Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Заплатникова Елена Мурадовна

 

Цели урока:  Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа.   Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о жанре устного народного творчества.   Прививать любовь к родной Земле, слову, языку.  Содействовать формированию творческой активности.

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые песни и торжественные былины, говорившиеся нараспев под звон струн – о славных подвигах защитников Земли Русской».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературному чтению 2 класс.

 Урок разработала учитель МОУ СОШ №26 города Сочи, Краснодарского края,                               Заплатникова Елена Мурадовна.

Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».

Цели:

Образовательные: Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа. Обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках; повторить термины: сказка, загадка, скороговорка, пословица, поговорка, былина.

Развивающие: Развивать устную монологическую речь. Дать почувствовать многогранность устного народного творчества. Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о жанре устного народного творчества.

Воспитательные: Прививать любовь к родному краю, слову, языку.  Содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.

Оборудование:

  • Репродукции картин В.М. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье».
  • Звукозаписи: П. И. Чайковский 4-я симфония, А. П. Бородин «Богатырская симфония», Э. Григ «Утро», М. Мусоргский «Ночь на лысой горе», «Богатырские Ворота», Л. В. Бетховен «Ода к радости».
  • Выставка детских рисунков «Сказочные богатыри».
  • Выставка книг: былины и богатырские сказки.
  • Театральные костюмы богатырей для ролевой игры.
  • Карточки для групповой работы.
  • Презентация.

Технические средства обучения.

  • Мультимедиапроектор для показа презентаций с помощью ПК, интерактивная доска.
  • Проигрыватель звукозаписей.

Ход урока:

  1. Организационный момент.  

Вступление.     Слайд 1,2.  Звучит отрывок из 4-ой симфонии П. И. Чайковского.

Ученица в народном костюме.

- Ой, вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтобы был у нас мир да лад, да согласие, велась наша беседа речью плавной.                         А расскажем мы вам о сказках и о былинах. Да пришли они к нам из времён дальних, передавались они народом нашим из уст в уста.

II.     Актуализация знаний.

Учитель.  – На протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве богатырских сказок и былин.                                                  -   Кто главные герои этих произведений? (богатыри)                                                                                                           -   А кто такие богатыри?    

   Слайд 3.  (Илья Муромец, Мороз Иванович, Святогор, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас   Барабас, Руслан, Добрыня Никитич)

-  На экране вы видите имена сказочных героев. Выберите только имена богатырей.    

III.     Введение в тему    Театрализация.              

Звучит музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота».                                                                                                           У доски три богатыря (ученики в театральных костюмах).

Слайд  4.       Картина В.М. Васнецова «Три богатыря»,            

1 богатырь – На заставе был богатырь Илья,                                                                                                            Илья Муромец, сын Иванович.                                                                                                                                 Из под славного города, из под Мурома.                                                                                                   Из того ли села Карачарова.                                                                                                                            И конь под Ильёй будто лютый зверь,                                                                                                   Но сам на коне, как ясен сокол…

2 богатырь -  А и был на заставе Добрыня Никитич – млад.                                                                                           Что Добрыня Никитич – млад,                                                                                                                   Сын богатого гостя рязанского                                                                                                                   И жены его Амелфы Тимофеевны.

3 богатырь -  А и был там Алёша Попович – млад.                                                                                                      Он Добрыни Никитичу крестовый брат.                                                                                              Что из присна города из Ростова.                                                                                                            Сын соборного попа ростовского.

- Узнали ли вы, ребята, богатырей русских? По каким отличиям? (оружие)

- Мы разделимся на три команды (богатырские дружины). Каждую дружину возглавляет славный богатырь: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Ребята – богатыри садятся к своим командам – дружинам.

IV.  Воспроизведение и коррекция опорных знаний. (Работа в группах.)

- Кто сочинил богатырские сказки? (народ)                                                                                                                    - Как называют литературные произведения , которые придумал народ? (устное народное творчество).                                                                                                                                                         – Какие ещё произведения относятся к жанру устного народного творчества? (пословицы, загадки, песни, былины, потешки и др.)                                                                                                                                                                 – Охарактеризуем жанры устного народного творчества.

Слайд 5.  Каждой дружине даётся задание, где необходимо соединить жанр устного народного творчества с подходящей характеристикой.

