Урок по литературному чтению "Отважный пингвинёнок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения во 2 классе "Отважный пингвиненок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otvazhnyy_pingvin.docx | 57.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урока по литературному чтению во 2 классе.
Тема: Г. Я. Снегирев «Отважный пингвиненок»
Цель урока: организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения Г. Снегирева «Отважный пингвиненок».
Планируемые результаты:
личностные:
- сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных
на охрану окружающей среды;
- оценивать конкретные поступки;
- высказывать свое отношение к герою произведения.
метапредметные - развитие у обучающихся умений:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; (рег)
- учиться работать по предложенному учителем плану (рег)
- предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;
- отвечать на вопросы;
- находить в вопросе ключевое слово;
- находить доказательства того или иного высказывания;
- учить находить слова, характеризующие героя;
- учить определять главную мысль произведения;
предметные - развитие у обучающихся умений:
- соотносить автора и название произведения,
- понимать смысл заглавия произведения,
- составлять полный пересказ текста, картинный план текста;
- выразительно читать, пересказывать текст от разных лиц.
- размышлять о характере героя
- Создание своего текста на тему «Как ты победил страх».
Оборудование:
Таблицы с умениями по числу обучающихся в классе,
Печатный вариант текста рассказа (для пометок)
карточки для работы обучающихся в парах с авторами и названиями произведения
цветные карандаша
Карточки слабым о Снегиреве
экран, проектор, презентация, в которой содержится:
фотография Г.Я.Снегирева, его книг;
иллюстрации к сложным для понимания словам и словосочетаниям, которые встречаются в тексте рассказа (отважный, пингвинёнок, вскарабкался, смотрел, стоял, сносил, решился, подошел, закрыл, бросился, вынырнул, закружилась, вскарабкался, посмотрел, искупался)
фотография пингвинов;
атлас Антарктида
Литература: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г.Горецкий.
Ход урока
«Храбрый не тот,
кто страха не знает,
а тот, кто узнал
и навстречу идет»
1. Мотивация к деятельности. 12.15
Здравствуйте, ребята. Я вижу, что вы готовы к работе, готовы узнавать новое, интересное, но и сами готовы поделиться своими знаниями с одноклассниками.
2.Актуализация знаний. 12.16
Учитель: Прочитайте автора и название.
Что вы заметили? (ошибки в авторах, лишнее произведение, из другого раздела)
Посмотрите на карточки, соотнесите правильно автора и название произведения, которые выделены жирным шрифтом, работайте в парах (раскрасить цветными карандашами).
Можете задавать мне вопросы.
Получилось? Давайте проверим ваши ответы по слайду.
(Обучающиеся находят в таблице перечисленные имена авторов и названия произведений, проверяют правильность выполнения задания.)
Слайд 1 (проверка)
Таблица к разделу «Люби все живое»
Автор | Произведение | Умения |
С.Черный | «Мой щенок» | Составлять краткий и полный пересказ. Соотносить слова Составлять картинный план. Представлять героя. Отвечать на вопросы, находить в вопросе ключевое слово. Читать или пересказывать текст от разных лиц. Предугадывать ситуацию, последствия. Определять главную мысль произведения Находить в тексте доказательства |
С.Михалков | «Кто командует?» | |
Дж. Родари | «Жеребенок» | |
Г.Я. Снегирев | «Отважный пингвиненок» | |
М.М. Пришвин | «Ребята и утята» | |
Е.И. Чарушин | «Страшный рассказ» | |
В. Сухомлинский | «Почему плачет синичка?» | |
А. Барто | «Думают ли звери?» | |
Слайд 2
Учитель: Какой раздел мы начали изучать? «Люби все живое»
Ученики: Назовите изученные произведения
Проверка Д/3. 12.20
Учитель: С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке и кто его автор?
Дети: С.Михалков «Мой щенок».
Слайд 3 (умения)
Учитель: Какими умениями вы овладели, читая это произведение? (раскрасить квадратики)
Учитель: Кто придумал продолжение истории?
