1. Мотивация к учебной деятельности/ Создание ситуации успеха | Создание положительных эмоций, настрой на урок: Быстренько проверь, дружок. Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Пожелаем всем удачи. За работу. в добрый час! Много сказочных событий Поджидает нынче нас! Улыбнитесь друг Я попрошу вас, как всегда придумать девиз для вашей команды, который будете сопровождать на протяжении всего урока, на каждом этапе. |
Дети повторяют вместе (2 мин.)
Прочитал – Подумал – Поставил цель – Сделал вывод!!! |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. (Работа с текстом до чтения)
Метод групповой работы – «Зигзаг» 1 стадия – вызова (предположения) (Знакомство с автором и названием произведения)
Введение понятия толерантного человека. (Рассматривание иллюстрации к сказке в учебнике) | Прочитайте загадки (Начало показа презентации) - Кланяется, кланяется, Придет домой- растянется (топор) -научитесь говорить быстро, скороговоркой Что такое топор? Для чего он нужен? Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают И ставя на плиту вариться, И что тут может получиться?( каша) Из какой крупы можно сварить кашу? Из манной ,овсяной, пшенной. Прежде чем отгадывать загадку, скажите, какую цель вы перед собой ставите. Обращаю ваше внимание на слайд. А можно из топора сварить кашу? Как вы думаете? Предположите, какое по жанру произведение мы будем читать? Докажите, выскажите свою точку зрения, почему вы так считаете? Откройте учебники. Прочитайте, а кто автор (Показ несколько книг со сказками, уже знакомых, на слайде). Прочитайте заглавие Какие виды сказок вы знаете? О чем рассказывают бытовые сказки? В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах ,в деревнях. Можно ли по названию сказки определить, кто будет главным действующим лицом – героем сказки?
По заглавию мы предположили, что в сказке будет говориться о каше .Да не простой, а из топора
|
Отгадать загадку, опираясь на свои ранее полученные знания и умения анализировать стихи-загадки. (Дети высказываются).
Знания из области окружающего мира. Волшебные, сказки о животных, бытовые. В бытовых сказках говорится о бедных и богатых людях.
Мы предполагаем, что сказка будет про кашу, но необычную, а из топ
.
Предположения детей |
3. Выявление места и причины затруднения – постановка проблемы | Предположите, как могла закончить Какую цель вы поставите перед собой?
В чем проблема?
|
Предугадать содержание текста по проделанной работе, используя заглавие, загадку и иллюстрацию. Предположения детей: конец
Наши мнения разошлись, у всех свое видение клятвы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения
Работа в группах 2 стадия – смысловая
Работа с текстом во время чтения
Осмысление – метод «Инсерт» |
Работаем в группах – по карточкам (на карточках столько вопросов, сколько человек в команде). Каждый вопрос записан на карточке определённого цвета ( может менять цвета в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся своего класса, если вопрос сложный, то дать преднамеренно карточку более сильным участникам групп – дифференциация). - Почему старуха «прикинулась сиротой? (карточка красного цвета – вопрос средней сложности)
- Почему солдат не ушел, после того как старуха отказалась накормить его? (карточка синего цвета – сложный вопрос)
- В чем иллюстрации к сказке не соответствуют повествованию? (карточка жёлтого цвета – вопрос средней сложности)
- Перечислить все продукты ,которые солдат положил в кашу? (карточка зелёного цвета – вопрос средней сложности)
- Почему солдат ел кашу и посмеивался ? (карточка фиолетового цвета – вопрос лёгкий, с очевидным ответом )
Какую цель поставит каждый перед собой?
Мы сегодня усложним работу. Вы находите ответ на свой вопрос в тексте, подчёркиваете его, и анализируете про себя текст следующим образом: ставьте значки по ходу чтения текста на полях (расшифровка значков на слайде, и каждый ребенок получает таблицу «Инсерт», с расшифрованными значками). Ознакомьтесь, пожалуйста, с расшифровками значков, большинство из них вам уже знакомо, для Вас новым действием является само заполнение таблицы. «V» – уже знал «+» – для меня это новое «-» – думал иначе «?» – не понял Таблица «Инсерт»
v то, что Вы читаете, соответствует тому, что вы знаете | + То, что Вы читаете является для Вас новым | - То, что Вы читаете противоречит тому, что Вы уже знали | ? То, что Вы читаете непонятно |
|
|
|
|
Во второй строчке таблицы напишите количество значков, выпишите непонятные слова, свои высказывания и комментарии, если они есть. | Работа в группах
Ученики получают карточки, читают вопросы про себя.
