Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный этап |
Слайд 1. Здравствуйте! Прозвенел звонок, Начинается наш урок! Что нам пригодится на уроке, а что оставим за дверью! Внимательность Смекалка Небрежность Дружба | Фантазия Лень Трудолюбие Нетерпеливость |
- Почему это важно? Выскажите свои мысли | Организовывают рабочее место, настраиваются на урок. При одобрении хлопают в ладоши.
Обучающиеся высказывают свои предположения. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К/УУД)
-осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать;(Р/УУД) - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; (К/УУД) |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний |
Догадайтесь, о чем идет речь в этом стихотворении? Все они тянутся К песенке звонкой, Могут заплакать и закричать. В темном лесу Звать и аукать, Но не желают Свистеть и ворчать. Слайд 2. | О гласных | Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях; (П/УУД)
|
На улице гласных сегодня большой беспорядок, они собрались в гости к согласным, но запутались. Помогите им. У вас на столах конверты, откройте. Распределите гласные буквы в домики – синий и зелёный. Работайте в паре. Какие слова (на доске) помогут нам? (внимательность, дружба)
Проверьте, поднимите руку, у кого так же. | Работа в парах. Обучающиеся классифицируют предложенные учителем буквы на: - гласные - смягчающие согласный звук/не смягчающие; (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Проверка по эталону (слайду) | - правильно называть буквы русского алфавита; - правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; (П/УУД) Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли. (К/ УУД) Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве. (Л /УУД). Правильно формулировать собственное мнение. |
Как вы думаете, какие гласные пришли в синий домик и почему? | А, О, У, Ы, Э, т.к. они обозначают твердость согласных. | Умение классифицировать объекты (Логические П/УУД) - обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; (П/УУД) - осуществлять самоконтроль; (Р/УУД) |
Какие гласные пришли в зеленый домик? | Я, Ю, Е, И, Ё, т.к. они обозначают мягкость согласных. Хором читаем все гласные. Согласные Ч и Й всегда мягкие. |
Всегда ли гласные а,о,у,ы,э обозначают твердость предшествующего согласного? Есть ли согласные, которые с этими буквами читаются мягко? Назовите их. |
Есть ли в русском языке еще согласные, которые всегда мягкие? Выясним это. |
|
3.Постановка цели и задач урока. |
Угадайте, кто герой этой сказки. «Человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и – щёлк! – человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко». Слайд 3. | Ответы детей. Щелкунчик. |
|
Почему его назвали «Щелкунчик»? | Он щёлкал орехи. От слова «щёлк». |
|
Щелкунчик, щёлк, щёлкал – какой первый звук в этих словах? | Звук [щ'] |
|
Кто может сформулировать тему урока? - Что вы уже знаете об этой букве?
- Что еще необходимо узнать?
- Для чего все это вам нужно знать?
| Звук [щ'], буква которая обозначает этот звук. - Как буква называется.
- Какие звуки обозначает эта буква. - Как правильно называется, читается. - Как правильно пишется. - Как правильно соединяется с другими буквами. - В каких словах встречается. | -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. (Р/УУД) - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). (Л/УУД) |
Какие цели мы поставим перед собой? Слайд. | Научимся распознавать в словах новый звук, букву, научимся читать слоги и слова с новой буквой | Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели (Общеучебн.П/УУД) |
|
|
|
4. Усвоение новых знаний. Работа со звуком [щ'] |
Найдите лишний рисунок. Почему? | Чашка. В этом слове нет звука [щ']. | Сравнение. Выведение под понятие, выведение следствия (П/УУД) - уметь определять, обозначает ли звуки буква щ; - учиться выяснять значение новых слов; (П/УУД)
- овладевать умением правильного написания буквы ь, соединением данной буквы с другими; - производить звуко-буквенный анализ слова; - составлять звуковую схему слова. (П/УУД)
- отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; (Р/УУД) |
Слайд 5. |
Найдите слова со звуком [щ?]. | Щука, ящик, плащ, овощи, щипцы, щётка. |
Слайд 6. |
Как называется этот вид доспеха? Слайд 7. | Щит. |
Выложите на столе звуковую модель слова «щит». |
Где спрятался звук [щ'] в слове «щит? Дадим характеристику звуку [щ']. Звук [щ'] – гласный или согласный? Докажи. Звук [щ'] – звонкий или глухой? Звук [щ'] – твердый или мягкий? | В слове «щит» звук [щ'] стоит в начале слова. Согласный, не поется. Глухой. Прикладывают ручки к ушкам и проверяют. Всегда мягкий. |
Звук [щ'] согласный, глухой, мягкий. Верно. |
|
«Звук [щ'] на письме обозначаем буквой Щ,щ.
