Стилистический анализ текста на уроке литературного чтения М.Ю. Лермонтов "Утёс"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Стилистический анализ.
Этап: Повторное чтение. Анализ.
«Утес» Михаил Юрьевич Лермонтов
ОДЗ: Совершенствовать навык чтения через многократное перечитывание. Формировать представление о единстве формы и содержания литературного произведения.
Вид работы: Беседа с выборочным чтением
Учебная задача для учителя: Учить детей анализировать лирическое стихотворение, с помощью наводящих вопросов. Совершенствовать у учащихся беседу с выборочным чтением.
Учебная задача для учащихся: Мы будем учиться анализировать стихотворение.
Практическая задача: сейчас мы с вами еще раз прочитаем по строфам стихотворение и проанализируем его.
Организация деятельности: Один из вас прочитает нам стихотворение, вы внимательно слушайте.
Содержание:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Учитель: Какую вы картину представили, после прочтение первой строфы
Дети: Утес – великан, у которого на груди ночевала тучка. А утром она умчалась. Утро, лазурь.
У: Какие художественные образы представляет нам автор в этой строфе?
Д: Образ тучки и образ утеса – великана.
У: Проанализируем образ тучки. Какой вы ее себе представляете?
Д: Солнечная, светящаяся, легкая!
У: «Утром в путь она умчалась рано», что о тучке говорят эти строки?
Д: Тучка была беспечной, веселой, игривой и молодой.
У: Как вы думайте, какой автор использует прием?
Д: Метафора.
У: Давайте посмотрим еще раз, как автор характеризует образ тучки?
Д: Она веселая, озорная.
У: Подтвердите это строчками из стихотворения
Д: «умчалась, весело играя»
У: Верно. Давайте теперь разберем, какими еще приёмами пользовался автор при создании образа тучки. Когда мы говорили с вами о тучке, вы говорили, что она молодая, веселая, озорная, но ведь это человеческие качества, а тучка не является одушевленным предметом. Какие слова доказывают, что в стихотворении тучке присваиваются качества живого человека?
Д: Ночевала, умчалась, играя.
У: И почему автор так сказал о неживом предмете?
Д: Это специальный приём, чтобы мы могли представить эту тучку как живую.
У: Верно. Кто-нибудь знает, как называется такой приём?
Д: Олицетворение
У: Какое настроение в этой строфе?
Д: Веселое, легкое, игривое, потому что тучка озорная, молодая, слова, характеризующие образ тучки, помогают нам почувствовать настроение
У: Автор наделяет тучку качествами, которые присущи людям и благодаря этому создает яркий художественный образ.
У: Ребята, а сейчас я вам предлагаю провести небольшой эксперимент. Давайте заменим некоторые слова в стихотворении и посмотрим, что у нас с вами выйдет, хорошо?
У: Как еще автор называет тучку?
Д: Золотая
У: Представьте, как выглядит «золотая тучка» и можно ли каким-то другим словом заменить слово «золотая»?
Д: Золотая – яркая, сияющая. И если заменить другим словом, яркость образа пропадет.
Давайте вместо слова «тучка» – поставим слово «туча», это ведь одно и тоже, верно? И еще заменим слово «умчалась». Каким, словом можно его заменить?
Д: Улетела, убежала, ушла
У: Отлично. Давайте подставим «улетела» и сейчас я прочитаю, что у нас с вами получилось
Ночевала туча яркая
На груди утеса великана;
Утром в путь она улетела рано,
По лазури весело играя;
У: Что-то изменилось в настроении стихотворения?
Д: Да. Стало непонятно, что тучка маленькая, молодая и озорная.
У: И какой вывод мы можем сделать?
Д: Слова, которые выбрал автор, наиболее точно передают настроение этой части произведения.
У: А с каким образом мы еще не познакомились?
Д: С образом утеса.
У: Какой он?
Д: Великан! Огромный, большой. «утеса - великана»
У: Действительно. Подробнее про образ утеса мы поговорим во второй строфе.
У. Ребята, мы с вами представили картинку, которую рисует перед нами автор в первой строфе стихотворения, прочувствовали настроение этого фрагмента, а теперь давайте прочитаем вторую строфу
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
У: Прочитав эти строки, какие чувства вы испытали?
Д: Печаль, тревогу, тоску.
У: Почему у вас сложилось такое впечатление?
Д: Старый утёс, одиноко он стоит и тихонько плачет, что он остался совсем один и ему очень грустно.
У: Изменилось ли настроение, в сравнении с первой строфой?
Д: Да, настроение изменилось. Стало не такое игривое и легкое, потому что тучка умчалась, утес остался один, он тосковал.
У: Сейчас мы с вами определили, что старый утес плачет, одиноко стоит, глубоко задумался. На самом ли деле утёс плакал и стоял задумавшись?
Д: Нет, все эти качества принадлежат человеку.
У: Следовательно, мы можем сделать вывод, что автор использует прием?
Д: Олицетворение.
У: Верно, с помощью такого приёма, как олицетворение, нам лучше удаётся представить образ, который описывает автор.
У: Так какое настроение у вас после прочтения стихотворения в целом?
Д: Грустное. Потому что, несмотря на то, что тучка озорная и игривая, она оставила великана в одиночестве, умчавшись, забыв о нем.
Контрольно-регулировочный:
Со стороны учителя: контролирует ответы учащихся. Смотрит за тем, чтобы работали все ученики.
Со стороны учащихся: слушают отвечающего, дополняют ответы одноклассников.
Оценочно-результативный:
У: Вы молодцы! Мы вместе хорошо проанализировали лирическое стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
виды работ с текстом на уроках литературного чтения
В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...
Виды работ над текстом на уроках литературного чтения
Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво¬классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте¬ния считают одним из нелюбимых. ...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»
Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...
Смысловое чтение научно-популярных текстов на уроках литературного чтения», с.113
УДК 373.3 СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ©2020 Макарьева Л.Г., учитель начальных классов, Хрипченко М.А., учитель начальных классов, Государственное бюд...
Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»
Цель: распространение опыта работы с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтени...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...