарисовать словами картину «Усталая вода».

-Кто желает прочитать это стихотворение выразительно?

3. Работа с текстами после чтения.

– Что объединяет прочитанные стихотворения? Чем они отличаются?

– Какое творческое задание вы бы предложили после чтения стихотворения «Перед снегом»?

– Что мы делали?

Это размышление о ходе времени, о человеческой жизни, «осень жизни» – как бы её закат…

Рисуют картину словами.

Читают выразительно стихотворение.

Они о близости зимы.

Настроением.

Иллюстрирование, устное словесное рисование.

Читали стихи, отвечали на вопросы по ним, выказывали своё отношение к героям.

Итог урока

– Как бы вы ответили на вопрос, который у нас возник в начале урока: только ли грустными должны быть произведения об осени?

-Чему мы сегодня научились на уроке?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы вы оценили своё настроение после урока?

Если хорошо- поднимите веселый смайлик, если-плохо-то грустный.

Д.З.

1. Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору детей).

2. Творческое задание по выбору: Иллюстрация к стихотворению «Перед снегом».

Осуществляют рефлексию собственной деятельности.

Записывают д/з.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Генрих Сапгир «Четыре конверта»

Слайд 5

Давид Самойлов «Перед снегом»

Слайд 7

Генрих Сапгир «Четыре конверта»

Слайд 19

Давид Самойлов «Перед снегом»

Слайд 20

Домашнее задание Выучить наизусть одно из стихо -творений; Творческое задание: иллюстрация к стихотворению «Перед снегом»

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г. Сапгир Четыре конверта

Г. Сапгир Четыре конверта 3 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

Урок по литературному чтению в 3 классе по разделу "Глухая пора листопада", тема "О близости снега. Стихи Г. Сапгир"Четыре конверта", Д.Самойлов "Перед снегом"

Урок составлен по программе "Образовательная система школа 2100"Цель: формирование у обучающихся представлений о чувствах, которые могут вызывать произведения поэтов об осениЗадачи: Развитие умений во...

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме:  И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»...

Стихи о приближении снега (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»).

План-конспект урока по теме "Стихи о приближении снега" (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)", 3 класс, "Школа-2100"...