КТП на литературное чтение
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
КТП на литературное чтение в 4 классе по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 111.09 КБ |
Предварительный просмотр:
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа составлена на основании нормативно - правовых документов:
- Закона Российской Федерации « Об образовании».
- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 06.10.2009г № 373.
- Примерной программы начального общего образования по литературному чтению.
- Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 1-4 классы, авторы: Климанова Л.Ф, Бойкина М.В.- М: «Просвещение», 2014
- Учебного плана МОУ СОШ №9 на 2015-2016 учебный год.
2.2 Цель и задачи , решаемые при реализации рабочей программы.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Неотъемлемой частью литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.
В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.
2.3.Общая характеристика учебного предмета.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
2.4. Основные содержательные линии.
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
2.5. Место предмета в базисном учебном плане.
Авторская программа оставлена практически без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки литературного чтения в 3 классе рассчитаны на 3учебных часа в неделю. Следовательно, общее количество часов составило – 102 часа. По авторской программе предполагается 136ч. Материал изучается за счёт уплотнения.
3. Содержание программы.
Вводный урок (1ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.
Летописи, былины, жития (11ч)
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси.
Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов.
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова «Богатыри».
Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.
Проект: «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики (22ч)
П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. События литературной сказки. Герои сказки. Характеристика героя.
А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана.
М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.
Л.Н.Толстой «Детство». Характер главного героя
Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.
А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев.
Поэтическая тетрадь (12ч)
Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.
А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.
Е.А.Баратынский. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…».
И.А.Бунин «Листопад». Картины осени. Сравнения, эпитеты.
Литературные сказки (16ч)
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Составление плана сказки.
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.
П.П.Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям.
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям. Деление текста на части. Составление плана.
Делу время – потехе час (9ч)
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени. В.Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического рассказа.
В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.
Страна детства (8ч)
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения.
Поэтическая тетрадь (5ч)
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства». Сравнение произведений М.Цветаевой разных лет.
Природа и мы (12ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.
А.И.Куприн «Барбос и Жулька».
М.М.Пришвин. «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана.
Проект6 «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь (8ч)
Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени.Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.
Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества.
Родина (8ч)
И.С.Никитин «Русь». Образ Родины. С.Д.Дрожжин «Родине».А.В.ЖИгулин «О, Родина! В неярком блеске…»
Проект: «Они защищали Родину»
Страна фантазия (7ч)
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.
Зарубежная литература (15ч)
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.
Г.Х.Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.
СельмаЛагерлёф. В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда.
4. Требования к уровню освоения программы по курсу «Литературное чтение» учащимися к концу 4 класса.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно находить ключевые слова;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- формулировать основную мысль текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
- аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
- видеть языковые средства, использованные автором.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.);
- соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы.
5. Календарно-тематическое планирование.
5.1. Учебно - тематический план
№п/п | Тема | По программе | Запланировано |
1 | Вводный урок | 1ч | 1ч |
2 | Летописи, былины, жития | 11ч | 8ч |
3 | Чудесный мир классики | 22ч | 18ч |
4 | Поэтическая тетрадь | 12ч | 10ч |
5 | Литературные сказки | 16ч | 11ч |
6 | Делу время – потехе час | 9ч | 7ч |
7 | Страна детства | 8ч | 7ч |
8 | Поэтическая тетрадь | 5ч | 5ч |
9 | Природа и мы | 12ч | 10ч |
10 | Поэтическая тетрадь | 8ч | 7ч |
11 | Родина | 8ч | 5ч |
12 | Страна фантазия | 7ч | 4ч |
13 | Зарубежная литература | 15ч | 10ч |
Итого: | 136ч | 102ч |
5.2. Контроль знаний.
Четверть | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Формы контроля | количество | ||||
Проверочное тестирование | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 |
Проверка уровня начитанности | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Итоговая комплексная работа | - | - | - | 1 | 1 |
5.3.Календарно-тематический план.
(Количество часов за год: 34 недели, в неделю 3 часа, всего 102 часа).