Загадки                             мудрые                                                                                                                                         Песни                               торжественные                                                                                                                 Пословицы                       хитрые                                                                                                                           Былины                             шуточные                                                                                                                                Потешки                            поучительные                                                                                                                   Сказки                               весёлые ласковые

Проверяем работу в группах. (фронтальный опрос), сверяем ответы с экраном.  

– Послушайте, как об русском устном народном творчестве сказал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Слайд 6.     «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые песни и торжественные былины, говорившиеся нараспев под звон струн – о славных подвигах защитников Земли Русской».

  - Сейчас ученица прочитает отрывок из произведения устного народного творчества. Узнайте его. (чтение отрывка из былины наизусть)

«Как во стольном граде Киеве                                                                                                                            Собрались три богатыря святорусских,                                                                                                              Три брата названых:                                                                                                                                                       Старый казак Илья Муромец                                                                                                                                            Да молодые Михайло Потык                                                                                                                               С Добрыней Никитичем.                                                                                                                                         И сказал Илья таковы слова:
– Хватит нам, русским богатырям,                                                                                                                             По домам сидеть, словно тараканам запечным!                                                                                                     Пора нести службу богатырскую –                                                                                                                                       Ехать по дальним землям-краям,                                                                                                                                Глядеть, не собирается ли походом                                                                                                                             Недруг на землю Русскую,                                                                                                                                                                                                                     Показывать нашу удаль да силу молодецкую.»

- Известен ли вам жанр этого произведения? (это былина)

Слайд 7.  Жили когда-то на Руси Великой старцы-песенники-сказители. Они сочиняли и исполняли на распев былины про богатырей русских, про битвы их славные. Играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте. Именно из былин узнавал народ о подвигах богатырских.

Физминутка   «Мы теперь – богатыри»   Слайд 8.       

Проводят три богатыря у доски.

 Потянулись: раз, два, три.                                 Потянуться.

 Мы теперь – богатыри.                                      Показать (напрячь) бицепсы.

 Мы ладонь к глазам приставим,                       Далее по тексту…

 Ноги крепкие расставим,

 Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из – под ладошек,

 И направо, и ещё

 Через левое плечо.

 Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!

V. Работа по теме урока.  

- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушки слагались песни, сказки, пословицы.                                                                                                                                                                                    Мы тоже будим складывать пословицы.

     Каждой команде-дружине даётся задание: собрать пословицу, объяснить её смысл.

-   Смысл какой сказки раскрывает ваша пословица?

  • Кто Родину любит, тот врага рубит.

  • Сильный телом победит одного, сильный умом – тысячи.

  • После драки и трус храбрый.

Каждая дружина даёт объяснение пословицы.

VI. Викторина.   Слайд 9 - 11.

Этап 1. “Назови произведение”.

- Какое произведение открывает раздел? (“Руслан и Людмила”)

- А в этом произведении рассказывается про охотника, сражавшегося с чудовищем. (“Дыйканбай и дэв”)

- Герой этой сказки – очень странный богатырь... (“Богатырь Назнай”)

- Былина про двух русских богатырей. (“Илья Муромец и Святогор”)

- В этом произведении герой ехал в стольный град Киев послужить князю Владимиру. (“Сказка про Илью Муромца”)

Этап 2. “Бюро находок”.

- Кому принадлежат эти предметы?

*Чаша в полтора ведра. (Илье Муромцу)

*Сабля с замечательной надписью. (Богатырю Назнаю)

*Гора золота. (Дайканбаю)

Этап 3. “Узнай по описанию”.

1. Сидит, как столб; ноги, как плети. (Илья Муромец)

2. Родом из Дагестана, очень везучий человек. (Богатырь Назнай)

3. Могучий богатырь, с ним хотел подружиться Илья Муромец. (Святогор)

4. Был он отважным охотником... (Дыйканбай)

5. Огромное чудовище с носом, как бурдюк. (Дэв)

Этап 4. “Где это было?”

1. Где жили три великана – дэва? (На острове посреди реки)

2. В каком городе княжил Владимир Красно Солнышко? (В Киеве)

3. Откуда родом Илья Муромец?(Из города Мурома, из села Карачарова)

4. По каким горам ездил Святогор - богатырь? (По Араратским)

5. Какой город спас от врагов Илья Муромец? (Чернигов)

Этап 5. “Трудные слова”.

