Рабочая программ 3 класс "Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО /Анофрикова В.А ./ Протокол № от « » августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» /______________/ Анфиногенова И.А « » августа 2016 г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ » /______________/ Березкина Л.А. Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
Рабочая программа
по курсу «Литературное чтение» для 3 класса
Учитель: Тараканчикова О.Г.
2016- 2017 учебный год
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, gпримерной программы по литературному чтению и авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.). К учебникам Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс в 2 частях, М: «Просвещение» 2013 г.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
.
МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Ерышовская СОШ».
Данная программа рассчитана на 1 год – 3 класс. Общее число учебных часов в 3 классе – 136часа (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
3.Планируемые предметные результаты изучения курса «Литературное чтение». 3 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
- делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
- пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
- находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
4. Содержание курса «Литературное чтение»
Название темы | Количество часов | Изучаемые в теме вопросы | Практикум: к\р., пров./р,. диктанты.. сочинения., изложения, практ./р., л/р., экскурсии |
Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | |
Самое великое чудо на свете. | 4 | Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. | Входная диагностическая работа |
Устное народное творчество | 14 | Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк». Проект «Сочиняем волшебную сказку» | Проверочная работа №1 |
Поэтическая тетрадь 1. | 11 | Проект: Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского Ф.И.Тютчев « Весенняя гроза» , « Листья».. Сочинение – миниатюра « О чём расскажут листья» ; А.А.Фет «Мама! Глянь –ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»И.С. Никитин « Полно, степь моя, спать беспробудно…» ,«Встреча зимы» И.З.Суриков « Детство», « Зима» Утренник « Первый снег» | Проверочная работа №2 |
Великие русские писатели | 24 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин «За весной красой природы…» , « Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета..», « Зимнее утро», « Зимний вечер». «Сказка о царе Салтане». Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов «Мартышка и очки», « Зеркало и Обезьяна», « Ворона и Лисица». М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. «Горные вершины», «На севере диком..», « Утёс», « Осень». Л.Н. Толстой Детство Л.Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Толстого: «Детство» (отрывок), Акула», « Прыжок», « Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» . | Проверочная работа №3 |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 | Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором.». «Дедушка Мазай и зайцы» К.И. Бальмонт. «Золотое слово»; И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги». | Проверочная работа №4 |
Литературные сказки | 8 | Д.Н. Мамин- сибиряк «Алёнушкины сказки» Присказка. « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши , Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин «Лягушка –путешественница». В.Д.Одоевский «Мороз Иванович». | Проверочная работа №5 |
Были - небылицы | 10 | М Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» А.И. Куприн. «Слон» | Проверочная работа №6 |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 | С.Чёрный Стихи о животных : « Что ты тискаешь утёнка..», « Воробей», « Слон». А.А. Блок » Ветхая избушка», « Сны», « Ворона « С.А. Есенин « Черёмуха». | Проверочная работа №7 |
Люби живое | 16 | М. М.Пришвин Моя Родина». И.С.Соколов- Микитов « Листопадничек». В.И.Белов «Малька провинился», «Еще раз про Мальку».. В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку» В.П. Астафьев « Капалуха» В.Ю.Драгунский « Он живой и светится». | Проверочная работа №8 |
Поэтическая тетрадь 2 | 8 | С.Я. Маршак «Гроза днём» «В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто «Разлука», «В театре», С. В. Михалков «Если». Е.А. Благинина «Кукушка» « Котёнок» | Проверочная работа №9 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М.Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон» В.Ю.Драгунский «Друг детства».. | Проверочная работа №10 |
По страницам детских журналов | 8 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Остер «Вредные советы» «Как получаются легенды». Р.Сеф. «Весёлые стихи» Выразительное чтение | Проверочная работа №11 |
Зарубежная литература | 8 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике | Контрольная работа. Итоговая диагностическая работа |
