Конспект урока литературного чтения Тема: «А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»)» «К. Паустовский «Стальное колечко» 3 класс, УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели деятельности учителя:
· Формирование читательской компетентности обучающихся;
· Формирование умения анализировать и выразительно читать произведение А.Н. Плещеева «Весна»;
· Формирование умения анализировать и выразительно читать произведение К. Паустовского «Стальное колечко».
Планируемые результаты:
Предметные:
· знать биографии А.Н. Плещеева, К. Паустовского и их творчество.
· уметь анализировать и выразительно читать произведение А.Н. Плещеева «Весна»;
· уметь анализировать и выразительно читать произведение К. Паустовского «Стальное колечко».
Личностные:
· ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков;
· понимать причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль, результаты;
· высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник литературного чтения 3 класс, 3 часть (авторы: Кубасова О.В., УМК «Гармония»), учебная презентация, ТПО, аудиоматериал, видеоматериал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 13.04.2020 г. Ф.И.О учителя: Золотухина Е.Ю.
Школа: МКОУ СОШ № 1 Ф.И студента: Чернова А., 42 гр.
Класс: 3 «Г» Ф.И.О методиста: Батуева Л.И.
Кабинет: 34
Конспект урока литературного чтения
Тема: «А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»)»
«К. Паустовский «Стальное колечко»
Цели деятельности учителя:
- Формирование читательской компетентности обучающихся;
- Формирование умения анализировать и выразительно читать произведение А.Н. Плещеева «Весна»;
- Формирование умения анализировать и выразительно читать произведение К. Паустовского «Стальное колечко».
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографии А.Н. Плещеева, К. Паустовского и их творчество.
- уметь анализировать и выразительно читать произведение А.Н. Плещеева «Весна»;
- уметь анализировать и выразительно читать произведение К. Паустовского «Стальное колечко».
Личностные:
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль, результаты;
- высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник литературного чтения 3 класс, 3 часть (авторы: Кубасова О.В., УМК «Гармония»), учебная презентация, ТПО, аудиоматериал, видеоматериал.
№ | Этап урока. Методы и приемы. | Хроно-метраж | Содержание урока. | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1 | Самоопределение к деятельности Метод: психологический настрой | 2 минуты | - Здравствуйте, ребята! (слайд 1) -Ребята, посмотрите в зеркало и улыбнитесь себе, подарите улыбки близким и родным вам людям. - Скажите, что вы сейчас почувствовали? - Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца нашего урока. -Я сегодня приглашаю вас в гости, а вот куда. Послушайте стихотворение и помогите мне, доскажите слово. Если речка голубая Пробудилась ото сна И бежит в полях, сверкая – Значит, к нам пришла … Если снег везде растаял, И трава в лесу видна, И поёт пичужек стая – Значит, к нам пришла … Если солнце разрумянит Наши щёки докрасна, Нам ещё приятней станет – Значит, к нам пришла … |
Приветствуют друг друга тепло, радость, хорошее настроение Весна Весна Весна | Л: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. |
2 | Актуализация знаний и мотивация Метод: словесный ( учебный диалог), мозговой штурм | 4-5 минут | - Итак, мы идём в гости к весне. Точнее сказать, это она пришла в наши края - С каким литературным жанром произведения работали на предыдущем уроке? - Хорошо! - Чем отличаются стихи от прозы? - Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним стихотворением о весне. - Кто может предположить, с какой целью читают стихи? - Верно! -С какими лирическими стихотворениями мы уже познакомились? Ф.Тютчев “Зима недаром злится” – Кому ещё понравилось это же стихотворение? - Что особенно понравилось? – Как называется этот поэтический приём? И.