Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.
Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.
Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Урока риторики в 4 классе. Тема урока:
« Речевые жанры. Рассказ».
( Технология проблемно-диалогического обучения)
Цели:
познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.
Формирование умения строить текст, правильно выделять части в тексте.
Развитие речи, эстетического вкуса, художественных способностей.
Воспитание доброжелательного и вежливого отношения к окружающим.
Оборудование:
учебник « Детская риторика в рассказах и рисунках» 4 класс (автор Ладыженская Т. А. ),
карточки с текстом
Ход урока
Повторение.
-Вспомните название раздела, который мы начали изучать на прошлом уроке Риторики.
(речевые жанры)
- С каким из жанров познакомились? ( Словарная статья)
-Что такое « словарная статья» ?
-Где ее можно найти?
- Из чего состоит словарная статья?
-Наш язык постоянно пополняется новыми словами. С некоторыми из них мы встретились на прошлом уроке и дома вы составили словарные статьи к ним.
( менеджер, спонсор, имидж, офис, макияж)
-Выберите по одному слову, обсудите в группе, зачитайте, на ваш взгляд, самую правильную статью. (Работа в группах )
-Зачитайте ваши статьи.
Проблемная ситуация
-Я приготовила еще одно слово (рассказ)
-Это новое слово в русском языке? Вам известно его значение?
-Тогда почему я обратила внимание на это слово?
-Рассказ – это вид речевого жанра. Сегодня мы познакомимся с его особенностями, понаблюдаем, из каких частей может состоять рассказ.
- Как вы думаете, для чего это нужно ? ( чтобы самим научиться сочинять интересные рассказы )
Знакомство с новым речевым жанром- рассказом.
- Что же такое рассказ ? Попробуйте в группе составить словарную статью к этому слову. (работа в группах).
-Прочитайте свои статьи.
-А вот еще толкование этого слова, прочитайте.
-Вспомните, из каких частей состоит рассказ.
( вступление, главная часть, заключение)
Работа с карточками.
-Составьте рассказ из отдельных фрагментов и найдите знакомые части.
-Проверьте правильность выполнения задания в учебнике(стр. 122-123)
-Прочитаем, что получилось.
-Что прочитали? Можно ли это назвать рассказом? Докажите.
-Найдите вступление. О чем из него узнали?
-Для удобства части рассказа будем обозначать условными значками. Найдите их в учебнике. Возьмите нужный значок и обозначьте вступление.
-Чем закончился рассказ Светы? Как называется эта часть?(заключение). Обозначьте значком.
-Какая часть осталась? (основная). Как вы думаете, можно разделить ее на какие- нибудь части?
-Да, в основной части можно выделить еще несколько частей, познакомимся с ними.
- Найдите ту часть, с которой начинается история про мышонка. Прочитайте.
-Это завязка, с нее начинается описание случая. Обозначьте условным значком.
-Как продолжается эта история? Прочитайте.
-Эта часть называется развитие действия, обозначьте условным значком.
- Какой момент рассказа показался вам самым ярким? Прочитайте.
- Это самый острый момент, он называется кульминация. Обозначьте условным значком.
- Чем заканчивается история о мышонке? Это развязка. Она заканчивает описание случая. Обозначьте условным значком.
- Итак, какие части мы выделили в рассказеСветы?
- Посмотрите на схему в учебнике. Какой части не было в этом рассказе? (спад действия ).
- Когда наступает спад действия?
- Попробуйте сами составить предложения, которые будут в рассказе спадом действия.
- Подумайте, можно ли в этом рассказе сократить какую- нибудь часть или обойтись бнз нее?
- Чем закончится рассказ, если убрать заключение?
Физминутка
-А теперь пора отдохнуть. Учимся говорить чисто.
РА-РА-РА- отдохнуть уже пора.
РО-РО-РО- на полу стоит ведро.
РЫ-РЫ-РЫ- полетели комары.
РИ-РИ-РИ-на рябинке снегири.
РАЗ-РАЗ-РАЗ- будем вновь читать рассказ.
Закрепление полученных знаний.
- А сейчас я предлагаю послушать вам одну историю.
( Инсценировка сказки Сухомлинского « заяц и морковка» )
- Можно ли эту историю назвать рассказом?
- Откройте учебник на стр. 125, найдите текст.
- Как вы считаете, есть в этом тексте вступление? Заключение?
- Найдите завязку, кульминацию, развязку.
- Какие вопросы вы хотели бы задать автору?
- Как автор относится к персонажам?
- Попробуйте придумать свое вступление.( работа в группах). Прчитайте.
Домашнее задание.
- Подумайте, чем могла закончится эта история, составьте заключение.
Итог урока.
-Что нового узнали о рассказе?
-Для чего это нужно?
-Оцените свою работу на уроке: все ли удалось, насколько были активны на уроке?
Приложение. (карточки с фрагментами текста)
Прошлой зимой в солнечный ясный день мы с папой, мамой и сестрой пошли в лес на лыжах. В лесу было очень красиво. Кругом блестел снег, пели синицы и свистели снегири.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Мы заехали далеко в лес, там были горки. Все мы катались и играли, а потом отправились обратно.
__________________________________________________________
Вдруг у елки из пушистого снега выскочил маленький мышонок.
__________________________________________________________
Я хотела поймать его, но он скрылся где-то под моими лыжами. Мы поискали его, но не нашли, видимо, он зарылся в снег.
__________________________________________________________
В пути я почувствовала, что у меня под штаниной что-то шевелится. Я подняла штанину и увидела нашего знакомого мышонка.
__________________________________________________________
Он быстро юркнул в снег. Мы весело рассмеялись.
« Вот какой неуважительный мышонок, даже «спасибо» не сказал!»- пошутила я.
__________________________________________________________
Когда мы вернулись домой, я эту историю рассказала моей любимой бабушке. Ей тоже было смешно.
__________________________________________________________
Этот замечательный зимний день я запомню навсегда.
__________________________________________________________
Список используемых источников.
Ладыженская Т. А. Детская риторика. 4 класс. Методическое пособие для учителя. М. Баллас, 2001.
Ладыженская Т. А. Речь. М. Педагогика. 1999.
Соболева А. Е. Кондратьева Н. Н. Русский язык с улыбкой.М. Сфера. 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".
презентация к уроку риторики устная и письменная речь....
Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»
Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...
Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"
Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...
Разработка урока литературного чтения по теме: А. Твардовский "Рассказ танкиста"
Урок по УМК "Планета знаний" в рамках темы "Прошла по земле война". К уроку прилагаются три презентации: "Презентация урока", "Биография А.Твардовского", "Сталинградская битва"....
Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"
Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....
Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".
Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....
Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________
Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...