Конспект урока по литературному чтению "Кот-ворюга"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Беляева Жанна Михайловна

3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ.

ТЕМА УРОКА «К. Г. ПАУСТОВКИЙ «КОТ-ВОРЮГА»

                                                           ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ж. М. и сегодня я с вами отправлюсь в удивительную страну Литературию  Думаю, каждый сегодня откроет для себя что-то, интересное. Я предлагаю вам на уроке сегодня : слово УРОК

  1. Эмоциональный настрой.

В путь! С собой возьмем хорошее настроение. Я могу своим поделиться. Счастливого пути! Помашем ручкой, гостям тоже.

  1. Актуализация знаний.

-Рука! 5 пальчиков. И такие творят чудеса. Пишут, рисуют. Познакомимся с ними поближе.

-Большой, указательный, средний, безымянный, указательный, мизинец. Пальчики! Возьмите учебники и найдите нужную страничку .

Как называется этот рассказ? Почему так называется? Что же случилось?

Пальчики! Помогите, подскажите, что случилось с колечком?(Варюша нашла в лесу.

-Вот оно стальное колечко! Такое я приготовила каждому из вас! Дарю ! Рассмотрели и надеваем на  палец. Фрагмент из стального колечка

Поднимите палец, кто надел на средний - принесет здоровье,   безымянный - большущая  радость, указательный - посмотришь белый свет со всеми чудесами.

  1. Изучение нового материала.

Кто написал рассказ «Стальное колечко»?

Константин Георгиевич Паустовский(повесить на доску)

Вы что-нибудь слышали про этого писателя?

Какая редкая, звучная фамилия! И какой удивительный писатель! А вы знаете какие он рассказы написал для детей? Возьмите листочки, которые лежат у вас на партах, зачеркните парные согласные. Какие слова спрятались?(Кот-ворюга)

     Тема урока: Кот-ворюга

    Цель урока: познакомиться с новым произведением К.Г. Паустовского

-Для меня кот-животное, которое живет рядом с человеком, обладает острым зрением, ходит бесшумно, ступая мягкими подушечками. А что вы знаете про котов?

А может вы знаете героев –котов сказок, мультфильмов?

Оказывается, коты загадочное существо. Но вернемся коту герою рассказа Паустовского.

  1. Речевая разминка

Чтобы правильно и красиво читать и говорить в течение урока, давайте подготовимся и начнем с речевой разминки.

Послушайте четверостишье.

           

Чёрной ночью, чёрный кот

          Прыгнул в чёрный дымоход.

        В дымоходе чернота

          Отыщи-ка там кота.

Какой звук повторялся часто? (ч)

Давайте произнесем это звук несколько раз.

Произнесет звук …(2-х учеников называю)

А теперь читаем четверостишье, четко проговаривая звук ч. (хором)

Молодцы, теперь готовы к работе.

  1. Чтение текста

Работа с незнакомыми словами.

В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их правильно произносить и понимать.

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород.

Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека.

Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва.

Рувим – друг автора произведения. Они вместе рыбачили. Однажды на голову Рувима кот уронил колбасу. Они вместе охотились на кота. Рувим наверное был умным, может быть неуверенным мальчиком, потому что он всё время думал. Например: задумчиво спросил: «Что же нам с ним делать?»,«…Рувим утверждал, что это не совсем удобно…

Дополнительно: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили,встречались с местными жителями

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

1 часть.Чтение текста учителем до слов Мы поклялись поймать кота

-Расскажите, почему кота в рассказе называли ворюгой?

Интересно, а поймают ли кота на самом деле? Возьмите листочки, не показывайте соседу да поймают, нет не поймают и скрутите…проверим, когда точно узнаем.

- …но глазки устали Ф.М. для глаз

2 часть цепочкой. Продолжаем читать дальше до слов Выхода от туда не было

Оправдались ваши прогнозы? Еще нет ответа.

