Урок литературного чтения Тема: «М. Лермонтов «Спи, младенец…», А. Майков «Колыбельная песня».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Грибова Светлана Александровна

Аннотация к уроку литературного чтения

на тему:

«М. Лермонтов «Спи, младенец…»,

А. Майков «Колыбельная песня».

 

  Изучение предмета ведется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Урок рассчитан на обучающихся 2 класса. Тип урока - усвоение новых знаний. Используемая  технология  - ситемно-деятельностный подход.

Цели: активизировать работу учащихся для изучения темы урока.

Задачи:

 • Формирование этнических интересов;

• Формирование правильного, осознанного, плавного чтения;

• развитие интереса к чтению;

• расширение читательского кругозора;

• совершенствование восприятия, понимания и воспроизведения текста;

• умение работать с текстом, учебной и детской книгой;

• продолжить знакомство с некоторыми литературоведческими понятиями;

• развитие речи;

• воспитание нравственно-эстетических основ гражданственности и человечности;

• приобщение к народным традициям, обычаям.

Формы работы: работа в группах, самостоятельная работа, фронтальная работа, коллективная.

 

Оборудование: компьютер, мр-3 файлы.

Другие принадлежности: Репродукции картин. Фото материалы . Портреты по теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Рыльская основная общеобразовательная школа №2»

г.Рыльск, Курская обл.

Открытый урок

по литературному чтению

на тему:

«М. Лермонтов «Спи, младенец…»,

А. Майков «Колыбельная песня».

                                                                                   Подготовила и провела:

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                   I квалификационной категории

                                                                                   Грибова С.А.

2017г.

Тема: «М. Лермонтов «Спи, младенец…»,  А. Майков «Колыбельная песня».

Цели: активизировать работу учащихся для изучения темы урока.

Задачи:

     •        Формирование этнических интересов;

  • Формирование правильного, осознанного, плавного чтения;
  • развитие интереса к чтению;
  • расширение читательского кругозора;
  • совершенствование восприятия, понимания и воспроизведения текста;
  • умение работать с текстом, учебной и детской книгой;
  • продолжить знакомство с некоторыми литературоведческими понятиями;
  • развитие речи;
  • воспитание нравственно-эстетических основ гражданственности и человечности;
  • приобщение к народным традициям, обычаям.

Ход урока:

I. Мобилизующий этап урока.

- Я рада снова видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов всем нам и удачи!

II. Развитие речевого дыхания.        

Артикуляционная гимнастика.        

1. Трубочка. (играем на дудочке). Сложить губы в форме трубочки.

2. Хоботок. Сомкнутые губы вытянуть максимально вперед.

3.Вкусное варенье. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу.

4.Лошадка. Имитировать звук, издаваемый копытами лошадки  при помощи языка.

5. Улыбка. Губы растянуть в улыбке.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1046/00003755-84fe647c/img1.jpg

III. Актуализация знаний.

-Какое название можно дать нашей игре со словами? (чистоговорка)

-Для чего нужны чистоговорки?

-Попробуйте определить, к какому жанру относится чистоговорка. (фольклор)

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

-Какой похожий существует малый жанр фольклора? (скороговорки)

-Вам даны отрывки малых жанров фольклора, соедините с  их названием. (Один ученик работает на доске «по секрету»).

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

загадка

При солнышке тепло, а при матери добро.

пословица

Шла лиса, мела хвостом

И трясла рогами.

Вырос на пеньке пустом

Короб с пирогами.  

закличка

Весна-Красна приходи

Снег холодный растопи

Деревья зеленью одень

Пусть теплее будет день

небылица

- Молодцы.  К устному народному творчеству относится и произведение домашнего задания. Текст какого малого жанра фольклора вы учили дома? (колыбельная песня).

IV. Проверка д.задания.

1)Конкурс чтецов. (4 уч-ся читают по строфе)

2) Составление модели обложки уч-ся. ( два ученика на доске составляют модель обложки)

Оценивание чтения происходит товарищами.

 - Как нужно читать это стихотворение? (Тихо, протяжно, ласково)

- Почему? (Эту песню поет мама своему ребенку перед сном).

V. Определение темы и цели урока.

– Есть у белорусского поэта Максима Танка стихотворение «Вопросы и ответы».

Прослушав это стихотворение, определите тему нашего урока.

Чтение стихотворения в форме диалога (двух учеников).

          – Дедушка, кто старше меня?

          – Твои папа и мама.

         – А кто старше, чем они?

           – Мы с бабушкой…

      – А кто старше всех-всех на свете?

      – Внученька, старше всех на свете, я думаю,

          Наш хлеб насущный

         Да еще колыбельная,

         Которую поет твоя мама:

          «А-а, а-а-, а-а…»

(Мы будем изучать колыбельные песни.)

-Верно. Но эти песни будут являться по способу написания противоположными для произведений народных. (Авторские).

-Мы познакомимся с колыбельными песнями М.Ю.Лермонтова и А.Майкова.

-Определите задачи на урок:

• познакомиться…

• научиться…

•упражняться…

VI. Знакомство с новой темой.

  1. Биография М.Ю.Лермонтова. (подготовленный ученик)

Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах.

После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830). Там были написаны первые стихотворения Лермонтова. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830-1832). В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе. В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. 15 (27) июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа 19 века.

  1. Первичное знакомство с произведением.

-Как по-вашему следует читать это стихотворение? (напевно)

(Чтение учителем)

3)  Проверка первичного восприятия произведения.

- Что такое колыбель? Подберите синонимы. Почему поэт назвал произведение “Колыбельной песней”?