Итого | 136 |
5. Календарно-тематический план
№ п\п | Тема | Планируемые результаты | Материально-техническое обеспечение | Дата | Кол-во часов | |||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | ||||||||||||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. словарь | Регулятивные Работать с учебником, находить нужную информацию. | Учебник, раб. тетр, словарь | 1.09 | 1 | |||||||
Самое великое на свете чудо (4ч.) | ||||||||||||
2 | Знакомство с названием раздела. | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Регулятивные УУД: | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Учебник, раб. тетрадь, выставка любимых книг. | 5.09 | 1 | |||||
3 | Рукописные книги Древней Руси | Учебник, старинные и современные книги. | 6.09 | 1 | ||||||||
4 | Первопечатник Иван Федоров. | Учебник, портрет Ивана Фёдорова. | 7.09 | 1 | ||||||||
5 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо» Вводная диагностическая работа | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 8.09 | 1 | ||||||||
Устное народное творчество (14ч.) | ||||||||||||
6 | Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Регулятивные УУД: | формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Учебник. раб тетрадь, ПК презентация | 1 | ||||||
7 | Шуточные народные песни. | Учебник, раб. тетрадь. карточки с песнями. | 1 | |||||||||
8 | Докучные сказки. | Учебник. раб тетрадь. | 1 | |||||||||
9 | Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда | Учебник, ПК картинки (с хохломской росписью, изделия из дерева, бересты, глины). | 1 | |||||||||
10 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Учебник. раб тетрадь,ПК |
1 | |||||||||
11 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Анализ сказки | Учебник. раб тетрадь, кроссворд по сказке. | 1 | |||||||||
12 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Проверка техники чтения | Учебник. раб тетрадь,ПК | 1 | |||||||||
13 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Пересказ сказки | Учебник. раб тетрадь, кроссворд по сказке. | 1 | |||||||||
14 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | Учебник. раб тетрадь, ПК | 1 | |||||||||
15 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Анализ сказки | Учебник. раб тетрадь, ПК картинки | 1 | |||||||||
16 | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин | Учебник. раб тетрадь, ПК портреты художников | 1 | |||||||||
17 | «Сочиняем волшебную сказку» | |||||||||||
Учебник. раб тетрадь,ПК картинки | 1 | |||||||||||
18 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество» Проверочная работа №1 | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) | ||||||||||||
19 | Знакомство с названием раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; | Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Учебник. раб тетрадь,ПК |
1 | ||||||
20 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | Учебник, раб тетрадь. | 1 | |||||||||
21 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья». | Учебник, раб тетрадь, картины на тему осени, видеофильм.ПК | 1 | |||||||||
22 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | Учебник, раб тетрадь. Портрет писателя | 1 | |||||||||
23 | А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» | Учебник, раб тетрадь. Портрет писателя | 1 | |||||||||
24 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно | Учебник, раб тетрадь. Портрет писателя | 1 | |||||||||
25 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | Учебник, раб тетрадь, картины на тему зимы, видеофильм. | 1 | |||||||||
26 | И. З. Суриков «Детство» | 1 | ||||||||||
27 | И. З. Суриков «Зима» | Учебник. раб тетрадь, ПК | 1 | |||||||||
28 | Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1» | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
29 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу по разделу: « Поэтическая тетрадь 1» Проверочная работа №2 | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
Великие русские писатели (24ч.) | ||||||||||||
30 | Знакомство с названием раздела. Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». А.С.Пушкин «За весной , красой природы…» | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | Регулятивные УУД: | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: | Учебник. раб тетрадь,ПК | 1 | ||||||
31 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» | Учебник, раб тетрадь. Портрет писателя | 1 | |||||||||
32 | А.С. Пушкин В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета | Учебник, раб тетрадь. Портрет писателя | 1 | |||||||||
33 | А.С. Пушкин « Зимнее утро» Проверка техники чтения | Учебник, раб тетрадь. ПК картинки | 1 | |||||||||
34 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | Учебник, раб тетрадь. ПК картинки | 1 | |||||||||