Северянин “Отчего?” – Кому понравилось это же стихотворение? - Чем именно? – Какие поэтические приёмы использовал автор? – А кому больше всего понравилось стихотворение о первом весеннем цветке подснежнике? Г. Новицкая “Подснежник”. – Что понравилось в стихотворении? – Как изображён подснежник? – Подснежник занесён в Красную книгу. - Что это значит? - Какое отношение нам передают поэты и художники в своих произведениях о весне? -Каким словом это можно назвать? - Молодцы! -Посмотрите на следующее произведение. - Что вы заметили? - Верно! Оно о весне. -Какая задача стоит перед нами? - Наша задача: поработать над этим произведением, научиться читать его выразительно. - А что необходимо для того, чтобы на уроке каждому было интересно и каждый узнал что-то новое для себя? - Правильно! Нам необходимо: - Внимательно слушать, активно работать, думать, размышлять. - Мы повторили материал, который вы изучали на прошлом уроке, а теперь ответьте мне ещё на один вопрос. | Стихотворение Рифма, ритм Получать удовольствие, почувствовать настроение Зима и весна показаны как живые, противо- поставляются друг другу Олицетворение Представляются яркие краски весны: цветы, зелень, лес, одетый в молодую листву, звенят ручьи, слышится трель соловья. Одно и то же слово отчего повторяется, тем самым подчёркивая главную мысль – анафора как живое существо: он спешит на весенний парад, головка у него русая, поэт назвал его новосёлом –метафора Любви к родной природе Патриоты своей страны | П: умение на основе анализа объектов делать выводы. Л: проявление любознательности, интереса к литературному чтению. |
3 | Постановка учебной задачи Методы: словесный | 4-5 минут | - Как вы думаете, над какой темой мы сейчас будем работать? - Верно! - Как называется раздел, над которым мы работаем? - Какие цели мы перед собой поставим? - Замечательно! | Постановка темы Весна идёт, весне дорогу! Постановка целей | Р: Целеполагание. П: Подведение под понятие, построение речевых высказываний. |
4 | Открытие нового знания Методы и приемы: репродуктивный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, метод звукового анализа, работа со словарем. | 7-8 минут | а) Рассмотрите портрет. (слайд 2) - Что можно сказать об этом человеке? Какой у него взгляд? - Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. Биография Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик. Родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Детство провел в Нижнем Новгороде. В 1838 был отдан в школу гвардейских подпрапорщиков; выйдя оттуда, поступил в петербургский университет, но и там курса не кончил. На 19-м году он выступил на литературное поприще переводом из Рюккерта «Песни странника», напечатанным в XXXI т. «Современника» за 1843. Затем помещались стихи Плещеева в «Современнике» и др. журналах («Иллюстрации», «Репертуаре», «Пантеоне» и пр.), а в 1846 вышло в свет первое издание его стихотворений. 26 сентября 1893 он умер в Париже от апоплексического удара. В стихах Плещеева после его возвращения из ссылки не было уже того светлого настроения и радужных юных мечтаний, какими преисполнены первые его стихотворения. Годы изгнания и неволи надломили силы и наложили на музу поэта черную печать разочарования, тоски, уныния, сознания бесплодности жизни, мучительных укоров совести при виде своей слабости, малодушия и отсутствия деятельного добра. Читай слитно. Читай быстро. (слайд 3) ЦВЕТОК-ЛЕПЕСТОК ГУСТОЙ-ПРЕГУСТОЙ ЗАЦВЕЛИ-ЗАПЕСТРЕЛИ - Прочитайте несколько раз вслух. Читай внимательно. (слайд 4) ОТОГРЕТЬ-ОБГОРЕТЬ ПРОСТУПИЛИ-ПРОСТУДИЛИ ВЕРТУШКА-ВЕРХУШКА КОЛДУН-КОЛУН РЖАНЫЕ-РЖАВЫЕ ПОКИДАТЬ-ПОВИДАТЬ - Прочитать несколько раз вслух! - Отлично! - Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. (слайд 5) Динамическая пауза Задание: (слайд 6) - Откройте учебник на странице 160 - Прочитайте стихотворение вслух - Рассмотрите иллюстрацию к произведению. - Подходит ли картинка стихотворению? - Почему такой рисунок не может быть иллюстрацией к этому стихотворению? - Какие иллюстрации можно нарисовать к этому стихотворению? - Какие краски передают это настроение? | Рассматривают портрет Отвечают на вопрос Читают биографию автора Запоминают информацию об авторе Читают вслух несколько раз Читают вслух несколько раз Слушают пение жаворонка Читают вслух Рассматривают иллюстрацию Отвечают на вопросы | Р: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. П: Смысловое чтение, построение речевых высказываний. П: Смысловое чтение, выделение информации. |
5 | Первичное закрепление