№ п/п | Тема урока | Характеристика учебной деятельности, формирование УУД | Дата | |||
предметные | метапредметные | личностные | План | Факт | ||
1 | Вводный урок. (т.3-8) | Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника. | Ориентированиепоразделамучебника. | Осознаниенеобходимости бережногообращенияскнигой. | 02.09 | |
Летописи. Былины. Жития.(11ч-4ч) | ||||||
2 (1) | Инструктаж по ТБ на уроках литературы. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». С.6-9(т.9-11) | Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; формирование действий контроля и самоконтроля. Познавательные: произведения устного народного творчества; различение жанров произведений. Коммуникативные:участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества. Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. | 5.09 | |
3 (2) | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи С.10-11(т.12) | 08.09 | ||||
4 (3) | Былина – жанр устного народного творчества. Былина «Ильины три поездочки». С.12-16 (т.1315) | Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения,пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг. | 09.09 | |||
5 (4) | Былина «Три поездки Ильи Муромца». С. 17-20 | 12.09 | ||||
6 (5) | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы. С. 22-31 (т.16-17) | Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объёму текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Регулятивные: волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии; оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: работа в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. | Определение степени успешности своей деятельности; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | 15.09 | |
7 (6) | Внеклассное С. 32 (т.18) | 16.09 | ||||
8 (7) | Обобщение С.33-34 (т.19-22) | Проверить сформированность предметных и над- предметных (чтение и работа с информацией) умений. | Регулятивные: умение контролировать свои действия по результату. Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. | 19.09 | |
Чудесный мир классики (22ч-4ч) | ||||||
9 (1) | П. Ершов «Конёк- Горбунок» (отрывок). С. 38-61 (т.23-26) | Знать творчество Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | Регулятивные: целеполагание; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретныхусловий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Анализ с целью выделения признаков ; синтез– составление целого из частей; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. | Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы. | 22.09 | |
10 (2) | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок». | 23.09 | ||||
11 (3) | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок». | 26.09 | ||||
12 (4) | Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах. С.64-65 | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы. | 29.09 | ||
13 (5) | А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» С. 66-69 | 30.09 | ||||
14 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». С.70-91 (т.28-30) | Знать название и основное содержание изученного Уметь анализировать поведение | 03.10 | |||
15 (7) | Волшебные сказки: народные и литературные. | Выявить отличительные черты волшебной сказки. | 06.10 | |||
16 (8) | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. | Уметь составлять | 07.10 | |||
17 (9) | Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки (т.27-28) | Знать сказки Уметь различать | Определение степени успешности своей деятельности. | 10.10 | ||
18 (10) | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – приём изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». С. 94-96 | Знать название и основное содержание изученного Уметь различать | Регулятивные: волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии; оценивание собственной деятельности, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: работа в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности. | Определение степени успешности своей деятельности; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | 13.10 | |
19 (11) | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей. С.97-111 (т.31-32) | Уметь составлять Иметь представление о классической литературе. | 14.10 | |||
20 (12) | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб». | 17.10 | ||||
21 (13) | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». С.114-118 (т.33) | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; формирование действий контроля и самоконтроля. Познавательные: различение жанров произведений. Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; умение ставить вопросы по содержанию. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | 20.10 | |
22 (14) | Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный С. 119 (т.33-34) | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; оценивать события,героев произведения, отвечать на вопросы. | 21.10 | |||
23 (15) | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики». С.122-134 (т.34-35) | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать | 24.10 | |||
24 (16) | А. П. Чехов «Мальчики». Составление | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план. | 27.10 | |||
25 (17) | Внеклассное чтение. В мире приключений. | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | Регулятивные: формирование действий контроля и самоконтроля. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. | 28.10 | |
26 (18) | Обобщение по разделу Проверочная работа.«Чудесный мир классики». С. 135-136 (т.36-39) | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;читать выразительно | Регулятивные: формирование действий контроля и самоконтроля. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.Выполнять задания творческого и поискового характера. | 7.11 | |
Поэтическая тетрадь (12ч-2ч) | ||||||
27 (1) | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» С.138-140 (т.40-41) | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. | Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Познавательные: анализ с целью выделения признаков; синтез– составление целого из частей; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. | Выявление особенностей поэтических текстов. Использование критериев для обоснования своего суждения. | 10.11 | |
28 (2) | А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь». С. 141-142 (т.41) | 11.11 | ||||
29 (3) | Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник? Книги о ребятах-сверстниках. | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | Регулятивные: формирование действий контроля и самоконтроля. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. | 14.11 | |
30 (4) | Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…» С.143-144 | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. | Регулятивные: целеполагание; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретныхусловий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Анализ с целью выделения признаков ; синтез– составление целого из частей; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи. | Выявление особенностей поэтических текстов. Использование критериев для обоснования своего суждения. Формирование чувства гордости за свою Родину. | 17.11 | |