35 | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | Учебник, раб. тетрадь. Видео или аудиозапись сказки О царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» » | 1 | |||||||||
36 | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Пересказ сказки | Учебник, раб тетрадь. Выставка рисунков | 1 | |||||||||
37 | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди Характеристика героев | Учебник, раб тетрадь |
1 | |||||||||
38 | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Анализ сказки | Учебник, раб тетрадь, портрет А.С. Пушкина, карточки (текст речевой разминки) |
1 | |||||||||
39 | И.А. Крылов Подготовка сообщения об И.А Крылове | Учебник, раб тетрадь, портрет И.А Крылова | 1 | |||||||||
40 | И.А .Крылов «Мартышка и очки» | Учебник, раб тетрадь, портрет И.А Крылова | 1 | |||||||||
41 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» | Учебник, раб тетрадь, портрет И.А Крылова, карточки для речевой разминки | 1 | |||||||||
42 | И.А. Крылов «Ворона и лисица» | Учебник, раб тетрадь, портрет И.А Крылова | 1 | |||||||||
43 | М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | Учебник, раб тетрадь, портрет М.Ю Лермонтова, ПК презентация | 1 | |||||||||
44 | М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..» | Учебник, раб тетрадь, портрет М.Ю Лермонтова | 1 | |||||||||
45 | М. Ю. Лермонтов.«Утес» | Учебник, раб тетрадь, портрет М.Ю Лермонтова | 1 | |||||||||
46 | М. Ю. Лермонтов « Осень» | Учебник, раб тетрадь, портрет М.Ю Лермонтова | 1 | |||||||||
47 | Детство Л.Н. Толстого( из воспоминаний писателя) Подготовка сообщения о жизни и творчестве Л. Н. Толстом | Учебник, раб тетрадь, портрет Л.Н. Толстого, ПК презентация, карточки для речевой разминки | 1 | |||||||||
48 | Л.Н. Толстой «Акула» | Учебник, раб тетрадь, портрет Л.Н. Толстого, |
1 | |||||||||
49 | Л.Н. Толстой «Прыжок» | Учебник, раб тетрадь, карточки для речевой разминки | 1 | |||||||||
50 | Л.Н. Толстой « Лев и собачка» | Учебник, раб тетрадь, портрет Л.Н. Толстого, | 1 | |||||||||
51 | Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» | Учебник, раб тетрадь, портрет Л.Н. Толстого, | 1 | |||||||||
52 | Оценка достижений Проверочная работа №3 | Карточки задания | 1 | |||||||||
53 | Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели» | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч.) | ||||||||||||
54 | Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов « Славная осень!» | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Регулятивные УУД: | устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). | Учебник, раб тетрадь, портрет Н.А Некрасова, выставка его книг | 1 | ||||||
55 | Н.А. Некрасов « Не ветер бушует над бором» | Учебник, раб тетрадь, портрет Н.А Некрасова | 1 | |||||||||
56 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | Учебник, раб тетрадь, ПК презентация портрет Н.А. Некрасова, карточки для речевой разминки | 1 | |||||||||
57 | К.Д. Бальмонт « Золотое слово» | Учебник, раб тетрадь, портрет писателя. ПК картинки | 1 | |||||||||
58 | Контрольная работа по тексту администрации | Учебник, раб тетрадь, портрет писателя. ПК картинки | 1 | |||||||||
Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||||
Литературные сказки (8 ч). | ||||||||||||
59 | Знакомство с названием раздела. Проверка техники чтения | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД: | развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Учебник, раб. тетр, карточки для речевой разминки. | 1 | ||||||
60 | Д. Н. Мамин- Сибиряк Присказка « Алёнушкины сказки» | Учебник, раб тетрадь, портрет писателя. ПК картинки | 1 | |||||||||
61 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | Учебник, раб. тетрадь. Видео или аудиозапись сказки про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | |||||||||
62 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | Учебник, раб тетрадь, портрет писателя. ПК картинки | 1 | |||||||||
63 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | Учебник, раб тетрадь. Выставка рисунков | 1 | |||||||||
64 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | Учебник, раб тетрадь, портрет писателя. ПК картинки | 1 | |||||||||
65 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | Учебник, раб тетрадь | 1 | |||||||||
66 | Обобщающий урок по разделу « Литературные сказки » Проверочная работа №5 | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
Были- небылицы (10ч.) | ||||||||||||
67 | Знакомство с названием раздела. | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | Регулятивные УУД: | формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Учебник, раб тетрадь. ПК картинки | 1 | ||||||
68 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | Учебник, раб тетрадь портрет писателя. ПК картинки | 1 | |||||||||
60 | М. Горький «Случай с Евсейкой» Анализ рассказа | Учебник, раб тетрадь портрет писателя. ПК картинки | 1 | |||||||||
