Конспект открытого урока по литературному чтению "Стихи о маме" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Стихи о маме. Е.А.Благинина «Посидим в тишине», Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»
Цели урока:
· познакомить учащихся с произведениями о маме;
· развивать навыки выразительного чтения,
· учить анализировать стихотворный текст;
· воспитывать доброе, уважительное отношение к близким.
Педагогические задачи:
- совершенствовать навык чтения;
- упражнять в интонационно-выразительном чтении;
- развивать устную речь и познавательный интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_literature_2_klass.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине»,
Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
Планируемые результаты:
Предметные: Совершенствовать выразительность и правильность чтения, а также понимание читаемого.
Характеризовать персонаж. Выучивать стихотворный текст наизусть. Расширять литературный кругозор
Личностные: – Формировать нравственно-этическую ориентацию. Развивать эмпатию.
Метапредметные:
Регулятивные: – Принимать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – Ориентироваться в книгах.
логические – Анализировать произведение с целью характеристики персонажа.
Коммуникативные: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Педагогические задачи: совершенствовать навык чтения; упражнять в интонационно-выразительном чтении; развивать устную речь и познавательный интерес к чтению
Оборудование: компьютер, проектор, мультфильм, портреты Е. Благининой и Э. Мошковской.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой класса.
В природе есть солнце.
Оно светит и всех нас любит и греет.
Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс
И не только обогреет нас, но и придаст сил,
Для приобретения новых знаний.
II. Определение темы урока и постановка цели. (звучит фоновая музыка
Пришла весна .Какая замечательная погода на улице. Весна принесла нам столько света, солнца, тепла. А с каким словом ассоциируется ВЕСНА. А есть такое одно слово, которое самое близкое, самое родное и самое доброе и несет в себе много нежности. Что же это за слово?
Да, ребята, это мама.
Загадываю детям загадки
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете…
(мама)
- С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится мама.
– Кто догадался, о ком будем сегодня говорить? (о маме)
-Какова цель урока? (с уважением относиться к своим близким, проявлять терпимость)
- Для чего вам это нужно?
Речевая разминка ( у каждого ученика на столах четверостишие)
-прочитать с вопросительной интонацией?
-прочитать с удивительной интонацией?
- прочитать шепотом
-с восхищением!
От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме
IV. Введение в тему урока.
Работа по теме урока.
1. Прогнозирование. Откройте учебники
– Прочитайте название произведения, которое написала Елена Александровна Благинина и рассмотрите иллюстрации к нему (учебник, с. 119).
– Что можно сказать об этом произведении еще до прочтения? (Это стихотворение. Оно о маме и девочке.)
2.Знакомство с биографией
Елена Александровна Благинина (1903-1989).( Юля Затеева)
Благинина Елена Александровна родилась в с. Яковлево под Мценском, жила и училась в Курске. В семье хорошо знали и любили народное творчество, русскую литературу. С восьми лет Благинина Е. начала сочинять стихи, сказки, пьесы для домашнего театра. Еще учась в Курском педагогическом институте, она стала членом Курского союза поэтов; потом училась в Московском литературно-художественном институте им. В. Брюсова, одновременно работала в багажном отделении «Известий».
В 30-х голах Благинина Е. стала редактором Журнала «Мурзилка», а затем журнала «Затейник». Сборник 1939 г. «Вот какая мама!» сделал Благинину Е. известным детским поэтом.
Благинина Е. писала песенки, частушки, скороговорки, загадки, дразнилки и лирические стихи. Герои стихотворений поэта доброжелательны, мягки, внимательны к окружающим («Наш дедушка», «Посидим в тишине», «Подарок», трудолюбивы («Не мешайте мне трудиться!», «Приходите, поглядите»), бережно и трепетно относятся к окружающей природе (« Котенок», «Рябина», «Золотая осень», «Улетают, улетели ... »), радостно идут навстречу новому и неизвестному.
3. Чтение стихотворения учителем.
– Оправдались ли наши предположения?
4. Чтение стихотворения учащимися вслух по «цепочке»
Самостоятельное чтение произведения «про себя».
5. Беседа по содержанию.
- Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)
- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)
- Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)
- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)
- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама).
- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)
- Почему? (Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)
- Что бы вы сделали на месте девочки?
- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)
- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.
- Какая она будет? ( Плавная, медленная)
Словарная работа:
В стихотворении нам встретились такие слова: крадётся, метнулся, скользнул, шепнул.
Какими синонимами можно заменить эти слова?
- Крадется - пробираться, тайно ходить
- Метнулся - броситься, кинуться, устремиться, пуститься
- Скользнул- промелькнуть
- Шепнул - сказать тихо
Физминутка
- А сейчас пришло время отдохнуть
Дружно помогаем маме,
Мы белье стираем сами.
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
Работа по теме урока.
6. Работа над выразительностью чтения (работа в парах)
– Как нужно читать это стихотворение? С каким настроением?
– С какой интонацией вы должны произносить слова героини?
– Какие слова выделить голосом? Как вы думаете, почему?
–Прочитайте текст однокласснику выразительно, соблюдая все знаки препинания, передавая нужную интонацию голоса героини.
– Оцените, друг друга с помощью карточек-сигналов, обоснуйте свою оценку (слушание 3–4 учеников).
Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения?
Дети: Да.
- Чем она понравилась, какая она? (Она добрая и хорошая, она заботится о своей маме, и не может её огорчать. )
– Чему хочет нас научить автор?
-Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме.
Ведь очень часто ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения " Посидим в тишине" , должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают.
9. Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».
Интересно как мальчики рассказывают о своих чувствах к матери? У Эммы Мошковской удивительное стихотворение. Эмма Мошковская(1926-1981) как и Елена Благинина посвятила много своих произведений маме, детям.
а) На доске записано: “Я маму мою обидел”
– Прочитайте слова, записанные на доске.
– Что вы подумали, когда прочитали эти слова?
б) Проблемный вопрос
– Как можно обидеть человека? (Словом, жестом, взглядом, физически. )
– Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали?
Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.
- Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)
- Знакомство с биографией Э. Мошковской:
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)( Вика Фомина)
Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.
в) Прослушивание аудиозаписи .
Внимание на экран, я предлагаю Вам прослушать запись стихотворения Эммы Мошковской «Я маму мою обидел»
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)
г) Чтение стихотворения учениками.
– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.
– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?- Кем он себя представлял?
– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?
– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму?
– Какой совет вы бы дали мальчику?
- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова
Работа в паре
Как эти два героя относятся к своей матери?
Елена Александровна Благинина «Посидим в тишине» Главная героиня Девочка | Эмма Эфраимовна Мошковская «Я маму мою обидел» Главный герой Мальчик |
VI. Итог урока.
-- Кому бы вы хотели сказать спасибо за урок и за что?
– Какой опыт вы сегодня приобрели на уроке?
– Почему важно в семье любить друг друга?
1
Творческое задание (если остается время на уроке)
- Я вам говорила о сюрпризе для мамы. У вас на столах листочки с солнышками. Их лучики пустые. Вам нужно вписать туда описание вашей мамы, отвечая на вопрос «Какая она?». В сердцевину солнышка вы можете дома вклеить портрет вашей мамы, и открытка будет готова. Я думаю, вашей маме будет приятно.
– Как выразить свою любовь к маме?
– Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?
VII.
Д/з. Написать письмо своей любимой маме.
От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. | От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. | От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. |
От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. | От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. | От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. |
От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. | От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. | От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. |
От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. | От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. | От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. |
От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. | От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. | От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Нетрадиционный урок по литературному чтению для 4 класса на тему: «В стране героев Андерсена» (литературная викторина)
Нетрадиционный урок по литературному чтению для 4 класса на тему: "В стране герев Андерсена" (Литературная викторина)....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"....