3 часть в режиме жужжащего чтения, не забывая про знаки препинания в конце предложения до слов с Белыми подпалинами на животе

Проверим оправдались ли наши прогнозы…у кого да цветок расцвел, у кого нет с зелеными бутончиками

Кто мечтает стать артистом? Покажите каким кот- ворюга предстал перед рыбаками.  Пантомина. рассказчик и автор - одно лицо

Я порошу у Паустовского  извинения, займу в этом рассказе его место и буду вам задавать вопросы ,а вы будете котами согласны – МЯУ, нет-фырчите.

-Кот обожал рыбу.

-На берегу ел камыши.

-Питался комарами.

-Воровал  мясо.

-Грыз кору деревьев.

-Любил ливерную колбасу.

-Ловил птиц.

4 часть по желанию выразительно до слов перестал воровать

Почему герои отказались наказывать кота ,а просто покормили? Есть надежда что кот исправится?

5 часть самостоятельно про себя дочитаем рассказ про себя

Исправился кот? Какой благородный поступок он совершил?

В чём заключается развязка в этом произведении?

(Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.)

Физминутка «Воображаемый котенок»

Ребята, я приглашаю всех вас выйти ко мне и встать в круг. Выходите.

Представьте, что у меня в руках воображаемый котенок, которого я нашла на улице. Он нуждается в ласке и внимании. Давайте приласкаем котенка и скажем ему ласковые, добрые слова.

Картинная галерея – индивидуальная работа

- Рассмотрите нашу "Картинную галерею" на доске. Здесь изображен кот в разные моменты. Посмотрите, в такой ли последовательности происходили события?

- Надо навести порядок.

Дети указывают на нарушение порядка расположения картинок.

Далее следует индивидуальная работа. К доске вызывается ученик, который должен разместить иллюстрации в нужной последовательности.  Дети зачитывают сюжеты из текста, относящиеся к данным иллюстрациям. Коллективная проверка правильности выполнения индивидуального задания.

Земной, добрый, светлый человек К. Г. Паустовский в своих произведениях умел найти прелесть и в дальних морях и в горах, и в лесах. Писал о животных, природе. Он еще в детстве решил стать писателем.

   Совсем подросток однажды Костя пришел к аптекарю Лазарю Борисовичу за порошком для тети Маруси.

-Кем вы хотите стать молодой человек?

-Писателем.

  Аптекарь рассмеялся. Писатель должен так много знать. Он должен работать и не гнаться за славой! Да! Вот! Одно могу сказать – иди к людям, в фабрики, в театры. Всюду! Что бы жизнь пропитала тебя так, как спирт валерьяновку. Чтобы получился настоящий настой. Тогда  вы его сможете отпускать людям, как чудодейственный бальзам. Бальзам напиток для укрепления.

  Рассказы     К. Г. Паустовский – бальзам для читателей. Дают знания, воспитывают, заставляют думать, переживать, веселить.  Настала и нам пора улыбнуться.

   Творческая работа.  

-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на группы и выполним задания.

1-я группа-составляет синквейн к слову « кот»(конверты для синквейна)

2-я группа –составляет кластер к слову «кот»(конверты для кластера)

3-я группа – составляет портрет «кота-ворюги» (конверты для аппликации)

4-я группа –составляет портрет «кота-милиционера»  (конверты для аппликации)                                          

Подведение итогов.

Какое новое произведение мы изучили? Достигли мы цели, которую поставили в начале урока?

Написав это произведение , К. Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота-милиционера.

Рефлексия.

Цветок Кипрей или Иван чай я вам советую прочитать этот рассказ

И у нас на уроке расцвел цветок. Это вам подарок . Вы хорошо работали, рассказывали, удивляли.

К. Г. Паустовский очень любил строчки стихотворения С. Есенин

Счастлив тем, что целовал женщин, валялся на траве. И зверье , как братьев наших меньших, Не бил по голове.

Кот-милиционер

Работа в группе

Кластер «кот»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"

На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...