Урок литературного чтения М.Ю. Лермонтов " Парус"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока литературного чтения 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 134.83 КБ |
konspekt_uroka.docx | 134.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе М.Ю.Лермонтов « Парус»
Обучающие: продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям; познакомить с некоторыми страницами биографии поэта; комплексно анализировать стихотворение;
Развивающие: развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова; мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков; способствовать развитию творческого воображения; развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма; интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда; воспитание эстетического вкуса у учащихся.
Задачи: (предметные) содействовать расширению представлений учащихся правильно его анализировать; способствовать воспитанию
внимательного отношения к художественному слову.
Метапредметные: способствовать формированию УУД:
регулятивных – формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации,
осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии;
познавательных – учить осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы;
коммуникативных – формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, выставка книг, рисунки М.Ю.Лермонтова, таблички со словами, репродукции картин с морским пейзажем, презентация.
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе М.Ю.Лермонтов « Парус»
Обучающие: продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям; познакомить с некоторыми страницами биографии поэта; комплексно анализировать стихотворение;
Развивающие: развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова; мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков; способствовать развитию творческого воображения; развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма; интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда; воспитание эстетического вкуса у учащихся.
Задачи: (предметные) содействовать расширению представлений учащихся правильно его анализировать; способствовать воспитанию
внимательного отношения к художественному слову.
Метапредметные: способствовать формированию УУД:
регулятивных – формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации,
осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии;
познавательных – учить осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы;
коммуникативных – формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, выставка книг, рисунки М.Ю.Лермонтова, таблички со словами, репродукции картин с морским пейзажем, презентация.
1 организационный момент | - Ребята, я рада снова видеть ваши милые лица, любопытные глаза, добрую улыбку. И я думаю, что сегодня на уроке вы порадуете меня своими ответами | |||||||||||||||||||||
Начну наш урок с необычного вопроса: - Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным? - Действительно, человек, как личность всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. И как это плохо. Сегодня мы совершим путешествие по небольшой части творчества одного из писателей, а точнее попытаемся разгадать тайну его удивительного стихотворения. Внимательно прослушайте сообщения своих одноклассников. Сообщения: 1 ученик: Он родился в Москве 3 (15) октября 1814 года. У него рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Детство мальчика прошло в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской области, в имении бабушки. Несколько раз Елизавета Алексеевна возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Кавказ произвел на него неизгладимое впечатление. 2 ученик Михаил получил прекрасное домашнее образование - бабушка не жалела на это денег. Будущий поэт занимался живописью и музыкой, свободно владел немецким и французским языками. 3 ученик В 1827 году Елизавета Алексеевна с внуком переехали в Москву. Через год Михаил начал учиться в Московском университетском благородном пансионе. Во время учебы он начал писать стихи. В 1832 году он оставил Московский университет и переехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании службы юнкер был произведен в корнеты Гусарского полка. 4 ученик 15 июля 1841 года в Пятигорске (поэт находился там из-за болезни) состоялась дуэль между ним и его товарищем по юнкерской школе Н. С. Мартыновым. Поэт погиб. Он прожил очень короткую жизнь - только двадцать шесть лет, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу". | ||||||||||||||||||||||
2 изучение нового | Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку по Финскому заливу, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину. -Как вы думаете, что увидел Лермонтов? Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу. Учитель :у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы. -Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря) Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью. Какое море в тихую погоду, в бурю? Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты . В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества М.Ю.Лермонтова, а точнее попытаемся разгадать тайну удивительного стихотворения Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус». | |||||||||||||||||||||
3.Чтение стихотворения «Парус » Цель: познакомить со стихотворением «Парус», обеспечить восприятие, осмысление. Время: 10 мин. | Прослушайте стихотворение «Парус» в исполнении актера, заслуженного артиста СССР Михаила Ивановича Царева. Поделитесь своими мыслями о прослушаном. Герой-рассказчик наблюдает за парусником и размышляет о его судьбе. Понять эти размышления непросто. Но давайте попробуем! - Легко или трудно понять о чём размышляет рассказчик? Проверка первичного восприятия -Понравилось ли вам это произведение? -Что вы чувствовали, когда слушали его? -Когда вы переживали? - Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие) - Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…») - Что такое буря? - Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия) - Что символизирует море? (жизнь, судьбу) | |||||||||||||||||||||
Учитель: Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении? - Найдите по тексту. Учитель: Правильно. Образ моря на протяжении стихотворения меняется. А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте. Учитель : Правильно. Известно, что в начале Лермонтов называл парус «Отдаленный», и только потом поменял это слово на слово «одинокой». Как вы думаете почему Лермонтов поменял эпитет? Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет , но и состояние души человека. Учитель : Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении? Ученик: Нет. Автор с помощью образа паруса передает нам и свои чувства. Учитель : А как вы считаете , какое значение имеет слово «мятежный»? Ученик: непослушный, и.т.д. Учитель : Слово «мятежный» обозначает « тревожный, неспокойный , бурный» (высок). Ученик: Да. Так как парус действительно и тревожный, и неспокойный. Не зря автор говорит после данного эпитета, что парус просит бури. | ||||||||||||||||||||||
Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми. | ||||||||||||||||||||||
Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица. | ||||||||||||||||||||||
Работа в группах | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
«Парус» из стихотворения М. Лермонтова живёт не только в живописи, но и в поэзии, музыке. Послушайте музыкальное произведение «Парус» (музыка А. Варламова
| ||||||||||||||||||||||
Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна, противоречива. Поэтому близки поэту гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам, к этому должны стремиться и вы, ребята. Имя М.Ю.Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками | ||||||||||||||||||||||
итог | Оцените свою работу (у каждого парус) Если урок понравился, вы получили удовольствие, то оставьте парус белым, как у М.Ю.Лермонтова. Если урок был для вас скучным, было грустно, то закрасьте любым цветом. Продолжите высказывание: Я узнал…. Мне захотелось… Это стихотворение заставило меня задуматься… Урок взволновал… Я расскажу дома… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема: «М. Лермонтов «Спи, младенец…», А. Майков «Колыбельная песня».
Аннотация к уроку литературного чтенияна тему:«М. Лермонтов «Спи, младенец…»,А. Майков «Колыбельная песня». Изучение предмета ведется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. В...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Образ одиночества в стихотворении М. Лермонтова "Парус""
Данная презентация служит сопровождением к уроку....
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "М.Ю.Лермонтов "Парус"
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "М.Ю.Лермонтов "Парус"...
Урок литературного чтения в 4 классе. М. Ю. Лермонтов Парус
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Лермонтова, прбудить интерес к его произведениям....
Урок литературного чтения для 4 класса М. Ю. Лермонтов "Парус"
Урок литературного чтения для 4 класса по теме М. Ю. Лермонтов "Парус" с УУД...
Стилистический анализ текста на уроке литературного чтения М.Ю. Лермонтов "Утёс"
Представлен фрагмент урока...
Урок литературного чтения М.Ю.Лермонтов Турецкая сказка "Ашик-Кериб"
Материал направлен на развитие умения работы с текстом, определять тему, идею произведения, определять героев положительных и отрицательных....