На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же!
На что ещё похожа буква Щ?
Слайд 8 |
Высказывания учащихся. |
5. Первичная проверка понимания. Работа с буквами Щ,щ |
Из каких элементов состоит буква Щ? | Ответы детей. Три прямые, перекладина, хвостик | - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; (П/УУД) |
Посмотрите, как пишется печатная буква Щ,
- Кто из вас уже умеет писать букву Щ?
- Уверены, что правильно? - Можете ли вы высказать свои предположения о ее правильном письме?
- Где вы получите информацию о правильном написании буквы щ?
- Давайте сравним печатную букву Щ с письменной. - Чем они похожи и чем отличаются?
- Напишите элементы буквы Щ.
- Напишите две буквы Щ. Сравните с образцом, всё ли у вас получилось? Почему не получилось? Что надо исправить?
- Какую учебную задачу отрабатывали сейчас? Вспомним, какие цели ставили на урок? Слайд 9
ФИЗМИНУТКА А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте. Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели) Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук: ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ. Молодцы! Садитесь.
| Дети смотрят, как правильно писать буквы Щ,щ. Используется электронное приложение к учебнику «Русская азбука».
Обучающиеся высказывают свои предположения.
В них одинаковое количество элементов, только в письменной они более округлые.
Работа в «Прописи» с.27 часть 4
| - каллиграфически правильно писать букву щ; - каллиграфически правильно писать сочетания, слова с буквой щ; -правильно списывать слова и предложения, - уметь проверять написанное, сравнивая с образцом. (П/УУД) - проводить звуко-буквенный анализ слова; - видеть в слове орфограмму («опасное место»), уметь ее объяснить - уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. (П/УУД) - осуществлять самоконтроль; (Л/УУД) - ориентироваться в учебнике, тетради; (П/УУД) - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения (П/УУД) - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К/УУД) - объяснять лексическое значение слова
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К/УУД) - объяснять лексическое значение слова уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. (П/УУД) - осуществлять самоконтроль; (Л/УУД) - ориентироваться в учебнике, тетради; (П/УУД) - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения (П/УУД)
|
Гласные хотят познакомиться с новой буквой. Познакомим их. Слайд 10
Прибежал веселый А, почитали дети – … Прибежал игривый И, прочитали дети – ... Прибежал звонкий Е, почитали дети – … Прибежал забияка Ё, прочитали дети – … Прибежал упрямый У, прочитали дети – … |
ща щи ще щё щу |
Пришло время для чистоговорки. Давайте порадуем новый звук и букву, и покажем, как мы научились хорошо читать и четко проговаривать звук [щ?].
Слайд 11 Ща-ща-ща – ходит Саша без плаща. Ще-ще-ще – свекла варится в борще. Щу-щу-щу – рот лекарством полощу. Щи-щи-щи – очень вкусны были щи. Потренируемся в написании слогов в прописи. Слоги читали, писали. А что ещё надо научиться читать с новой буквой? А где мы это сможем сделать? Правильно. Найдите слова на стр. 63. Прочитайте их самостоятельно. Теперь хором. Читаем слова, выделяя ударный слог. Слова прочитали! Молодцы!
