Конспект урока обучения грамоте "Прощай, Азбука!"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Обухова Ирина Михайловна

Материал может быть полезен учителям начальных классов при подготовке урока-праздника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obucheniya_gramote_proshchay_azbuka.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кировская ОШ №1»

Кировского района  Республики  Крым

Конспект   урока - праздника 

«Прощай, Азбука!»

в  1-А классе

Составитель:

                                                                                      учитель начальных       классов  МБОУ «Кировская ОШ №1»

 Обухова  Ирина  Михайловна                

                                                                     

пгт.Кировское

2017 г.

Тема: Прощай, Азбука!

Педагогическая цель:

 создать условия для участия учащихся в празднике, их творческого развития, закрепления полученных на  уроках знаний, формирования навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками; развития  речи, памяти и логического мышления.

Тип  урока: урок-праздник.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

правильно называют буквы русского алфавита; составляют   слова из слогов; выразительно читают наизусть стихотворения.

Личностные:

проявляют интерес к чтению книг; понимают значение знаний   для человека; имеют желание учиться.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

общеучебные - структурируют знания;   логические - сопоставляют звуки в словах,  отгадывают  загадки.

Регулятивные: 

соотносят результат своей деятельности с целью и  оценивают его.

Коммуникативные:

слушают собеседника,   понимают речь других, оформляют свою мысль в устной речи, доносят свою позицию до других, совместно договариваются о правилах работы в группах и следуют им, формируют умения получать нужную информацию через общение.

Образовательные ресурсы:

гирлянды из воздушных шаров, картинки с буквами и рисунками, сказочными героями, изображениями старинной азбуки, первого Букваря, первоучителей словенских Кирилла и Мефодия,  пословицы и поговорки, карточки со слогами, дидактические игры, выставка книг, учебники  «Литературное чтение», удостоверения; изображение веселого клоуна для этапа рефлексии, ИКТ (презентация), ноутбук, телевизор.

                                       

Сценарий  урока.

Класс украшен плакатами с пословицами о книгах, гирляндами из воздушных шаров,  буквами русского алфавита.

Звучит песня «Учат в школе».

Учитель: Здравствуйте, дорогие первоклассники, родители, гости!

Ребята, сегодня к нам  пришло  много гостей. Давайте их поприветствуем.

В сентябре вы, ребята, начали работать над проектом «Живая Азбука». И сегодня у нас итоговый урок-праздник. Догадайтесь, как он называется?

Дети: «Прощай, Азбука!» (слайд 1)

 Учитель: Все дети в нашем классе научились читать, прочли свою первую школьную книгу – Азбуку. Я поздравляю вас, ребята, с этой первой школьной победой.

1 ученик: Мы помним тот звонок весёлый,

                  Что прозвенел нам в первый раз,

                  Когда вошли с цветами в школу,

                  В свой самый лучший, первый класс.

2 ученик: В день осенний, в день чудесный

                  В класс несмело мы вошли.

                 «Азбуку» – учебник первый

                  На столах своих нашли.

3 ученик: Садясь за парту осторожно,

                  Чтоб школьной формы не измять,

                  Мы «Азбуки» свои раскрыли,

                  По ним учились мы читать.

4 ученик: Вдоль картинок мы шагали,

                  По ступенькам-строчкам шли.

                  Ах, как много мы узнали!

                  Ах, как много мы прочли!

5 ученик: В нашей школе утром рано

                 заливаются звонки.

                 Друг за другом утром рано

                  входят в класс ученики.

6 ученик: У меня есть в классе парта

                  и хорошие друзья.

                  На стене - большая карта,

                  это Родина моя!

Песня №1  «Край, в котором ты живешь».

Учитель:

Сегодня,  друзья,  мы здесь собрались,  

Чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час

Молчал, но учил нас трудиться.

Под фонограмму песни «Песенка-азбука» Б. Заходера  входит Азбука.

Азбука:  

Здравствуйте, ребята!

Я - азбука. Учу читать.

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо,

И сможешь ты тогда

Любую книгу прочитать

Без всякого труда.

- Я пришла к вам в гости не одна.

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы

В одном городе живут

И повсюду славятся.

- Кто же пришёл со мной вместе?

Дети: Буквы!

-А вы знаете их по именам?

Дети: Да!

БЕСЕДА-1 из чего состоит наша речь   (слайд 2)

Учитель:

-Азбука! Ребята  не только изучили все буквы за это короткое время, но и многое узнали в школьном городе «Буквограде». Послушай, они тебе сейчас расскажут.

-Из чего состоит наша речь?

-Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят слова?

- Из чего состоят слоги?

-На какие три группы делятся все буквы?

-Пропоем по ленте буквы, обозначающие гласные звуки. Назовем буквы, обозначающие согласные звуки. Буквы, не обозначающие звуков.

Учитель:

-Азбука, дети еще и выучили  алфавит. Послушай, они тебе споют.

Дети исполняют песню о русском алфавите   (през. с озвучкой)   (слайды 3-8)

БЕСЕДА-2

Учитель:.

     Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Окунемся в историю ее создания.

     Традиционно первой славянской азбукой называют кириллицу. Предположительно в 863 году  братья  Кирилл и Мефодий создали азбуку, ставшую основой для 108 современных языков.

(ученик-1)

     Равноапостольных Кирилла и Мефодия называли первоучителями словенскими за то, что они  создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.

     Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность.  Они говорили: разве не для всех  светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны. И всем нужна грамота.

     24 мая –день памяти Кирилла и Мефодия. В России проходит праздник славянской письменности и культуры.

Учитель:.

     Первые печатные азбуки или буквари появились в 16 веке и содержали алфавит из 46 букв.

(ученик-2)

      Первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров в 1574 году.

      Интересно, что Иван Федоров никак не назвал  свой букварь, поэтому  иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой.

      Раньше каждая буква Азбуки имела свое наименование. Не просто буква А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети заучивали: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ЕСТЬ и так далее.

      Заканчивался Букварь поучениями, как следует себя вести детям: «Чада, слушайтесь своих родителей. Благо будет вам и долголетни будете на земле».

Учитель:

     По названию первых букв - Аз и Буки – книга названа Азбукой.

Но русская Азбука- это не только набор букв, соответствующих звукам, но еще и целое послание славянам.

     Объединяя названия первых трех букв азбуки, получаем следующую фразу:     Азъ  буки  веде   -  Я  буду знать!

     Таким образом, показано, что человек, открывший Азбуку, впоследствии будет обладать ЗНАНИЕМ.

      Обратите внимание, что Азъ-Я-первая буква  славянского алфавита  (а не последняя, как в современном  алфавите). Потому что именно с меня и  начанается мой МИР, моя Вселенная.

      Изучив Азбуку с самых азов, мы видим, что нам оставлено предками главная ценность - творение, которое призывает нас стремиться к самосовершенствованию, мудрости и любви.

Азбука: -Молодцы, ребята!  Я вижу, что вы  хорошо знаете мои буквы и научились читать.

Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут,
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.

А теперь попробуйте отгадать мои загадки.   О каких сказках или героях идёт речь?

1.Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила  

Девочка имя забыла своё,

Вы подскажите, как звали её?    (слайд 9)

       

2. Сидит в корзине девочка

   у Мишки за спиной.

 Он сам, того не ведая,

  несёт её домой.                            (слайд 10)

3. Их приглашают с другом Геной

На день рожденья непременно.

И любит каждую букашку

Забавный добрый …..                       (слайд 11)                  

4. Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

  говорливый, простодушный

 И румяный…                                 (слайд 12)

                                                                     

5. Подарит новое корыто, и новый дом,

  и слуг в придачу.

Но если уж она сердита,

 с ней вместе уплывёт удача!

Исчезнет всё,

   и в море зыбком растает….        (слайд 13)

Азбука: -Молодцы, ребята!  Сказки вы знаете.

Учитель:

- Дорогая Азбука, ты, наверное, устала, пока детям помогала осваивать грамоту. Посиди, отдохни и послушай  стихи о буквах, которые выучили ребята.

«Веселая азбука. Про все на свете»       (слайд 14)          

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

Гриб растет среди дорожки, -

Голова на тонкой ножке.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

Ель на ежика похожа:

Ёж в иголках, ёлка - тоже.

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем...

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Йод ребёнок знает каждый,

Йодом врач нам раны мажет.

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

Лодки по морю плывут,

Люди веслами гребут.

Мёд в лесу медведь нашел, -

Мало мёду, много пчел.

Носорог бодает рогом.

Не шутите с носорогом!

Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осел.

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Роет землю серый крот -

Разоряет огород.

Спит спокойно старый слон -

Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой, -

То-то теплое местечко!

Ученик учил уроки -

У него в чернилах щеки.

Флот плывет к родной земле.

Флаг на каждом корабле.

Ходит по лесу хорек,

Хищный маленький зверек.

Цапля, важная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Школьник, школьник, ты силач:

Шар земной несешь, как мяч!

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твёрдый знак

Кепку носит только так.

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву ы

Эта кнопка и шнурок -

Электрический звонок.

Юнга - будущий матрос -

Южных рыбок нам привез.

Ягод нет кислее клюквы.

Я на память знаю буквы.

Песня №2  «АБВГДЕЙКА»   (слайд 15)

Учитель: А сколько интересного и необычного ребята  узнавали на уроках чтения, когда буквы, соединяясь друг с другом, открывали нам мир слов.

- Ребята, герой одной очень интересной сказки услышал про наш праздник и пришел к нам в гости. Отгадайте его имя.

Деревянный озорник 
Из сказки в нашу жизнь проник. 
Любимец взрослых и детей, 
Смельчак и выдумщик затей, 
Проказник, весельчак и плут. 
Скажите, как его зовут? …

Дети: Буратино!     (слайд 16)

                       

Учитель: Ребята, Буратино приготовил  для вас интересные задания. А Азбука будет вам помогать.

ИГРА (в парах)

Составить из слогов слово

(слайды 17-19)- самопроверка

ИГРА (по группам)

 « Буква заблудилась»    (слайд 20)                                    

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей- то дом,

И хозяйничает в нём.

Но едва туда вошла

Буква – озорница,

Очень страннные дела

Начали твориться.

1. Жучка будку не доела,    

    Неохота, надоело.         (слайд 21)

2. Закричал охотник:

    «Ой, двери гонятся за мной!    (слайд 22)

3. Говорят один рыбак

    В печке выловил башмак.    (слайд 22)

4. На поляночке весной

    Вырос зуб молодой.   (слайд 23)

Учитель:  -  Молодцы, ребята!

ПОСЛОВИЦА         (слайд 26)

Учитель:  В народе говорят  Азбука-к мудрости ступенька

- Что это такое?  

- Как вы понимаете слово мудрость?

- Как вы думаете, «ступенька» – это много или мало? Почему?

 - Почему азбуку называют ступенькой мудрости?

Вот вы и преодолели самую первую, самую трудную  самую важную ступеньку. Поздравляем вас.

Азбука:

         Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова, объяснять пословицы. Умеете дружно работать с другими ребятами. И, конечно, за свой труд вы заслужили дипломы об окончании азбуки.   (слайд 27)

7 ученик: Мы прочли Азбуку до корки,  

                  Нам по чтению -  пятёрки!

8 ученик: Позади нелёгкий труд  

                  Слогового чтения:

                Нам сегодня выдают

Все:          У-до-сто-ве-ре-ни-я!

9 ученик: В том, что мы азбуку

Все:                    Прочли!

10 ученик: Полный курс наук

Все:                  Прошли!

11 ученик: И теперь без передышки

Все:                Мы прочтём любые книжки.

(Детям Азбука вручает  дипломы)

К доске выходит  Азбука с учебником «Литературное чтение» в руках.

Учитель: Азбука, а что это у тебя в руках?

Азбука: Это новая умная книга. Прошу любить и жаловать: «Литературное чтение». Надеюсь,  вы станете добрыми друзьями. Этот учебник расскажет вам много интересного про нашу родину, наш великий народ, про ребят, про нашу жизнь.

Слово  школьному  библиотекарю

                Ты идешь в библиотеку,

                Чтоб побольше прочитать.

                Настоящим человеком

                Помогают книги стать.

(Высавка книг)

Слово родителям

-Родители подготовили вам подарок.

Азбука:  Пора, друзья, проститься нужно.    (слайд 28)

         Всех поздравляю от души.

         Пусть в этой школе живут дружно

         и старшие, и малыши!

         Чтобы побольше вы книжек читали,

         Чтобы красиво в тетрадках писали,

         Чтобы умели считать, рисовать.

         Чтобы учились на круглые «пять».

12 ученик:  Как сегодня радуются дети –

Стало больше грамотных на свете!

13 ученик:  Скажем Азбуке мы «до свиданья»

И рукой помашем на прощанье.

14 ученик:  Трудно было нам с тобой в начале,

Мы полгода буквы изучали!

15 ученик:  Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

16 ученик:  Ничего на свете лучше нету,

Чем прочесть журнал или газету,

17 ученик:  Двадцать первого столетья дети,

Мы освоим сайты в Интернете.

18 ученик: До свидания, учебник!  

А на следующий год

Ты других читать научишь-

Тех, кто в первый класс придёт!

Учитель:

 За всё, чему ты нас учила,

Дети: спасибо, «Азбука», тебе!

Учитель:        

Ах, друзья, пора прощаться.
Песню мы сей час споём

И закончим развлеченье.

Потом снова за ученье.

РЕФЛЕКСИЯ

(Какое у вас настроение? Просигнальте карточкой)

Песня «Азбука»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Прощание с азбукой"

Коспект урока "Прощание с азбукой" построен в игровой форме. Думаю, что данный конспект можно взять за основу и "перекраивать"для своего класса....

Презентация к урокам обучения грамоте "Азбука в стихах", 2 часть

Презентация «Азбука в стихах» (2 часть)  выполнена  учителем начальных классов   МБОУ СОШ № 12  с. Белая Глина    Шатохиной Натальей Викторовной.   Работа предназнач...

Конспект урока "Прощание с азбукой"

Конспент урока "Прощание с азбукой"...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Обучение грамоте (азбука) 1 КЛАСС по программе «Школа России» на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАОбучение грамоте (азбука)1 КЛАССпо программе «Школа России»на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»...

Конспект урока обучения грамоте по теме "Азбука- первая книга"

Конспект урока обучения грамоте по теме "Азбука- первая книга"...

Конспект урока по ПДД "Азбука безопасности на дороге"

конспект внеклассного занятия, составленный по требованиям ФГОС...

Технологическая карта урока обучение письму Азбука УМК «Школа России» 1 класс. Тема урока: «Буква Ж, ж. Сочетание жи-ши»

Цель урока: закрепление и корректировка знаний о звуке [ж] и букве «ж», умения писать сочетания жи – ши в словах. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) ...