Подберите к устаревшим словам современную пару

  • Визирь (царский советник)
  • Зурна (духовой музыкальный инструмент)

Этап 6. “Кто так говорил и при каких обстоятельствах?”

1. “Кто ослушается моего зятя и не будет делать того же, что он, тот изменник”. (“Богатырь Назнай”, царь говорил войску)

2. “Видно, тот человек был очень хитер. Я слышал, что человек, хоть и мал ростом, но силен умом и находчивостью”. (“Дыйканбай и дэв”, царь дэвов говорил другим дэвам)

3. “Есть еще на Руси кому постоять за землю Русскую”. (“Сказка про Илью Муромца”, Илья говорил царевичам басурманским)

4. “Пусть будет побольше храбрецов, а мне пусть счастье помогает!” (“Богатырь Назнай”, Назнай говорил людям)

Этап 7. “Внимательны ли вы?”.

- Сколько лет жили родители в ожидании рождения Ильи? (50 лет)

- Кого защищал Илья Муромец в своем первом сражении? (Черниговских мужиков)

- На что похожи нос и ноги дэва? (На бурдюк и чурбаки)

- Сколько странников постучали в окошко к Илье Муромцу? (двое)

- Сколько раз змей тревожил царя в сказке “Богатырь Назнай”? (2 раза в год)

VII. Актуализация темы урока в современном мире.

Два ученика читают стихотворение.

Хороша ты Русь, по лицу земли                                                                                                                                          В красе царственной развернулася!                                                                                                                                        У тебя ли нет богатырских сил,                                                                                                                                   Старины святой, громких подвигов?  

Уж и есть за что Русь могучая                                                                                                                               Полюбить тебя, назвать матерью,                                                                                                                                 Стать за честь твою против недруга,                                                                                                                           За тебя в нужде сложить голову!

- Как и в старину, матушка Русь рождает сильных сыновей, патриотов своей Родины.  Сквозь все тяготы и страдания, горе великое, пронёс народ веру в силу свою и величие. И вера эта помогла ему выжить в самое трудное время – в годы Великой Отечественной войны.

- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше современное время?

Загадки отгадывают дружины.   Слайд 12.

С огнём бороться мы должны.                                                                                                                                                Мы сильные работники.                                                                                                                                                     С водою мы напарники.                                                                                                                                                              Мы очень людям всем нужны.                                                                                                                                                     Так кто же мы…?  (пожарники)

Кто свято хранит Отчизны покой?                                                                                                                 И ночью и днём при погоде любой?  (пограничники)

Он ни лётчик, ни пилот,                                                                                                                                                    Он ведёт не самолёт,                                                                                                                                                                 А огромную ракету.                                                                                                                                                           Дети, кто скажите это?  (космонавт)

- Можем ли мы назвать этих людей героями – современными богатырями?

Стадион, бассейн, корты.                                                                                                                                                 На катке и даже в зале.                                                                                                                                           Ставим мы свои рекорды,                                                                                                                                            Получаем мы медали. (спортсмены, чемпионы)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Кого из героев спорта нашего города, края, страны вы знаете? Можно ли их назвать современными богатырями?                                                                                                                                                                                    Мы гордимся ими. Нам есть на кого равняться.

(звучит 4 симф. П.И. Чайковского)

Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет

Слава русская! Сила богатырская!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."

Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.Воспитан...

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Разработка урока по литературному чтению.1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"

Участвовала в районном фестивале открытых уроков. Надеюсь, материал кому-нибудь пригодится)) Методисты остались довольны))...

Урок изобразительного искусства 3 класс. Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика».

Урок изобразительного искусства 3 класс («Школа России» )Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика». Цель урока: способствоват...

Конспект урока по ИЗО 4 класс Тема урока: Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота всех времен года.

Цель урока: познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение...

Разработка урока математики в 3 классе Тема урока: «Таблица умножения и деления с числом 9».

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 9.Цель деятельности учителя: Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 9, объяснять значения выражений в конт...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" по теме: "Русские народные песни. Колыбельные"

Цуканова Е.А,учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиТема: Русские народные песни. КолыбельныеЦели:сформировать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного наро...