Урок обучения грамоте по теме: "Буква Ю в начале слова и после гласного"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Урок обучения грамоте в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок грамоты

«Буква Ю в начале слова и после гласного»

Москва, 2014

Тема: «Буква Ю в начале слова и после гласного»

Цель:

  1. Познакомить с новой буквой, обозначающей два звука.
  2. Формировать умение читать выразительно, правильно, бегло.
  3. Понимать текст, ориентироваться в тексте.
  4. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха.
  5. Расширять кругозор детей.

Ход урока

  1. Орг. момент.

- Слушаем меня очень внимательно и отвечаем на вопросы.

- Какой сейчас урок?

- Чему мы учимся на уроке грамоты?

- Назовите этапы урока:

1) начала повторяем;

2) потом изучаем новую букву;

3) работаем с кассой букв;

4) читаем по букварю.

II. Повторение.

- Выкладываем буквы:

а о у э ы е я

- Какие это буквы? (гласные)

- Прочитайте их.

- Прочитайте  гласные буквы, которые обозначают один звук.

(а о у э ы)

- Какие гласные буквы не прочитали? Почему?

(е я – они обозначают два звука)

- Какие звуки они обозначают?

е                        я

[й  э]                        [й  а]

- Что мы делали? (Повторяли)

- Что будем делать? (Будем изучать новую букву)

III. Новая тема.

1)- Послушайте стихотворение.

        На уроке я читаю

        И рисую, и считаю.

        Руку тихо поднимаю,

        Если спросят, отвечаю.

- Что ты делаешь на уроке?(Читаю, рисую, считаю, отвечаю)

- Какие звуки звучат в конце каждого слова? [й  у]

- Если мы слышим 2 звука - [й  у], обозначаем их буквой Ю. (показ буквы)

2)- На что похожа буква Ю?

- Послушайте стихотворение.

        Чтобы О не укатилась,

        Крепко к столбику прибью,

Ой смотри-ка, что случилось,

Получилась буква Ю.

- Какая это буква? (гласная)

- Сколько звуков обозначает? (обозначает два звука)

3) Место буквы:

- лента букв;

- азбука;

- кассы.

IV. Развитие ф/в.

- Я буду называть слова, а вы будете показывать букву Ю, когда услышите звуки [й  у].

- ЮЛА – где слышим [й  у]? ( В начале слова)

- ЮРА – где слышим [й  у]?

- ИГРАЮ – (в конце слова слышим два звука [й  у])

- После какого звука слышим эти два звука? (после гласного [а])

- КАЮТА – (в середине, после гласного [а])

- Что такое каюта? (каюта – небольшая отдельная комната на судне, на корабле, пароходе)

- ЖЕЛТЕЮТ – ( середине, после гласного [э])

- Буква Ю обозначает 2 звука в каких случаях? ( в начале слова, после гласной)

- Что мы делали? (выделяли звуки [й  у])

- Что будем делать? (работать с кассой букв)

V. Работа с кассой букв.

ла – юла – юра – Юра – ра – игра – играю

- Буква Ю обозначает два звука [й  у].

- Какие звуки слышим? [й  у]

- Какую букву берем? (Ю)

- ЛА. Что я произнесла? Докажите.

- Какие звуки слышим? [л], [а]

- Какие буквы возьмете? (л, а)

- Прочитайте.

ла – юла – юра – Юра – ра – игра – играю

- Что надо сделать, чтобы получилось название игрушки?

(поставить Ю на первое место)

Ребятам весело со мной:
На ножке я кручусь одной.
Пока верчусь, я не тужу,
Кружу - жужжу, жужжу - кружу.
(Юла)

- Прочитайте. Поставьте ударение, еще раз прочитайте.

- Замените букву «л» на букву «р». Что получилось? Какое слово?

- Ударение поменялось?

- Уберите букву Ю. Что осталось? (слог –ра)

- Что надо сделать, чтобы получилось слово «ИГРА»? Разделим на слоги. (ИГ – РА)

- ИГ-РА. Какой слог у нас есть, а какой надо поставить на 1-ое место? (иг-)

- Прочитайте. Куда падает ударение? ( на гласную «а» во втором слоге)

- От слова игра образуйте слово, которое будет отвечать на вопрос что делаю? (играю)

- Что должны добавить? (букву Ю)

- Разделим на слоги? (иг-ра-ю)

- Какой слог по счету добавили? (3-ий)

- Прочитайте слово.

- Ударение изменилось?

-Буква Ю после какой буквы стоит? (буква Ю стоит после гл. а)

- Буква Ю обозначает 2 звука в каких случаях? (после гласной, в начале слова)

- Еще раз вывод. Когда буква Ю обозначает два звука?

ла – юла – юра – Юра – ра – игра – играю

VI. Физминутка.

VII. Работа по букварю.

- Открываем буквари на стр. 92., положите их перед собой.

1. Чтение слов.

- Какая буква в верхнем левом углу?

- Покажите большую букву, маленькую. Прочитайте.

- Что сначала будем читать? (слова)

- Прочитаем в I-ом столбике 1 и 2 слово?

- Что обозначают эти слова? (имена детей)

- Как они написаны? (С большой буквы)

- Читаем еще два слова в I столбике.

- Про кого так говорим? (Я завтракаю, умываюсь)

- Прочитаем II столбик по цепочке.

- Прочитайте слова с буквой Ю.

- Прочитайте слова без буквы Ю.

- Читаем III столбик слова парами.

- Про кого говорят встают, играют, рисуют?

- Что мы читали? Докажите.( читали слова, есть значение)

2. Чтение текста.

- Что будем читать? (текст)

- Читаем по 1 предложению.

- Мы можем сказать, что это рассказ?

- О ком говорится? Что о нем говорится?

- Если это рассказ, то у него должно быть название.

- Какое название подходит? (3 названия на доске)

1. Утром.

2. Зарядка.

3. Завтрак.

- Почему назовем «Утром»?

- Посмотрите внимательно на текст и на 2 картинки.

- Что происходит на первой картинке? (Мальчик проснулся.)

- Что на второй картинке? (Мальчик завтракает.)

- Найдите предложение, которое соответствует 1-ой картинке.

- Найдите предложение, которое соответствует 2-ой картинке.

- Еще раз прочитаем наш рассказ.

3. Чтение текста.

- Еще есть маленький текст. Читаем по 1 предложению.

- Ответьте на вопросы.

- Как живут ребята в школе?

-Что ребята делают там?

- Можно этот рассказ озаглавить?

- Озаглавьте его. (В школе)

VIII. Итог.

- Чему учились на уроке?

- В чем особенность этой буквы?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.

Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...

урок обучения грамоте по теме "буквы Дд"

Данный конспект содержит поурочную разработку для 1 класса по УМК "Школа России"...

урок обучения грамоте по теме "Буквы Лл"

Данный урок письма разработан по программе УМК "Школа России"...

Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"

Урок обучения грамоте  в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук  звук [ ы] " ....

Урок обучения грамоте по теме "Буква Сс"

Обучение грамоте УМК "Гармония"(презентация к уроку )...

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"

Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...

Презентация по обучению грамоте на тему "Буквы Е, Ё в начале слова и после согласных"

Презентация по обучению грамоте на тему "Буквы Е, Ё в начале слова и после согласных". Для 1 класса....