Учитель: Чем вы воспользуетесь, что бы рассказать нам свое продолжение? (текстовый план, картинный план)
Дети рассказывают свою историю.
Учитель: Воспользуйтесь таблицей еще раз и скажите: что вы уже знаете и умеете, а чему вам еще только предстоит научиться?
(Дети отвечают на вопрос учителя.)
12.25 Новая тема
Учитель: Какое следующее произведение в разделе?
Учитель: Итак, какова тема нашего урока? (познакомиться с рассказом Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок»)
Тему прикрепить на доску
12.26
Учитель: Молодцы, вы уже догадались, что сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок».
Учитель: Скажите, а каким умением мы овладеем, когда прочитаем это художественное произведение?
Читать текст, представлять героя, предугадывать ситуацию. Определять главную мысль произведения.
Учитель: Итак, каковы задачи нашего урока?
Ученики:
- познакомиться с автором Г.Я. Снегиревым,
- познакомиться с текстом рассказа Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок»,
- предугадывать ситуацию.
- определять главную мысль произведения
- представлять героя,
- научиться читать текст.
Прикрепить на доску
Учитель: Верно.
Учитель: Мы с вами пока не знакомы с творчеством Геннадия Яковлевича Снегирева и с рассказом «Отважный пингвиненок».
Учитель: С чего же нам начать ?
Дети: Познакомиться с творчеством писателя
12.30
Слайд 4 (фото)
Кто смог найти сведения о Снегиреве?
Учитель или ребенок:
В Москве, в большой коммунальной квартире родился в 1934 году и жил мальчик, которого звали Гена Снегирев.
Больше всего на свете, он мечтал о путешествиях в дальние края. Был он на Камчатке, в Туркмении, на Курильских островах, на Белом море.
В Антарктиде с интересом наблюдал за удивительными птицами – пингвинами. В двадцать лет Геннадий Снегирев стал писать, писать для детей.
Написал прекрасные рассказы о животных.
Слайд 5 (книги)
Учитель: Посмотрите на выставку книг Геннадия Снегирева. Берите, читайте, путешествуйте вместе с героями Снегирева.
Учитель: Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на этот слайд? Что он любил? О чем любил писать?
Устно
Снегирев любил … ;
Он писал о ком?, о чем?… ;
Учитель: Молодцы, вы справились с заданием.
Учитель: Какая вторая наша задача
- познакомиться с текстом рассказа Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок»
Посмотрите на экран.
12.35
Слайд 6 с загадкой
(На экране проектора слайд с загадкой.)
Летать не умеют,
но плавают классно,
И жить круглый год
в Антарктиде согласны,
По снегу идут, не боятся ангины,
А как называются птицы (пиныинвг).
Учитель: По каким словам вы определили, о ком идет речь?
Учитель: Что вы знаете о пингвинах? ( работа в 2-х группах, дополняют друг, друга).
Слайд 7,8,9,10,11(фото пингвинов) атлас
Схема информация
+
Пингвиненок
Учитель: Вы много знаете о пингвинах, но хотите ещё узнать что-то?
12.40
Слайд 12
Учитель: Итак, С каким рассказом мы сегодня познакомимся
- с рассказом Геннадия Яковлевича Снегирева «Отважный пингвиненок».
Учитель: Признаюсь, что прочитав название, я немного удивилась, но потом...., а что потом узнаем сами.
Учитель: Давайте предположим, о чем рассказ (прогноз по названию)
Учитель: Трудно вам помогут ключевые слова
Предварительное чтение трудных слов из нового текста.
Слайд 13
Пингвиненок, отважный, смотрел, стоял, сносил, решился, подошел, закрыл, бросился, вынырнул, закружилась, вскарабкался, посмотрел, искупался, храбрый.
Учитель: О ком текст? О чем может быть этот текст? Кто такой пингвиненок?
(Прогнозируют учащиеся по ключевым словам)
Слайд 14, 15 с пингвиненком
Дети: Пингвиненок – птенец, малыш.
