А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Герасимова Ирина Сергеевна

Цель: учить детей анализировать лирическое стихотворение, умение видеть средства художественной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 21.02_-_kopiya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

«А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами…

Средства художественной выразительности для создания образа весны»

Цель: учить детей анализировать лирическое стихотворение, умение видеть средства художественной выразительности.

Планируемы результаты:

-предметные:  определять в изучаемом лирическом тексте средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет);

 - сравнивать произведение литературы и произведение живописи (тема, настроение).

-личностные:           

- создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

-формирование умения слушать и слышать собеседника;

-формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник «Перспектива» 2 часть, презентация.


№ п/п

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Метод - словесный

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна. Встали все красиво возле своих рабочих мест. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садится тихо первый ряд, второй и третий. Молодцы!

Проверяют готовность к уроку.

Садятся.

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап:

Метод – словесный;

Приём – словесный опрос

Метод – наглядный;

5

Сейчас мы с вами поработаем со скороговоркой:.

Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра. 
Если ты без бобра добр, 
Значит сам ты в душе бобр!

Читают вместе с учителем.

Шёпотом. Тихим голосом.

Вслух. Тренируются в быстроте и правильности чтения.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

3.

Постановка учебной задачи

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

3 мин

Нет ни одного известного поэта, чью душу не затронула бы картина природы, оживающей весной. И мы с вами знаем много стихотворений о весне, многие из которых являются нашими любимыми.

- Кто-нибудь из вас поддержит меня, прочитав стихотворение о весне? (2-3 чел.)

- Какие это разные стихотворения, хотя тема одна. А если бы они все были одинаковы, было бы скучно.

- А почему эти стихотворения все хорошие, но все разные? От чего это зависит? (свободные высказывания учащихся)

- Ребята, давайте вспомним, какими изобразительными средствами пользуются поэты при создании образа весны? (ученики перечисляют приёмы и приводят примеры)

Учитель вывешивает на доске карточки со словами:

  • Олицетворение
  • Эпитеты (для передачи настроения)
  • Повторы (используются поэтами)
  • Сравнение
  • Противопостваление

- С какой целью поэты применяют эти средства?

Те средства, которые мы с вами назвали, используют многие поэты. А стихи не бывают одинаковыми. Одним из величайших мастеров стихотворений, человеком, который художественным словом мог передать целый мир, в том числе и мир весны, был А.С.Пушкин.

(На доске закрепляется портрет поэта)

Тема нашего урока "А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами:)

Какие поставим перед собой задачи на урок?

Слушают учителя.

Рассказывают стихотворение о весне по желанию.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят задачи на урок.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.

Решение учебной задачи

Метод – словесный;

Прием – диалог.

Метод – практический.

Приём – анализ стихотворения.

Метод – словесный;

Приём – рассказ.

Метод – практический;

Приём – анализирование.

15

1.Чтение учителем стихотворения наизусть.

- Какой вы представили весну Пушкинскую?

(солнечная, дружная, пестрая, звонкая и др.)

2.Самостоятельное чтение.

- Подчеркните незнакомые, пока непонятные вам слова,

- Попытайтесь определить, какими изобразительными средствами пользуется Пушкин, рисуя картины весны, какой мы её увидели? (дети читают, подчёркивают непонятные слова, определяют места пауз)

3. Проверка. Словарная работа.

- Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?

(На дополнительной доске:

Келья - отдельная комната монаха в монастыре.

Дань - налог, взимаемый победителем с побежденного народа.

В безмолвии - в полной тишине).

- Какие изобразительные средства он использует?

- А как вы думаете, тот набор языковых средств, который назван, гарантирует, что стихотворение будет удачно?

Для того, чтобы разобраться в особенностях мастерства Пушкина, нужно проанализировать стихотворение.

VII. Идейно-художественный анализ произведения.

а) - Прочитайте про себя и выделите первую весеннюю картину, которую можно представить?

- Кто нашел?

- Прочитайте.

- С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега? (снега, ручьи)

На доске: ": на залитые водой луга", " весенними лучами."

- Подбери синонимичные выражения у Пушкина к записанным на доске выражениям.

- Можно ли заменить этими выражениями строчки в стихах? (нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ).

"Потопленные", также как и слово "гонимы" употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.

Одно слово вмещает целую картину природы.

