Конспект урока С. Есенин «Черемуха» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: С. Есенин «Черемуха»
Цели урока: познакомить со стихотворением С. Есенина « Черемуха»
Планируемые результаты:
· Предметные: осознанно, правильно, выразительно читать в слух; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям; самостоятельно находить ключевые слова.
· Личностные: проявлять интерес к поэзии, получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских классиков.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Литературное чтение 4класс 2 часть УМК «Планета знаний», презентация, видеофрагмент, карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока С. Есенин «Черемуха» 4 класс | 34.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: С. Есенин «Черемуха»
Цели урока: познакомить со стихотворением С. Есенина « Черемуха»
Планируемые результаты:
- Предметные: осознанно, правильно, выразительно читать в слух; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям; самостоятельно находить ключевые слова.
- Личностные: проявлять интерес к поэзии, получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских классиков.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Литературное чтение 4класс 2 часть УМК «Планета знаний», презентация, видеофрагмент, карточки.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный Практич.: артикуляционные упражнения Словес.: ответы на вопросы | ≈5 | Артикуляционная гимнастика эау- хором оаы- фронтально иыэо-чтение на одном дыхании ияёи – чтение на одном дыхании ыоиаеэи- пропеть Работа со скороговоркой Кто хочет разговаривать Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Скороговорка- Диана.
| Читать, правильно артикулируя. . | П: осмысленно читают текст Р: принимают и со храняютуч задачу |
22. | Постановка учебной задачи и ее решени Словес.: ответы на вопросы | ≈ 4 | Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени. Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. | Определять цели и пути их достижения | Р: принимают и со храняютуч задачу П: строят речевое высказывание |
Практический: слушание и чтение Т | Первичное знакомство со стихотворением. Учитель выразительно читает стихотворение Словарная работа. - Перед тем как мы начнем читать стихотворение, давайте познакомимся с трудными словами: Медвяная - медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце. Пряная зелень - добавляют в еду, зелень с сильным запахом. Проталинка-оттаявшая земля, на которой уже нет снега. Вкрадчиво - тихо, на ушко. - Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы прислушайтесь к своим чувствам. -Какое настроение вызвало у нас стихотворение? Почему? (Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.) -На какие картины можно разделить это стихотворение? (Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.) -В стихотворении Сергея Александровича два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. -Нарисуйте словами картины, которые вы увидели. -Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему? Физкультминутка Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле!(подтягивание) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется.( руки в верх ) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки. ( махи руками ) Даже толстые стволы Наклонились до земли. ( наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед Так деревья ветер гнет. ( наклоны) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? ( вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. | Слушать чтение | |||
33. | Решение частных задач на основе анализа текста Словес.: ответы на вопросы Словес.: обобщение | ≈12 ≈3 | Повторное чтение и углубленный анализ. Анализ образов и подготовка к выразительному чтению - А теперь познакомимся поближе с данным стихотворением. Чтение стихотворения по строфам. (По мере чтения задаются вопросы) — Когда расцветает черёмуха? — Какая черемуха? (душистая) — Как понимаете это слово? (ароматная, пахучая, благоухающая) — Какие ветки? — Почему? — О ком можно сказать, что он (она) завил кудри? — А может ли черемуха завить кудри? — Почему так говорится в стихотворении? — Прочитайте еще раз I строфу, постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту черемухи. Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат её хочется вдыхать полной грудью. Цветы похожи на девичьи кудри. — Что себе представили? — Прочитайте 2 строфу, постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту росы и зелени. — Читаем третью строфу вместе. Мне кажется, это будет самая красивая картинка! — Представим, место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей. -С каким драгоценным камнем сравнивает автор, ручей? -серебром (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце) Читаем четвертую строфу -С каким драгоценным камнем сравнивает автор (с золотом) Этот цвет – цвет золота. Пятую строфу читаю сама. - -Нравится ли ручью черемуха (Да, он ей песенки поет.) -Хочется ли ручью понравится черемухе? (Да, поэтому он ей вкрадчиво поет песенки.) - Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки…» (Р-ПТ-Т-СТР-БР-Р) -Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки. -Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.) -Какой образ олицетворяет черемуха? (Образ девушки.) - А ручей? (Образ юноши.) -Найдите в тексте сравнения. (Что кудри…) -Что такое метафора? (Слова, употребленные в переносном значении.) -Найдите метафоры. (Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…) -Как называется прием художественного изображения словом: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистый? - Что такое эпитет? Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной. - Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха? Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права. Весна пришла! -Найдите в стихотворении однокоренные слова. - Какое время года описано? -Как и чем вы можете это доказать? - Какие слова из стихотворения говорят о любви поэта к русской природе? -Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем прочитать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки. -А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки З-С. -видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была полной, поэт хотел, чтобы и запахи представили. -Какими словами поэт говорит о запахах? (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.) -Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье. (Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.) - Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо? (Неторопливо, с любованием.) -Какие слова, по-вашему, можно читать чуть быстрее? (А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей.) -Перед этими словами можно сделать паузу чуть побольше. Работа над выразительном чтении - чтение за учителем; - чтение друг другу в паре, чередуясь. (последнюю часть читаем вместе); - чтение в паре вслух; - чтение вполголоса, выразительно, красиво; - индивидуальное чтение - С каким стихотворением вы познакомились на уроке? - Какие чувства выразил поэт в стихотворении? - Совпало ли ваше настроение с настроением автора? - Понравилось ли вам это стихотворение? - Что понравилось? (ответы детей)
| Характеризоватьгероев Читать выразительно. Проводить анализ. Читать выборочно Читать выразительно. Отвечать на вопросы. | П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; К: ориентируются на партнера во взаимодействии П: осмысленно читают худож Т К: контролируют действия партнера
П: осмысленно читают худож Т П: осуществляют синтез П: строят речевое высказывание П: строят рассуждения |
44. | Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ | ≈5 | -Какие мысли, чувства пробудило у вас это стихотворение? -О чем заставил задуматься? -Какие знания из полученных сегодня на уроке вы хотели бы поделиться с товарищем? | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературное чтение 3 класс С.Есенин "Береза"
конспект урока с.Есенин "Берёза" 3 класс...
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...
Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»
В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...
Конспект урока литературного чтения. 4 класс.С.А.Есенин «Лебедушка».
Сергей Александровия Есенин "Лебедушка" 4 класс. УМК "Школа России"...
Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин "Черемуха"
Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин...
Конспект урока литературного чтения 4 класс «С.А.Есенин «Бабушкины сказки»
Цель: создание условий для формирования заинтересованности учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях лирического жанра.Задачи у...