Что дальше читаем? А теперь надо научиться писать слова с новой буквой. Где мы это будем делать? Прочитайте слово: ЩУКА Обратите внимание на сочетание ЩУ. Какая гласная пишется в этом слове после буквы Щ? Почему эта буква не нуждается в букве Ю? Где мы уже встречали эту орфограмму? Правильно, буква Щ не дружит с буквами Ю и Я, так же как и Ч.
Слайд 12
Запишите это слово.
Прочитайте предложения на с. 63. Что это – стихотворение или обычный текст? Почему?
Ещё раз прочитайте стихотворение, обратите внимание на знаки в конце каждой строчки.
Как нужно прочитать эти строки согласно знакам?
Это стихотворение серьёзное или юмористическое?
Найдите, и прочитайте слова с буквой Щ. |
Читают и четко проговаривают слоги.
Письмо слогов с буквой щ.
Слова. В Азбуке.
В Азбуке.
У
При изучении буквы Ч: чу – пиши с буквой у!
Предложения.
Это стихотворение. Юмористическое. |
ФИЗМИНУТКА |
|
А каких рыб вы ещё знаете? Прочитайте слова, найдите названия рыб. | Чтение слов в Азбуке с. 63. | - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К/УУД) - объяснять лексическое значение слова уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. (П/УУД) - осуществлять самоконтроль; (Л/УУД) - ориентироваться в учебнике; (П/УУД) - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения (П/УУД)
Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли. (К/ УУД) Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве. (Л /УУД). Правильно формулировать собственное мнение. |
Щука и лещ – это какие рыбы? - А какие ещё речных рыб вы знаете?
Прочитайте предложение в прописях. Название какой рыбы вы ещё узнали? Запишите это предложение. | Пресноводные. Ёрш и щука – рыбы. Ёрш. Работа в прописях, письмо предложения |
Слайд 13 Я хочу вас познакомить ещё с одной Щукой, но не речной, а океанской и это не рыба, а подводная лодка! И не простая, а героическая! Внимание на экран!
Больше 70 лет назад наша война была втянута в страшную кровопролитную войну, которая шла 4 года. Мы на уроках уже говорили об этих событиях Во время Великой отечественной войны эти подводные лодки внесли большой вклад в дело победы нашей страны.
А теперь работаем в группах. (Приложение 3) 1 группа – высокий уровень. Задание: Составить из предложений текст. Подводная лодка «Щука» вышла в рейд. Она обнаружила противника. Торпеды с подводной лодки уничтожили противника. «Щука» с победой вернулась домой.
2 группа – средний уровень. Задание: из слов составить предложение. Подводная лодка «Щука» победила в бою.
3группа – низкий уровень Задание: из слова составить другие слова, переставляя буквы. Подлодка (лодка, клад, пол и тд.)
Проверим, что у вас получилось | Просмотр видеофрагмента и подводной лодке «Щука». С 40 сек до 1мин. 38 сек.
Работа в группах. Обсуждение прочитанного. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дифференцированная работа в группах. |
7. Рефлексия учебной деятельности |
|
- На все ли задачи удалось найти ответ? Проверьте себя.
Слайд 15 | Работа в парах Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. |
Как вы сегодня поработали? Оцените свою работу, попали ли вы в цель? Отметьте себя в мишени: если вы сегодня удачно потрудились, всё поняли, научились писать букву Щ, научились читать с ней слоги, слова – то поставьте свой огонёк в центральный круг, если вы что-то пропустили, или не поняли – поставьте огонёк во второй круг. | Учащиеся оценивают свою работу на уроке на доске. |
6. Подведение итога урока |
|
Трудолюбие, внимательность, фантазия, смекалка, дружба помогли вам достичь цели. Спасибо за урок! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л/УУД) - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;(Р/УУД) - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К/УУД) |
|
|
|
|
|
|