Гонимы вешними лучами,/
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями/
На потопленные луга.//

- Вчитайтесь еще раз. Подумайте, с каким чувством надо читать эту строфу? ( с радостью - ученики делают пометку на полях учебника)

- Что бы вы хотели еще передать в своем чтении? (Природа живая, она изменяется. Движение.)

Построчное чтение строфы (хором)

(Учащиеся определяют слово, несущее в себе логическое ударение и подчеркивают его карандашом)

- Найдите ключевые слова для этой картины (ручьями снег)

Слушают чтение учителя.

Находят незнакомые слова в тексте.

Словарная работа.

Называют изобразительные средства.

Анализируют стихотворение.

Читают отрывки.

Называют художественные образы.

Построчное чтение стихотворения

Познавательные: осмысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.

Физминутка

2 мин

Показывает движения.

Повторяют движения.

6.

Решение частных учебных задач.

Метод – словесный;

Приём – чтение выразительное

Метод – частично-поисковый;

Приём – анализ стихотворения.

Метод – словесный;

Приём – анализ стихотворения.

Метод – словесный;

Приём – анализ стихотворения.

Метод – словесный;

Приём – анализирирование

15 мин

 

Отработка выразительного чтения в парах.

- Вчитайтесь еще раз. Попробуйте передать в своем чтении всё то, о чем мы сейчас говорили.

Чтение в парах.

2-3 ученика читают вслух.

- Кому наиболее точно удалось передать в своем чтении то, о чём мы говорили?

- Какую следующую картину весенней природы рисует А.С.Пушкин?

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года

- Какое настроение создают эти строчки?

- Какими изобразительными средствами пользуется А.С.Пушкин, чтобы передать это? (олицетворение, метафора)

- А картина ли это? Прочтите еще раз.

- Это лирическое отступление в стихотворении, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече с весной.

- Какую следующую картину рисует поэт? (Синея блещут небеса)

- Как вы понимаете выражение "блещут небеса"? (небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной).

- С каким чувством поэт рисует небеса? (с радостью, с восхищением -дети делают пометку на полях учебника)

- На какие слова падает логическое ударение?

- Найдите ключевое слово (небеса)

- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)

Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).

- Кукую еще картину рисует А.С.Пушкин?

Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.

- А какую образную картину вы представили? (словесное рисование учащихся)

- С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)

- Какой прием использует поэт, чтобы передать это? (сравнение: первые листочки сравнил с зеленым пухом).

- Какая из фотоиллюстраций наиболее созвучна со словами

- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)

- Как они подаются Пушкиным? (последовательно)

- С какой целью поэт использует последовательную смену картин? (он старается показать весну живой, яркой и шумной; рассматривает весеннюю природу в движении)

- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)

- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)

- Сменой картин природы Пушкин создал свой, неповторимый образ весны. Не в этом ли мастерство поэта?

- Ребята, какие картины мы с вами увидели как бы с высоты?

- А какие картины, нарисованные поэтом, можно увидеть, если только как следует вглядеться в них?

- Каждая из этих картин несет в себе своё настроение. Общим является лишь чувство радости.

- Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения (читают 1-2 ученика)

                                                                         

Чтение в парах. Чтение вслух.

Называют средства художественной выразительности.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения.

Выразительное чтение в парах.

Описывают чувства поэта.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра.

7.

Рефлексия и итог урока

Метод – словесный;

Приём – объяснение.

3 мин

Итог урока.

- Творчеству, какого поэта был посвящен наш урок? Что нового для себя вы узнали на уроке?

Оценивание учащихся. Домашнее задание.

Отвечают на вопросы.

Подводят итог урока.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературного чтения в 4 классе по теме: А. Пушкин Гонимы вешними лучами ..., Сквозь волнистые туманы ...

Презентаци урока литературного чтения в 4 классе ПНШ содержит слайды с изображением картин природы, описанных в стихотворении А. Пушкина " Гонимы вешними лучами ..."....

Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».

Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина,  ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...

4 класс. Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности. Способы рифмовки. Примеры из литературных произведений....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "А.Чехов «Весной», А.Пушкин «Гонимы вешними лучами», 2 класс, УМК 21 век

   Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с новыми произведениями Антона Павловича Чехова и Александра Сергеевича Пушкина.      Задачи:Образовательн...

Тема урока: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...» Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы

Тема урока:  Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы...

Тема: Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»

Цель. ознакомление учащихся со стихотворением С.Я Маршака о веснеЗадачи: учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логиче...