Средства художественной выразительности в тексте сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
рабочие листы по чтению (3 класс)

Трифонова Ирина Викторовна

Технологическая карта урока

 

Трифонова Ирина Викторовна

ГБОУ СОШ 582

Литературное чтение

3класс

 

Тема: Средства художественной выразительности в тексте сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

 

Тип: Урок совершенствования знаний, умений навыков

 

Цель урока:

 

Планируемые результаты

 

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

1.Развитие словарного запаса, творческих способностей, памяти, мышления, интеллекта, грамотной  доказательной речи
2.Умение находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.

 

Познавательные

 

1.Формирование познавательного интереса к родной русской литературе; усвоение информации, переданной в виде игры;

2.Умение через лирическое  произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение,

3.Умение услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом образ на картине, в музыке.

1. Воспитание ценностного отношения к русской литературе, как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию.

2. Ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

Коммуникативные

 

1. Участие в диалоге, соблюдая правильность речи;

2. Сотрудничество с учителем и сверстниками, развитие умения слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников, автора музыкального произведения; развитие умения доказывать свою точку зрения, правильно выражая свои мысли.

Регулятивные

1. Понимание учебной задачи занятия и стремление её выполнять;

2. Формулирование выводов из изученного материала, умение отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

3. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

4.Умение работать в паре и группе.

 

Ресурсы урока:

Средства обучения: компьютер, проектор и экран, раздаточный материал

Литература: Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 7-е изд. -  М.: Просвещение, 2017. – 223с.: ил. – (Школа России)

Музыка: отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Иллюстрации: портрет А.С. Пушкина (О. Кипренский), Царевна-Лебедь (С.Ковалев)

 

Опорные понятия и термины: средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет.

     

 

 

Ход урока

 

 

Содержание деятельности учителя

 

 

Содержание деятельности обучающихся

 

I. Мотивация к деятельности

 

Фронтальная, индивидуальная

1.Приветствует учащихся.

2.Эмоционально настраивает на учебную деятельность.

3.Проверяет готовность класса и оборудования

  

 

 

II.  Актуализация необходимых  знаний

 

Фронтальная работа (визуальные представления,). Организует диалоговую беседу, подводящую к теме занятия.

 

Эмоционально откликаются на беседу с учителем. Высказывают свои предположения о теме и задачах занятия, формулируют самостоятельно тему занятия.

 

III. Организация познавательной деятельности

 

Групповая работа (работа по рабочим листам, выразительное чтение с маркировкой текста, ответы на вопросы, презентация работы).

 

Организует работу индивидуально и в группах по усвоению темы занятия.

 

 

IV. Рефлексия деятельности

 

Анализ результатов деятельности. Акцентирование внимания на результатах конечной деятельности.

 

Оценивают свою работу (индивидуальную, в группах).

Осуществляют самооценку и взаимооценку

Высказывают свои точки зрения.

    

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл menyu.docx167.14 КБ

Предварительный просмотр:

 

Александр Сергеевич Пушкин

«Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре

князе Гвидоне Салтановиче

и о прекрасной царевне Лебеди»

МЕНЮ 

Picture background

Урок литературного чтения

Интеллектуальная игра «Живые картины»

ГБОУ школа №55, 3б класс

Учитель Трифонова Ирина Викторовна

Санкт-Петербург

19 ноября 2024 года

Добро пожаловать в Литературное кафе!

Особые ингредиенты для «вкусных» блюд:

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

- Это литературные приемы, которые автор использует для придания особой выразительности произведению.

Эти приемы позволяют автору более ярко и точно передать свои мысли и чувства.

Эпитет – красочное прилагательное, придающее объекту выразительность

(например, золотая осень, бесстрашные ребята)

Сравнение - это сопоставление двух предметов. Характерно наличие таких слов, как «словно», «будто», «как», и т.п.

(например, легкий как пух, умный, как мудрец)

Олицетворение – перенос свойств живых существ на неодушевлённые предметы

(например, голова думает, лес запел)

Picture background

4 блюдо

Десерт «КРАСОЧНЫЙ»

Выберите цвета, которые наиболее точно подходят для описания образа Царевны Лебедь. Объясните свой выбор.

        

Опишите Царевну Лебедь.

Подчеркните подходящие эпитеты и сравнения.

Эпитеты: неземная, мрачная, нежная, волшебная, очаровательная, чудесная, удивительная, величавая.

Сравнения: словно чудо, будто сказка, точно волшебница, как солнышко, как будто диво-дивное.

Мой результат

Всего 0-2 балла

Правильно выбрал цвета (1 балл)

Правильно подобрал эпитеты и сравнения

(1 балл)

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Кол-во баллов

12-11

10-9

8-6

5-0

Я НАБРАЛ _____ БАЛЛОВ

МОЯ ОТМЕТКА_____

3 блюдо

Напиток витаминный «НЕСРАВНЕННЫЙ»

Прочитайте выразительно. Впишите недостающие слова. Укажите название средства художественной выразительности. ____________________

 «В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как ________ горя,

Тридцать три богатыря…»

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто _________»

Слова для справок: царица, жар, пава, лёд.

Мой результат

Всего 0-2 балла

Сколько средств художественной выразительности я нашел? (0-2 балла)

       Рецепт «РАЗМИНОЧНЫЙ»

Найдите в предложениях и подпишите названия                   средств художественной выразительности.

  • Мы сообразительные ребята!

____________________________

  • На уроке мы думаем, как ученые!

____________________________

  • Наши мысли идут одна за одной!

_____________________________

                                         1 блюдо

Бульон приятный для авторского выражения

Найдите и выделите в тексте средства художественной выразительности.

«Здравствуй, красная девица, -

Говорит он – будь царица

«А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой»

ЭПИТЕТ

«И царица над ребенком,

Как орлица над орленком,

«Все равны, как на подбор

С ними дядька Черномор»

СРАВНЕНИЕ

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет»

«Но как раз стрела запела

В шею коршуна задела»

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Мой результат

Всего 0-6 баллов

Сколько средств художественной выразительности я нашел? (0-6 баллов)

2 блюдо

Жаркое «С ХАРАКТЕРОМ»

Послушайте отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова и выберите наиболее точные описания…

Характер музыки. Какая она?

  Быстрая, медленная, радостная, печальная, резкая,  

  стремительная.

Опишите литературного героя (князя Гвидона) в момент полета над морем.

  Смелый, трусливый, резкий, шустрый, печальный,  

  ленивый, тоскующий, стремительный, резвый,

  настойчивый, целеустремленный.

 

Мой результат

Всего 0-2 балла

Правильно выбрал музыкальные эпитеты

(1 балл)

Правильно выбрал литературные эпитеты

(1 балл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе;  учить подробному анализу сказки через раскрытие ...

Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Многие из нас проводят  игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."В папке ...

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...

«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...

Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане

Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане 3 кл. Чтение...

Конспект урока по литературному чтению по сказке А.С.Пушкина "Сказка о Царе Салтане"

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе "Школа 2100". Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"....

Работа с текстом 3 класс по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Найди в 20 части такой отрывок и заполни пропуски:Днем свет Божий затмевает,Ночью землю ____________-__________под косой блестит,А во лбу _____горит.А сама-то величава,Выступает, будто _______,Сладку ...