70 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | Учебник, раб тетрадь портрет писателя. ПК картинки | 1 | |||||||||
71 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» Пересказ рассказа | Учебник, раб тетрадь. ПК презентация | 1 | |||||||||
72 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» Анализ рассказа | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
73 | А.И. Куприн «Слон» | Учебник, раб тетрадь портрет писателя. ПК картинки | 1 | |||||||||
74 | А.И. Куприн «Слон» Пересказ рассказа | Учебник, раб тетрадь. ПК презентация | 1 | |||||||||
75 | А.И. Куприн «Слон» Анализ рассказа | Учебник, раб тетрадь | 1 | |||||||||
76 | Обобщение по разделу «Были- небылицы» Проверочная работа №6 | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
Поэтическая тетрадь 1 (6ч.) | ||||||||||||
77 | Знакомство с названием раздела С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…» | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; | Регулятивные УУД: | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Учебник, выставка книг по теме урока; карточки для речевой разминки, карточки-задания | 1 | ||||||
78 | С.Чёрный«Воробей». «Слон». | Учебник, портрет и выставка книг Саши Черного | 1 | |||||||||
79 | А.А. Блок « Ветхая избушка» | Учебник, раб.тетр, портрет и выставка книг А.Блока. | 1 | |||||||||
80 | А.А. Блок « Сны» , « Ворона» | Учебник, раб.тетр, портрет и выставка книг А.Блока. | 1 | |||||||||
81 | С.А. Есенин « Черёмуха» | Учебник, раб.тетр, портрет и выставка книг С.А. Есенина.ПК картинки | 1 | |||||||||
82 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1» Проверочная работа №7 | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
Люби живое ( 16 ч.) | ||||||||||||
83 | Знакомство с названием раздела | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Регулятивные УУД: | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; | Учебник, раб. тетр, ПК картинки | 1 | ||||||
84 | М.М. Пришвин « Моя Родина» ( из воспоминаний» | Учебник, раб. тетр, портрет М.М, Пришвина, ПК картинки | 1 | |||||||||
85 | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» | Учебник, раб. тетр, портрет И.С. Соколова-Микитова, ПК картинки | 1 | |||||||||
86 | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» | Учебник, раб. тетр, портрет И.С. Соколова-Микитова, ПК картинки | 1 | |||||||||
87 | В.И .Белов « Малька провинилась» | Учебник, раб. тетр, портрет В.И. Белова, ПК картинки | 1 | |||||||||
88 | » В.И .Белов « Ещё раз про Мальку» | Учебник, раб. тетр, портрет В.И. Белова, ПК картинки | 1 | |||||||||
89 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | Учебник, раб. тетр, портрет В.В Бианки, ПК картинки | 1 | |||||||||
90 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» Пересказ рассказа | Учебник, раб. тетр, портрет В.В Бианки, ПК картинки | 1 | |||||||||
91 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | Учебник, раб. тетр, портрет В.В Бианки, ПК картинки | 1 | |||||||||
92 | Б.С. Житков « Про обезьянку» Пересказ рассказа | Учебник, раб. тетр, портрет В.В Бианки, ПК картинки, карточки для речевой разминки | 1 | |||||||||
93 | Б.С. Житков « Про обезьянку» Характеристика героев | Учебник, раб. тетр, портрет В.В Бианки, кроссворд. | 1 | |||||||||
94 | В. Л..Дуров «Наша Жучка» | Учебник, раб. тетр, портрет В.Л.Дурова | 1 | |||||||||
95 | В.П .Астафьев «Капалуха» | Учебник, раб. тетр, портрет В.П. Астафьева, карточки для речевой разминки. | 1 | |||||||||
96 | В.Ю. Драгунский « Он живой и светится | Учебник, раб. тетр, портрет В.Ю. Драгунского. ПК презентация | 1 | |||||||||
97 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной» | Учебник. ПК картинки | 1 | |||||||||
98 | Обобщение по разделу « Люби живое » Проверочная работа №8 | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
Поэтическая тетрадь 2 ( 8 ч.) | ||||||||||||
99 | Знакомство с разделом. | наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Регулятивные УУД: | умение работать с разными видами текстов, находить ха рактерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. | Учебник, раб. тетр, ПК картинки | 1 | ||||||
100 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной», «Гроза днём» | Учебник, раб. тетр, портрет С.Я. Маршака. | 1 | |||||||||
101 | А.Л. Барто «Разлука» Проверка техники чтения | Учебник, раб. тетр, портрет А.Л. Барто, карточки для речевой разминки. | 1 | |||||||||
102 | А.Л. Барто «В театре» | Учебник, портрет А.Л. Барто | 1 | |||||||||
103 | С.В. Михалков «Если» | Учебник, раб. тетр, портрет С.В. Михалкова | 1 | |||||||||
104 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | Учебник, раб. тетр, портрет Е.А. Благининой | 1 | |||||||||
105 | Крестики –нолики, урок-игра «О чем нам книги говорят» | Учебник, карточки для речевой разминки ПК картинки | 1 | |||||||||