Найти ответ на свой вопрос в ходе чтения сказки про себя.
Найти ответ на свой вопрос в учебнике, подчеркнуть. Заполнить таблицу «Инсерт».
(Обсуждение и обмен ответами на данном этапе не воспроизводится) |
5. Реализация построенного проекта 3 стадия – размышление
Словарная работа
Динамическая минутка во время перехода | Поделитесь с мнениями по таблице, покажите друг другу, что вам непонятно?
Найдите определение этого слова разными способами: 1 и 5 команды работают со словарями, 2 – ищет ответ в интернете (если есть в кабинете оборудование), 3 и 4 – команды выполняют роль корреспондентов (можно разрешить учащимся позвонить взрослым – родителям, бабушкам). Итак, время, отведенное на поиск ответа на ваши вопросы прошло – пора и поразмышлять и поделиться ответами. Для этого я попрошу вас разойтись по «экспертным группам» (ученики собираются в «экспертные группы» при помощи цветовых карточек: группа красных, группа синих, группа жёлтых, зелёных и фиолетовых; в группе один вопрос для всех). Переходим под музыку, подражая передвижению солдата. Физкультминутка Какую цель ставит перед собой каждая команда? Посоветуйтесь.
Не забываем следовать девизу урока.
Поделитесь своими ответами.
| Обмен опытом. Дети в группах обсуждают свои таблицы.
Выслушать каждого.
Предположения учащихся.
Выступления желающих учащихся. Ответ из словаря, из интернета, ответы взрослых. Сравнение ответов.
Переход – подражание движение солдата.
Сравнивать свои ответы с другими – прийти к единому ответу. Дети сравнивают свои ответы, обсуждают, выбирают один ответ и возвращаются в свои «родные» группы. |
6. Первичное закрепление во внешней речи. Работа с текстом после чтения.
Работа над самооценкой.
| Я рада приветствовать вас в своих родных группах. Вернемся к вопросам и проанализируем ответы. 1. Почему старуха прикинулась сиротой? Кого называют сиротой? 2.Почему солдат не ушел, после того как старуха отказалась накормить его?
На слайде запись: «Всего вдоволь..» Как вы понимаете эти слова.
3.В чем иллюстрации к сказке не соответствуют повествованию?
4. Перечислите все продукты, которые положил в кашу солдат ?( Слайд картинками и записью на доске)
Как вела себя старуха?
5. Почему солдат ел кашу и посмеивался?
Выбери и продолжи любое предложение: -На сегодняшнем уроке я узнал…. - На этом уроке я похвалил бы … -После урока мне захотелось… -Сегодня я сумел…. |
Она была жадная и глупая.
Он наблюдателен. Солдат сразу понял, оглядев избу. что хозяйка не бедная сирота. Ответы с пояснениями. выдвигать свои выводы. . он находчив. Отлично понимает другого человека. Жадность старухи и ее глупость заставляют поверить ее в намерение солдата приготовить кашу из топора Топор без топорища, а на иллюстрации изображен топор с топорищем. Вода, топор, соль, крупа, масло.
Его замечательная незлобивость ,доброта, чувство юмора помогают служивому
|
Рефлексия деятельности
Домашнее задание | Какой показалась вам сказка? Смешной. грустной, страшной или еще какой-то? Объясните свое мнение.
Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли решить поставленную задачу Каким способом? Подтвердились ли ваши предположения? Где можно применить новые знания? 1.Подобрать пословицу к сказке или придумать свою. 2.Подготовиться к выразительному чтению по ролям 3.Заполнить анкету: - Умеют ли твои одноклассники внимательно, не перебивая, слушать тебя? (да – 2 балла, нет – 1балл)
- Дают ли тебе твои одноклассники в классе советы, как правильно поступить? (да – 2 балла, нет – 1балл)
- Высказывают ли одноклассники тебе слова похвалы? (да – 2 балла, нет –1балл)
- Случается ли, что кого-то не принимают в игру, в группу отстраняют от общения? (да – 1 балл, нет – 2 балла)
- Перекладывают ли вину на другого? (да – 1 балл, нет – 2 балла)
- Проявляют ли одноклассники уважение друг другу? (да – 2 балла, нет – 1балл)
| Сказка смешная. Уж очень жадной и глупой была старуха. Эта сказка не грустная потому что солдат ничего плохого старухе не сделал. Он еще ей кашу сварил. Немного печальная ,потому что бывают такие люди жадные, как эта старуха. Она даже солдату , который ее защищал, не хотела дать еды. |