31 (5) | Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка». С.145 | 18.11 | ||||
32 (6) | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» С.146 | 21.11 | ||||
33 (7) | Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» С. 147-149 | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы. | 24.11 | ||
34 (8) | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад». С.150-151 | Знать творчество Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений. | 25.11 | |||
35 (9) | Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Знать книги о жизни трудового народа. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. | 28.11 | ||
36 (10) | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверим себя. С.152-154 (т.42-43) | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.Выполнять задания творческого и поискового характера. | 1.12 | ||
Литературные сказки (16ч-5ч) | ||||||
37 (1) | Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». С.156-168 (т.44-46) | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы. Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. | 02.12 | |
38 (2) | Особенности поведения, внешнего облика, речи В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя. | 05.12 | |||
39 (3) | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». С. 169-179 (т.46-47) | Знать творчество Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. | 08.12 | |||
40 (4) | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. С. 180-192 (т.48-49) | Знать творчество Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений. | 09.12 | |||
41 (5) | Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. | Знать книги, рассказывающие об истории нашей Родины. Уметь использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. | 12.12 | ||
42 (6) | Особенности речи героев сказа | Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | 15.12 | ||
43 (7) | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». С. 193-214 (т.49-51) | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | 16.12 | |||
44 (8) | Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы. | 19.12 | |||
45 (9) | Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». | Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями. | 22.12 | |||
46 (10) | Обобщение по разделу: «Литературные сказки». С. 215 (т.51-54) | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Регулятивные: формирование действий контроля и самоконтроля. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Выполнять задания творческого и поискового характера. | 23.12 | |
47 (11) | Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях. | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;читать выразительно художественный текст;определять тему и главную мысль произведения. | 26.12 | |||
Делу время – потехе час (9ч-2ч) | ||||||
48 (1) | Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Проверка уровня начитанности. С. 4-16 (т.55-56) | Уметь различать | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Выполнять задания творческого и поискового характера. | 12.01 | |
49 (2) | Поучительный смысл «Сказки о потерянном (т.57-58) | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | 13.01 | |||
50 (3) | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта. С. 17-23 (т.59) | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии). | 16.01 | |||
51 (4) | Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе С.24-28 (т.60-61) | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства. | 19.01 | |||
52 (5) | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». С. 29-34 | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения. | 20.01 | |||
53 (6) | Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных. | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг. | Регулятивные: формирование действий контроля и самоконтроля. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Выполнять задания творческого и поискового характера. | 23.01 | |
54 (7) | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверим себя. С. 35-36 (т.62-66) | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно художественный текст;определять тему и главную мысль произведения;пересказывать доступный по объёму текст. | 26.01 | |||
Страна детства (8ч-1ч) | ||||||
55 (1) | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей. С. 36-46 (т.67-68) | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Регулятивные: целеполагание; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана действий. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретныхусловий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; анализ с целью выделения признаков ; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Выполнять задания творческого и поискового характера. | 27.01 | |
56 (2) | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать | 30.01 | |||
57 (3) | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. С. 47-58 (т.69-70) | Уметь определять | 2.02 | |||
58 (4) | Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | 03.02 | |||
59 (5) | Внеклассное чтение: по страницам былин. «Садко». | Уметь приводить примеры произведений фольклора. | 06.02 | |||
60 (6) | М. М. Зощенко «Ёлка». Комическое в рассказе, средства его создания. С. 59-64 (т.70-71) | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | 09.02 | |||
61 (7) | Обобщение по разделу «Страна детства». С.65-66 (т.71-74) | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. | Регулятивные: формирование действий контроля и самоконтроля. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Выполнять задания творческого и поискового характера. | 10.02 | |
Поэтическая тетрадь (5ч) | ||||||
62 (1) | Тема детства в произведениях С. 68-70 | Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения. | Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Познавательные: анализ с целью выделения признаков; синтез– составление целого из частей; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; формирование чувства любвик своейРодине. | 13.02 | |
63 (2) | Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки». С. 71 | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы. | 16.02 | |||
64 (3) | Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». С. 72-73 | Уметь определять | 17.02 | |||
65 (4) | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». С. 74 | Уметь читать стихотворные произведения наизусть. | 20.02 | |||
66 (5) | Внеклассное чтение: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа. | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг. Знать основное содержание изученных литературных произведений о ратных подвигах родного | Регулятивные: формирование действий контроля и самоконтроля. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ. Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. | 27.02 | |
Природа и мы (12ч-2ч) | ||||||
67 (1) | Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш». С. 76-84 (т.75-76) | Знать творчество Уметь определять | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы; формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги. Коммуникативные: постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; владение формами монологической и диалогической речи. | Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное; формирование умения принимать участие в драматизации. | 02.03 | |
