Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Пунина Светлана Владимировна

Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.

Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.

Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Урока риторики в 4 классе. Тема урока:

 « Речевые жанры. Рассказ».

( Технология проблемно-диалогического обучения)

Цели:

 познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.

Формирование умения строить текст, правильно выделять части в тексте.

Развитие речи, эстетического вкуса, художественных способностей.

Воспитание доброжелательного и вежливого отношения к окружающим.

Оборудование:

 учебник « Детская риторика в рассказах и рисунках» 4 класс (автор Ладыженская Т. А. ),

карточки с текстом

Ход урока

Повторение.

-Вспомните название раздела, который мы начали изучать на прошлом уроке Риторики.

(речевые жанры)

- С каким из жанров познакомились? ( Словарная статья)

-Что такое « словарная статья» ?

-Где ее можно найти?

- Из чего состоит словарная статья?

-Наш язык постоянно пополняется новыми словами. С некоторыми из них мы встретились на прошлом уроке и дома вы составили словарные статьи к ним.

( менеджер, спонсор, имидж, офис, макияж)

-Выберите по одному слову, обсудите в группе, зачитайте, на ваш взгляд, самую правильную статью. (Работа в группах )

-Зачитайте ваши статьи.

Проблемная ситуация

-Я приготовила еще одно слово (рассказ)

-Это новое слово в русском языке? Вам известно его значение?

-Тогда почему я обратила внимание на это слово?

-Рассказ – это вид речевого жанра. Сегодня мы познакомимся с его особенностями, понаблюдаем, из каких частей может состоять рассказ.

- Как вы думаете, для чего это нужно ? ( чтобы самим научиться сочинять интересные рассказы )

Знакомство с новым речевым жанром- рассказом.

- Что же такое рассказ ? Попробуйте в группе составить словарную статью к этому слову. (работа в группах).

-Прочитайте свои статьи.

-А вот еще толкование этого слова, прочитайте.

-Вспомните, из каких частей состоит рассказ.

( вступление, главная часть, заключение)

Работа с карточками.

-Составьте рассказ из отдельных фрагментов и найдите знакомые части.

-Проверьте правильность выполнения задания в учебнике(стр. 122-123)

-Прочитаем, что получилось.

-Что прочитали? Можно ли это назвать рассказом? Докажите.

-Найдите вступление. О чем из него узнали?

-Для удобства части рассказа будем обозначать условными значками. Найдите их в учебнике. Возьмите нужный значок и обозначьте вступление.

-Чем закончился рассказ Светы? Как называется эта часть?(заключение). Обозначьте значком.

-Какая часть осталась? (основная). Как вы думаете, можно разделить ее на какие- нибудь части?

-Да, в основной части можно выделить еще несколько частей, познакомимся с ними.

- Найдите ту часть, с которой начинается история про мышонка. Прочитайте.

-Это завязка, с нее начинается описание случая. Обозначьте условным значком.

-Как продолжается эта история? Прочитайте.

-Эта часть называется развитие действия, обозначьте условным значком.

- Какой момент рассказа показался вам самым ярким? Прочитайте.

- Это самый острый момент, он называется кульминация. Обозначьте условным значком.

- Чем заканчивается история  о мышонке? Это развязка. Она заканчивает описание случая. Обозначьте условным значком.

- Итак, какие части мы выделили в рассказеСветы?

- Посмотрите на схему в учебнике. Какой части не было в этом рассказе? (спад действия ).

- Когда наступает спад действия?

- Попробуйте сами составить предложения, которые будут в рассказе спадом действия.

- Подумайте, можно ли в этом рассказе сократить какую- нибудь часть или обойтись бнз нее?

- Чем закончится рассказ, если убрать заключение?

Физминутка

-А теперь пора отдохнуть. Учимся говорить чисто.

РА-РА-РА- отдохнуть уже пора.

РО-РО-РО- на полу стоит ведро.

РЫ-РЫ-РЫ- полетели комары.

РИ-РИ-РИ-на рябинке снегири.

РАЗ-РАЗ-РАЗ- будем вновь читать рассказ.

Закрепление полученных знаний.

- А сейчас я предлагаю послушать вам одну историю.

( Инсценировка сказки Сухомлинского « заяц и морковка» )

- Можно ли эту историю назвать рассказом?

- Откройте учебник на стр. 125, найдите текст.

- Как вы считаете, есть в этом тексте вступление? Заключение?

- Найдите завязку, кульминацию, развязку.

- Какие вопросы вы хотели бы задать автору?

- Как автор относится к персонажам?

- Попробуйте придумать свое вступление.( работа в группах). Прчитайте.

Домашнее задание.

- Подумайте, чем могла закончится эта история, составьте заключение.

Итог урока.

-Что нового узнали о рассказе?

-Для чего это нужно?

-Оцените свою работу на уроке: все ли удалось, насколько были активны на уроке?

Приложение. (карточки с фрагментами текста)

   Прошлой зимой в солнечный ясный день мы с папой, мамой и сестрой пошли в лес на лыжах. В лесу было очень красиво. Кругом блестел снег, пели синицы и свистели снегири.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Мы заехали далеко в лес, там были горки. Все мы катались и играли, а потом отправились обратно.

__________________________________________________________

Вдруг у елки из пушистого снега выскочил маленький мышонок.

__________________________________________________________

Я хотела поймать его, но он скрылся где-то под моими лыжами. Мы поискали его, но не нашли, видимо, он зарылся в снег.

__________________________________________________________

В пути я почувствовала, что у меня под штаниной что-то шевелится. Я подняла штанину и увидела нашего знакомого  мышонка.

__________________________________________________________

Он быстро юркнул в снег. Мы весело рассмеялись.

 « Вот какой неуважительный мышонок, даже «спасибо»  не сказал!»- пошутила я.

__________________________________________________________

Когда мы вернулись домой, я эту историю рассказала моей любимой бабушке. Ей тоже было смешно.

__________________________________________________________

Этот замечательный зимний день я запомню навсегда.

__________________________________________________________

Список используемых источников.

Ладыженская Т. А. Детская риторика. 4 класс. Методическое пособие для учителя. М. Баллас, 2001.

Ладыженская Т. А. Речь. М. Педагогика. 1999.

Соболева А. Е. Кондратьева Н. Н. Русский язык с улыбкой.М. Сфера. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".

презентация к уроку риторики устная и письменная речь....

Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»

Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...

Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"

Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...

Разработка урока литературного чтения по теме: А. Твардовский "Рассказ танкиста"

Урок по УМК "Планета знаний" в рамках темы "Прошла по земле война". К уроку прилагаются три презентации: "Презентация урока", "Биография А.Твардовского", "Сталинградская битва"....

Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"

Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....

Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".

Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....

Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________

Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...