106 | Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2 » Проверочная работа №9 | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.) | ||||||||||||
107 | Знакомство с разделом | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | Регулятивные УУД: | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; | Учебник, раб. тетр, ПК картинки | 1 | ||||||
108 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» | Учебник, раб. тетр, ПК картинки, карточки для речевой разминки | 1 | |||||||||
109 | А.П. Платонов «Цветок на земле» | Учебник, раб. тетр, портрет А.П. Платонова | 1 | |||||||||
110 | А.П. Платонов «Цветок на земле» Пересказ рассказа | Учебник, раб. тетр, портрет А.П. Платонова, ПК презентация | 1 | |||||||||
111 | А.П. Платонов «Ещё мама» | Учебник, раб. тетр, портрет А.П. Платонова, ПК презентация | 1 | |||||||||
112 | А.П. Платонов «Ещё мама» Пересказ рассказа | Учебник, раб. тетр, ПК картинки | 1 | |||||||||
113 | М.М. Зощенко «Золотые слова» | Учебник, раб. тетр, портрет М.М. Зощенко | 1 | |||||||||
114 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | Учебник, раб. тетр, портрет М.М. Зощенко ПК презентация | 1 | |||||||||
115 | Н.Н. Носов «Федина задача» | Учебник, раб. тетр, портрет Н.Н. Носова | 1 | |||||||||
116 | Н.Н. Носов «Телефон» | Учебник, раб. тетр, портрет Н.Н. Носова, карточки для речевой разминки | 1 | |||||||||
117 | В.Ю. Драгунский «Друг детства» | Учебник, раб. тетр, портрет А.П. Платонова | 1 | |||||||||
118 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» Проверочная работа №10 | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
По страницам детских журналов (8 ч.) | ||||||||||||
119 | Знакомство с разделом. | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; | Регулятивные УУД: | достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Учебник, раб. тетр, ПК картинки | 1 | ||||||
120 | Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | Учебник, портрет писателя, ПК картинки | 1 | |||||||||
121 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился» | Учебник, портрет писателя, ПК картинки | 1 | |||||||||
122 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели» | Учебник, портрет писателя, ПК картинки | 1 | |||||||||
123 | Г.Б. Остер «Вредные советы»» | Учебник, портрет писателя, ПК картинки | 1 | |||||||||
124 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды» | Учебник, портрет писателя, карточки для речевой разминки | 1 | |||||||||
125 | Р. Сеф «Весёлые стихи» | Учебник, раб. тетр, ПК картинки | 1 | |||||||||
126 | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов» Проверочная работа №11 | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
Зарубежная литература ( 8ч.) | ||||||||||||
127 | Знакомство с разделом Мифы Древней Греции «Храбрый Персей» | овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | Регулятивные УУД: | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Учебник, ПК картинки, карточки для речевой разминки. | 1 | ||||||
128 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей» Характеристика героя | Учебник, раб. тетр, ПК картинки | 1 | |||||||||
129 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | Учебник, раб. тетр, портрет Г.Х. Андерсена | 1 | |||||||||
130 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» Пересказ текста | Учебник, раб. тетр, портрет Г.Х. Андерсена, ПК презентация | 1 | |||||||||
131 | Г.Х. Андерсен Гадкий утёнок» Анализ текста | Учебник, раб. тетр, портрет Г.Х. Андерсена | 1 | |||||||||
132 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | Учебник. раб тетрадь, карточки-задания | 1 | |||||||||
133 | Итоговая диагностическая работа | Текст-задание | 1 | |||||||||
134-136 | О чем мы будем читать летом.Урок-рекомедация | Список рекомендованной литературы | 1 |
6. Литература
Методические пособия:
В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова «Контрольные работы в начальной школе по чтению» - М., «Дрофа», 1997
Л.Ф. Климанова. Литературное чтение Учебник.3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2012
Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий 3 класс Рабочая тетрадь, в 2 ч., -М: «Просвещение», 2012
Т.Н. Ситникова Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс, -М.: «ВАКО», 2015.
Печатные пособия:
наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе.
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий.
портреты поэтов и писателей.
Учебно-методическая литература:
ученические столы двухместные с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
классная доска.
персональный компьютер
мультимедийный проектор.
экспозиционный экран
ИКТ-средства
-Компьютер
-CD диски
-диск ЭП Рабочие программы. Начальная школа. УМК «Школа России» 3 класс
-Презентации с интернета
-Наглядные пособия
*таблицы *карточки *картинки *рисунки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...