Учитель: Можете ли вы ответить точно, почему маленький пингвиненок ОТВАЖНЫЙ?
Дети: Нет, недостаточно информации.
12.45.
Учитель: Это узнаем когда познакомимся с рассказом, одновременно ведем диалог.
Учитель читает: вы слушали внимательно и, конечно поняли:
- Какую важную мысль хотел передать нам автор? Основная мысль текста отражена в его заглавии.
Учитель: Кто подберет синоним к слову отважный? (храбрый, смелый)
Слайд 16
Обсудите в парах
Учитель: Можно ли пингвиненка из рассказа назвать храбрым?
Учитель: Почему автор назвал рассказ не «Храбрый пингвиненок», а «Отважный пингвиненок»?
Давайте обратимся к словарю
Слайд 17
Словарная работа.
Храбрый – смелый.
Отважный – смелый, храбрый, бесстрашный.
Физминутка из 1 класса
Неуклюжий шел пингвин
Посреди холодных льдин.
в Антарктиде по дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой-
И присел, согнув колени.
Встал, присел –
И пять прыжков:
Очень климат уж суров
Учитель: Как вы себя чувствовали пингвинятами, понравилось ли им пингвинами?
12. 50.
Повторное чтение рассказа. (по напечатанному тексту, с пометками)
Учитель: Сильная группа учащихся читает самостоятельно, слабым читает повторно учитель, и по ходу чтения делаем пометки на полях.
Пометки:
(+ ) знал
(!) новое для меня (вскарабкался)
(--) думал иначе
(?) нужна информация (вскарабкался)
Учитель: Где можно найти значение слов: вскарабкался? (спросить, звонок другу, интернет, словарь)
Дети на свой выбор где хотят ищут значение слова ВСКАРАБКАЛСЯ
Дети: Вскарабкался – поднялся, забрался на вершину ……
Схема информация ?????????????????????????
+ ___
Пингвиненок
! ?
Учитель: Можете ли вы ответить теперь точно, почему маленький пингвиненок ОТВАЖНЫЙ?
Учитель: Итак, слова храбрый и отважный – синонимы.
Пингвиненок, о котором рассказал писатель, действительно отважный.
Слайд 18, 19
Давайте представим картину:
Представьте себе: море «холодное», безбрежное; скала высокая (как трехэтажный дом); ветер…Страшно пингвиненку! Очень страшно! («Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней».) Долго он стоял на скале. Глаза от страха закрыл… И все-таки бросился в море! Победил свой страх!
Сильным составить стихотворение без рифмы (СИНКВЕЙН)
слабым Выборочное чтение рассказа по вопросам
12.55
Учебник с. 92. Вопросы по тексту от учителя
Учитель: Докажите, что пингвиненок маленький.
Учитель: Восхищается ли автор маленьким пингвиненком? Докажите.
Учитель: Можно ли произведение назвать текстом – описанием?
Учитель: Найдите и прочитайте описание пингвиненка.
Рефлексия
Соотносят новую информацию со «старой»
Учитель: Вспомните, что вы знали о пингвинах в начале урока, а что знаете теперь?
Учитель: Какую важную мысль хотел передать нам автор? (две последние строчки)
Учитель: Обсудите друг с другом поступок пингвиненка.
Чтение синквейна
Учитель: Молодцы! Теперь давайте вернемся к задачам урока. Как вы думаете, мы их выполнили? (Обучающиеся предлагают свои ответы.)
Сделаем вывод по умениям.
Учитель: Закрасить цветным карандашом автора и название произведения.
Учитель: Найдите в таблице те умения, которыми вы пользовались на уроке, закрасьте кружки тем же цветом, которым закрасили название изученного нами сегодня литературного произведения. (Обучающиеся выполняют задание.)
Учитель: В таблице перечислены литературные произведения из раздела «Люби все живое» мы продолжим изучать произведения из этого раздела.
Домашнее задание:
- читать текст, подготовить описание пингвиненка.