Словарная работа.

 - Колыбель — это люлька, кроватка. Этот стих, — народная “Колыбельная песенка”, М. Лермонтов “Спи, младенец мой прекрасный,  названа автором так потому, что мать обращается к младенцу, который засыпает в колыбели под ее песенку.

-Какими чувствами наполнена эта песня? (любовью).

-Попробуйте прочитать эту песню ласково нежно, напевно.

4) Вторичное чтение произведения учащимися.

5)  Анализ произведения.

- Подумайте, сколько строф в этом стихотворении? (две)

- Из скольки строк состоит каждая строфа? (четыре)

- Как можно назвать такую строфу? (четырехстишие)

- Найдите рифмы.

- О чем в своей песенке рассказывала мама ребенку?

( О месяце, о звездах, о сказках)

- Описания таких простых вещей в стихотворении являются народными мотивами.

Автор описывал явления и вещи близкие простому народу.

6) Работа со статьей в учебнике. (с.76)

-Похоже ли это произведение на народную колыбельную?

7)Прослушивание и сравнение народной песни и песни М.Лермонтова.

- Колыбельная песня М.Ю.Лермонтова глубоко распространилась среди народа, что многие ее стали считать народной. Это произведение подверглось фольклоризации.

Физминутка

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это Лизин нос

Весь веснушками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щечки толстые подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это Лизин ротик!

Покажи-ка язычок,

Пощекочем твой бочок,

Пощекочем твой бочок.

- К какому малому жанру фольклора отнесем нашу физминутку? (потешка)

Учитель. Конечно же, народное творчество не могло не вдохновить поэтов.

– Мы сегодня познакомились с отрывком из «Казачьей колыбельной песни». Кто заинтересуется может прочесть все произведение .В колыбельной песне мама рассказывала ребенку о его судьбе. Казаки – это военные люди, они охраняли в то время границы государства. В своей песне мама рассказывает малышу о том, что отец всегда защитит своего сына, а потом ребенок вырастет и сам встанет на защиту Отечества.

8) Биография А. Н. Майкова.

Еще одна колыбельная песня, которая тоже подверглась процессу фольклоризации, то есть стала почти народной, была написана А.Майковым.

Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 4 июня (23 мая по старому стилю) 1821 года. Отец Аполлона Майкова - Николай Аполлонович Майков - был талантливы художником, достигшим звания академика живописи, а мать, Евгения Петровна, писала книги. Художественная атмосфера родительского дома способствовала формированию духовных интересов мальчика, который рано начал рисовать и писать стихи. Почти все члены семьи пробовали свои силы в литературе. Возник замысел издавать рукописный журнал, который назывался просто и красиво "Подснежник". В 1837 году А.Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Майков знал в совершенстве несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий.  Он стал известным поэтом своего времени. 20 марта 1897 года Майкова не стало. Похоронен Аполлон Николаевич Майков в Петербурге на Новодевичьем кладбище. Майков - живописец слова, создатель прекрасных стихов о родной природе. Стихи поэта вошли во все современные школьные хрестоматии России.

Словарная работа.

Али – или по-старому.

Воевал – здесь: доставал, добывал.

9) Первичное чтение стихотворения учителем.

 Почти у каждого большого поэта можно найти колыбельную песню. Вот у А. Н. Майкова она превратилась в волшебную сказку: могучие силы природы становятся ручными существами и как добрые помощники приходят в дом к человеку. Я прочту произведение, а затем расскажите мне, какие картины вам представились.

10) Проверка восприятия. Словесное рисование.

-Возьмите в руки свои волшебные кисточки и нарисуйте картину к этой песне.

-Что вы изобразили?

11) Работа в печатной тетради.

12) Составление моделей обложки изученных на уроке произведений.

- У нас на доске обложки народной песни. Что мы изменим в них, для получения модели обложек новых песен?

VII. Итог урока.

-Что нового узнали?

-Вернемся к задачам, поставленным на урок и определим, справились ли мы с ними.

• познакомиться…

• научиться…

•упражняться…

-Докажите мне, что данные авторские песни подверглись процессу фольклоризации. (очень похожи на народные, их часто поют детям).

VIII. Рефлексия.

- Кому бы вы выразили сегодня свою благодарность за урок?

( Я благодарен …. за ….)

Чтобы оценить ваше отношение к уроку, я попрошу:

-  присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

-  присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

-  обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

-  поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;

-  поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

IX. Домашнее задание.

Выучить любую колыбельную песню по выбору. с.75, с.81-82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной».

Задачи урока:познакомить учащихся с произведениями: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной»;пробудить познавательную активность;работать над осознанностью чтения, над раз...

Урок литературного чтения М.Ю. Лермонтов " Парус"

Конспект урока литературного чтения 4 класс...

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"...

Конспект урока литературного чтения Тема: «А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»)» «К. Паустовский «Стальное колечко» 3 класс, УМК "Гармония"

Цели деятельности учителя: ·      Формирование читательской компетентности обучающихся;·      Формирование умения анализировать и вырази...

Урок литературного чтения М.Ю.Лермонтов Турецкая сказка "Ашик-Кериб"

Материал направлен на развитие умения работы с текстом, определять тему, идею произведения, определять героев положительных и отрицательных....

Технологическая карта урока литературного чтения «Фольклор народов зарубежных стран. Американская и английская народные песни» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование знаний об устном народном творчестве, народных песенках зарубежных писателей для детей.Задачи урока Дидактические:1.Познакомить с английскими и американской народной...