Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Юрий Коваль "Сказка о серебряном соколе" 3 класс "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Глазырин Данил Михайлович

"Юрий Коваль "Сказка о серебряном соколе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: №148        Учитель: Утарбекова Д.К

Класс: 3 «Д»                                                                                                                                            Студент Глазырин Данил 43 группа

Время: 9:00-9:45                                                                                                                                                      

Кабинет: 214                                                                                                                                                            

Дата: 24.02.17

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Цель деятельности учителя: познакомить с произведением Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе»; формировать нравственные ценности; учить коллективно, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, осознавать характер каждого героя, определять идею произведения.

Планируемые результаты:

Личностные:  осмысляют понятия: добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка.

Предметные: читают вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивают темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимают на слух художественные произведения.

Оборудование: презентация, учебник Литературное чтение 3 класс, 2 часть, Л.Ф.Климанова.

Тип урока: открытие нового знания

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

5 мин.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

- Мы начинаем урок чтения.

Приветствовать учителя.

Настраивать на работу на уроке.

Л:

широкая мотивационная основа учебной деятельности;

2. Мотивационный этап

Метод: словесный. Прием: беседа.

Артикуляционная разминка.

5 мин.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?

(нужно быть внимательным и наблюдательным, работать в команде, поддерживать друг друга)

Дыхательные упражнения

Замёрзли ручки…        

Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)

Подуем на них.

Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)

 Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)

Чистоговорка:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра –

На дворе у нас…(гора).

Ру-ру-ру, ру-ру-ру –

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры –

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра –

Очень рада детвора.

Слушать учителя.

Тренировать дикцию и произношение.

Строить логическое рассуждение

Отвечать на вопросы учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3. Постановка и решение учебной задачи.

Метод: словесный. Прием: беседа.

Метод: наглядный. Прием: анализ сказки;

выразительное чтение; разбор

сказки

 по частям.

10мин.

 А теперь разгадайте загадку и подумайте о чем, мы будем сегодня говорить.

Он выбрался из скорлупы.

Жнут воздух крылья, как серпы.

Глаз зоркий. Песня его - клёкот.

Летит по небу быстрый (сокол)

Кто уже догадался, с каким произведением, мы сегодня познакомимся? (сказка о серебряном соколе)

А кто-нибудь знает, кто его написал? (Юрий Коваль).

Какие цель, мы  поставим перед собой? (познакомимся с Юрием Ковалем и его произведением «Сказка о серебряном соколе»)

А какие задачи, мы поставим перед собой?

Задачи:

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух;

-воспринимать на слух художественные произведения;

-осознавать характер каждого героя, определять идею произведения.

Тема нашего урока: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Откройте учебник на стр. 120

Кто автор произведения? (Юрий Коваль).

Рассмотрите иллюстрации к произведению.

-Как вы думаете, о чём в нем может говориться? (О солдате, который встретил дедушку).

А теперь, мы познакомимся с биографией Юрия Коваля.

Юрий Иосифович Коваль (1938- 1995) российский беллетрист. Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.

Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал.

В начале 1960 –х. г. Коваль начал публиковать произведения для детей. Наиболее известные: «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Пять похищенных монахов», «Полынные сказки». При жизни было опубликовано более 30 его книг, в основном детских изданиях.

Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях – чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети.

Теперь, мы начнем чтение произведения.

Сказка ложь, да  в ней намек, добрым молодцам урок.

Мы должны выяснить во время чтения произведения, какой же урок содержится в нем?

Чтение первой части до слов «…Служба такая»

-Куда шел солдат? (На родину).

-Кто первый встретился солдату на пути? Найдите его описание.

 ( Нечистый. Не понравился ему нечистый - рожа сладенькая, а грязная, ушки дрожат.)

-Найдите в тексте, какое задание дал нечистый солдату? (У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю).

 Почему солдат согласился послужить нечистому? (из-за жалованья).

-Кого увидел солдат в клетках? (соколов).

-Найдите в тексте описание каждого сокола. (У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю.

-Крылья у него бурые, грудь красная, а глаза так медью сверкают, аж в кровь отдают. А там, в серебряной клети сидит белоснежный сокол. Тихо сидит да спокойно. Пригорюнился, видно. Только приоткрыл свои ослепительные серебряные глаза, глянул на солдата и снова их закрыл.

-А в третьей палате в золотой клети солнечный сокол сидел).

-Какие средства выразительности использует автор для описания соколов? (эпитеты).

-Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему? (ему стало совестно, потому что Нечестивый держал их в клетках).

Слушать учителя.

Определять тему урока.

Ставить цели и задачи к уроку.

Слушать учителя.

Выбирать главное из рассказа учителя.

Слушать о биографии Юрия Коваля

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять упражнения для дальнейшего чтения

Открывать учебник на заданной странице.

Отвечать на вопросы учителя.

 

Читать по частям

Разбирать содержание сказки

 

П: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

К:формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

Физ. минутка.

3 мин.

Три медведя шли домой:

(дети идут как медведь)

Папа был большой-большой.

(поднимают руки вверх)

Мама с ним – поменьше ростом,

(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)

А сыночек просто крошка,

(садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

Участвовать в физ. минутке.

Решение частных учебных задач

Метод:

Практический

Словесный.

Прием:

ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей.

Прием:

выборочное чтение;

выразительное чтение.

15мин.

Чтение второй части до слов «Так и добрался до палат нечистого»

-Почему береза не сразу обратилась к солдату за помощью? (потому что у нее не было денег).

-Зачем береза отправила солдата в деревню? Почему она сразу не попросила солдата об освобождении соколов? (он отправила его дедушке Николаю)

-Сразу ли разобрался солдат. что сердце ему приказывает? (нет)

-Что же оно ему приказывало? (попить воды из ручья, перекусить буханкой хлеба, отпустить сокола).

Чтение третьей части до слов «Взлетел сокол - поднялся солдат на ноги.»

Сколько раз пришлось солдату помогать девушке вылезти из березы? (два)

-Что подсказало сердце в первый раз? (Отпустить кровавого сокола.)

-Пожалел солдат об этом? Почему?  (Да. Сокол напал на солдата и исцарапал его).

-Почему  же он не отказался от подсказок сердца ни во второй,  ни в третий раз?  (Потому что он хотел полностью увидеть девушку.).

-Прочитайте строки, которые доказывают, что ему легче было отказаться. Как это характеризует его?

 -Как был вознагражден солдат за свою доброту и смелость? (Девушка вышла полностью).

-Какие чудеса и волшебные превращения встретились в этой части сказки? (Береза вылечила солдата, солдат ослеп,  девушка появилась полностью, серебреный сокол вылечил солдата).

Чтение четвертой части до конца.

-Какое еще испытание поджидало солдата? (Сражение с нечистым).

-Почему солдат решил сразиться с нечистым? (Чтобы спасти себя и девушку). - Что подсказало ему сердце?  (Убить нечистого).

-Найдите и перечитайте описание "боя".

Шагнул было к ней солдат – вдруг небо потемнело гром ударил вдали. И понял солдат - нечистый летит. Схватил ружьё. И видят они - крылья кожаные небо чертят, нечисты, летит, жалованье в узелке несёт. А за ним туча мчится, хочет нечистого молнией сразить. Увернулся нечистый от молнии и как раз солдату на мушку попал. Ударил солдат картечью- только перья полетели и жалованье из узелка потряслось. Тут и накрыла их туча, хлынул ливень, да такой, что все зажмурились.

-Как же был вознагражден солдат за свой подвиг? (Братья расколдовались, солдат женился на девушке, и жили они вместе).

-Какие чудесные превращения встретились в этой части сказки? (Братья расколдовались).

Отвечать на вопросы

Читать произведение по частям.

Участвовать в обсуждении.

Знакомить с новым произведением.

Подтверждать словами из учебника.

Объяснять значения не понятных слов в сказке

Выбирать из  сказки информацию

Подтверждать словами из учебника.

Читать по частям сказку.

Л:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Р:

принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Рефлексивный

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение

10 мин.

Ребята, с каким произведением и автором, мы сегодня познакомились?

(«Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»).

Скажите, чему вы сегодня научились? (ответы детей)

(Нужно бережно относиться к окружающему миру, к птицам и животным, быть добрее, делиться своей добротой.)

– Что вам особенно понравилось в нашем уроке, что было наиболее интересно? (ответы детей)

Итак, ребята, давайте посмотрим на задачи, которые мы ставили в начале урока. Как вы думаете, мы достигли их? С чем мы сегодня познакомились? Замечательно!

Продолжи предложения

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался…

На уроке я…

Материал урока мне был…

 Урок окончен.

Анализировать проделанную работу, оценивать её. Прощаться с учителем.

К:

- аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка и самооценка собственной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор н...