Методы и приемы: практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, словесный | 4-5 минут | - Откройте рабочие тетради на странице 46 - Посмотрите на задание под номером 1 - Объясните, как вы понимаете образное выражение «расцветёт душой старик» - Запишите свои мысли в тетрадь - Прочитайте стихотворение выразительно, постарайтесь донести до родителей весеннее настроение этого стихотворения. - Получилось? - Отлично! | Открывают рабочие тетради Выполняют задание | Р: Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. К: Умение слушать и понимать других. |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой Методы и приемы: практический, работа с тетрадью | 5-6 минут | - Нарисуйте к стихотворению рисунок - Рабочая тетрадь: страница 48 задание №4 - Передайте свои впечатления от этого стихотворения только с помощью цвета! - Желаю вам творческих успехов! - Молодцы! | Рисуют рисунок к стихотворению | П: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
7 | Включение в систему знаний Методы и приемы: Беседа Практический: Работа с презентацией | 7-8 минут | “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”. - Сегодня мы начнём знакомство с творчеством ещё одного замечательного писателя Константина Георгиевича Паустовского. - Рассмотрите портрет (слайд 8) - Что вы можете сказать об этом человеке? Биография Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни.» Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет. После службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. А переехав в Москву в 1917 году, сменил работу на более интеллектуальную – стал репортером. Когда гражданская война закончилась, Паустовский обосновался в Киеве, но и там не задержался надолго. Много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Лишь в 1920-х годах в биографии Константина Георгиевича Паустовского произведения стали печататься. Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве и был похоронен на кладбище Тарусы. | Смотрят на слайд Отвечают на вопросы Внимательно читают биографию Запоминают сведения об авторе Изучают биографию | К: умение работать в паре. П: умение на основе анализа объектов делать выводы. Р: Овладение способами решения учебной задачи. |
8 | Рефлексия Методы: словесный, самооценивание | 2-3 минуты | - На завтрашнем уроке мы продолжим знакомство с К.Г.Паустовским - И начнём его с повторения биографии. - Мы сегодня побывали в гостях у весны. - Мы имели возможность лишь прикоснуться к литературному искусству, к музыкальному искусству, к изобразительному искусству. - Сегодня мы побывали в гостях в волшебном мире искусств. - Понравилось ли вам в гостях? - Какой образ весны сложился в вашем представлении? - Какое лицо у весны? - Что понравилось? - Чему удивились? -Что нового открыли для себя? -Оцените свою работу на уроке. Удалось ли достигнуть поставленной цели? Продолжите фразу: - Сегодня я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… - Записываем домашнее задание: рабочая тетрадь (стр.46-47 задание № 2), биографии знать, учебник (стр 162-172 читать) - Урок окончен! |
Слушают учителя Отвечают на вопросы Оценивают свою работу Записывают домашнее задание | П: Рефлексия способов и условий действий. Л: Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"
конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения. Б. Заходер "Как волк песни пел"
Данный конспект урока поможет педагогу в подготовке и проведению урока литературного чтения....
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя А.П. Платонова, с произведением «Цветок на земле»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в г...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: углубление и расширение знаний учащихся о произведении «Цветок на земле»; организация исследовательской деятельности, создание условий для развития умений проник...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна») Перспектива 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А....
Конспект урока литературного чтения "Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок» (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Г. Скребицкого «Жаворонок»; формирование умений: анализировать художест...
Презентация к уроку литературное чтение Тема: А. Плещеев. Стихи. 2 класс
Данная презентация знакомит ребятс творчеством Плещеева...