68 (2) | Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш». | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного материала. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). | 03.03 | ||
69 (3) | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе. С. 85-91 (т.77) | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. | 6.03 | |||
70 (4) | Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька». | Уметь создавать | 9.03 | |||
71 (5) | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка». С. 92-95 (т.78-80) | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения. | 10.03 | |||
72 (6) | Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении. С. 96-99 (т.81) | Знать творчество Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | 13.03 | |||
73 (7) | Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». С. 100-110 (т.82) | Уметь создавать | Осмысление базовых ценностей (любовь, малая родина, природа); формирование умения сравнивать художественный и научно-популярный текст; определение отличительных особенностей одного и другого текста. | 16.03 | ||
74 (8) | Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «СтрижонокCкрип». | Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства. | 17.03 | |||
75 (9) | Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверим себя. С. 111-112 (т.83-87) | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе. | Регулятивные: формирование действий контроля и самоконтроля. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Выполнять задания творческого и поискового характера. | 20.03 | |
76 (10) | Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает. | Уметь различать | 23.03 | |||
Поэтическая тетрадь (8ч-1ч) | ||||||
77 (1) | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень». С.114-115 (т.88-89) | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства. | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; формирование чувства любвик своейРодине; осмысление базовых ценностей (любовь, малая родина, природа). | 24.03 | |
78 (2) | Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. 116-117 | Уметь определять | 03.04 | |||
79 (3) | Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина С. 118 | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы. | 06.04 | |||
80 (4) | Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь». С. 119 | Уметь определять | 07.04 | |||
81 (5) | Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебёдушка». С. 120-126 (т. 90) | Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства. | 10.04 | |||
82 (6) | Внеклассное чтение. В мире фантастики. | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг. | Регулятивные: формирование действий контроля и самоконтроля. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Выполнять задания творческого и поискового характера. | 13.04 | |
83 (7) | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». С. 126 (т.91) | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. | 14.04 | |||
Родина (8ч -3ч) | ||||||
84 (1) | Тема любви к Родине и её героическому прошлому С. 128-132 (т.92-93) | Уметь определять | Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Познавательные: анализ с целью выделения признаков; синтез– составление целого из частей; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения осмысливать поступки героев; формирование чувства любвик своейРодине; осмысление базовых ценностей (любовь, малая родина, природа). Ценностно-смысловая ориентация учащихся; знание моральных норм; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделять нравственный аспект поведения. | 17.04 | |
85 (2) | Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине». С. 133-137 (т.93) | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений. | 20.04 | |||
86 (3) | Красота и величие природы в стихотворении С. 138 | Уметь определять | 21.04 | |||
87 (4) | Тема войны в произведении | Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту. | 24.04 | |||
88 (5) | Обобщение по разделу «Родина». С. 142 (т.94-96) | Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать. | 27.05 | |||
Страна Фантазия (7ч-3ч) | ||||||
89 (1) | Внеклассное чтение: в мире фантастики. (т.97-98) | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг. | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного материала. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). | 28.04 | |
90 (2) | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». С.144-149 (т.99-100) | Уметь определять | 04.05 | |||
91 (3) | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». С.150-157 (т.101) | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой наавторский текст, оценивать события, героев произведения. | 05.05 | |||
92 (4) | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Обобщение по разделу «Страна Фантазия». С. 158 (т.101-103) | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. | 11.05 | |||
Зарубежная литература(15ч-5ч) | ||||||
93 (1) | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера». С. 160-166 (т.104-108) | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы. формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги. Коммуникативные: постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; владение формами монологической и диалогической речи. | 12.05 | ||
94 (2) | Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка». С. 167-193 (т.108-110) | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы. | 15.05 | |||
95 (3) | Внеклассное чтение. В стране литературных героев. | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг. | Работа в группе. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. | 18.05 | ||
96 (4) | Итоговая комплексная работа. (т.116-126) | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). Формировать мотивированный интерес к книге и чтению. | 19.05 | ||
97 (5) | Урок-отчёт за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом. С.217-219 (т.112-115) | Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы. | 22.05 | |||
98 (6) | Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера». | Уметь составлять | 25.05 | |||
99 (7) | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь». С. 201-208 (т.111) | Уметь определять | 26.05 | |||
100 (8) | Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете». С. 209-216 | Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план. | 29.05 | |||
101 (9) | Обобщение изученного. | Знать изученные | Регулятивные: умение контролировать свои действия по результату. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. | 29.05 | |
102 (10) | Резерв (1ч) |
6. Перечень учебно-методического обеспечения.
- Литературное чтение. Учебник .4класс. В 2 ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.М.:Просвещение, 2013
- Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс./Бойкина М.В., Виноградская Л.А.М.:Просвещение, 2013
Методические пособия
- Литературное чтение: Уроки чтения: 4класс.
- Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс Климановой Л.Ф.
Книги для учителей
- Полозова Т.Г. Как сформировать читательскую активность.
- Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника: Книга для учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....