- Подобрать пословицу к рассказу
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет».
Слайд 20
Учитель: Приходилось ли вам в своей жизни победить страх? ******
Вспомнить ситуацию из своей жизни, как вы победили страх:
• «Однажды мне пришлось остаться одному дома...»
• «Однажды я пошел гулять и увидел, как...»
План.
- Маленький пингвиненок.
- Страшно бросаться в море.
- Бросился вниз!
- Отважный пингвиненок!
Синквейн
Сущ. пингвин
Три прил. _______________, ____________________, _____________________.
Три глагола _______________, ___________________, _____________________.
Предложение из 4 слов
_________________ ________________ _______________ _______________.
Вывод ( 1 слово синоним, который повторяет тему). ____________________________________.
Синквейн
Сущ. пингвин
Три прил. _______________, ____________________, _____________________.
Три глагола _______________, ___________________, _____________________.
Предложение из 4 слов
_________________ ________________ _______________ _______________.
Вывод ( 1 слово синоним, который повторяет тему). ____________________________________.
Синквейн
Сущ. пингвин
Три прил. _______________, ____________________, _____________________.
Три глагола _______________, ___________________, _____________________.
Предложение из 4 слов
_________________ ________________ _______________ _______________.
Вывод ( 1 слово синоним, который повторяет тему). ____________________________________.
Синквейн
Сущ. пингвин
Три прил. _______________, ____________________, _____________________.
Три глагола _______________, ___________________, _____________________.
Предложение из 4 слов
_________________ ________________ _______________ _______________.
Вывод ( 1 слово синоним, который повторяет тему). ____________________________________.
Отважный пингвинёнок. Г. Снегирев
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка.
У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошел к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый раз искупался в холодном зеленом море.
Отважный пингвинёнок. Г. Снегирев
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка.
У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошел к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый раз искупался в холодном зеленом море.
Геннадий Яковлевич Снегирев
«Отважный пингвинёнок»
Познакомиться с текстом
рассказа Г. Я. Снегирева
Познакомиться с писателем
Г.Я.Снегиревым
«Отважный пингвиненок»
Научиться выразительно читать текст
Представлять героя
Предугадывать ситуацию
Определять главную мысль произведения
№ | Умения |
1 | Составлять краткий и полный пересказ. |
2 | Соотносить слова |
3 | Составлять картинный план. |
4 | Представлять героя. |
5 | Отвечать на вопросы, находить в вопросе ключевое слово. |
6 | Читать или пересказывать текст от разных лиц. |
7 | Предугадывать ситуацию, последствия. |
8 | Определять главную мысль произведения |
9 | Находить в тексте доказательства |
10 | Читать выразительно |
№ | Умения |
1 | Составлять краткий и полный пересказ. |
2 | Соотносить слова |
3 | Составлять картинный план. |
4 | Представлять героя. |
5 | Отвечать на вопросы, находить в вопросе ключевое слово. |
6 | Читать или пересказывать текст от разных лиц. |
7 | Предугадывать ситуацию, последствия. |
8 | Определять главную мысль произведения |
9 | Находить в тексте доказательства |
10 | Читать выразительно |
Автор | Произведение | Умения |
С.Черный | «Мой щенок» | Составлять краткий и полный пересказ. Соотносить слова Составлять картинный план. Представлять героя. Отвечать на вопросы, находить в вопросе ключевое слово. Читать или пересказывать текст от разных лиц. Предугадывать ситуацию, последствия. Определять главную мысль произведения Находить в тексте доказательства |
С.Михалков | «Кто командует?» | |
Дж. Родари | «Жеребенок» | |
Г.Я. Снегирев | «Отважный пингвиненок» | |
М.М. Пришвин | «Ребята и утята» | |
Е.И. Чарушин | «Страшный рассказ» | |
В. Сухомлинский | «Почему плачет синичка?» | |
А. Барто | «Думают ли звери?» | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: "Отважный пингвинёнок" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению ...