Конспект урока обучения грамоте "Звук [ш], буква "Ш, ш" УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – ч.1
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока:знакомство со звуком [ш], с буковой «Ш, ш»,чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) учиться выполнять звуковой анализ слов;
2) учиться составлять модели предложений;
3) учиться читать слоги, слова, предложения, тексты.
Личностные:
1)осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;
2)выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук [ш], буква "Ш, ш" | 593.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 10.12. 2024 Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс:1в Урок:2 Время:8:50-9:30 Кабинет:214 | Студент: Резевич А.М Группа: 45 Учитель: Ходыкина М.Ю Методист: Кошкарова Л.С |
Тема урока «Звук [ш], буква «Ш, ш»»
Тип урока: «открытие» нового знания»
Цель урока: знакомство со звуком [ш], с буковой «Ш, ш», чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.
Задачи урока: | Планируемые результаты: |
Дидактические: 1) формировать умение выделять звуки в словах; 2)формировать навык выполнять звуковой анализ слов; 3)формировать умение составлять модели предложений; 4) учить читать слова, предложения, тексты. | Предметные: научатся: 1) учиться выполнять звуковой анализ слов; 2) учиться составлять модели предложений; 3) учиться читать слоги, слова, предложения, тексты. |
Развивающие: 1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле. | Личностные: 1)осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв; 2)выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках. |
Воспитательные: 1) Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте. |
УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – ч.1
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
1. Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. -У нас за окном зима, а это значит, что скоро наступит новый год и сегодня мы с вами отправляемся в новогоднее приключение. - На ваших партах лежат карточки. В течение этого занятия, на каждом этапе вы будете оценивать свою работу, закрашивая новогодние шары зеленым цветом если все получилось, желтым – были трудности, красным ничего не получилось. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности | Учебная презентация Слайд 1-2 |
2. Актуализация знаний и мотивация 2 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы(беседа) Внешний контроль | 1.Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2.Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». - Ребята, давайте вспомним с вами, на какие группы можно разделить все буквы? -Правильно, по каким признакам мы распознаём гласные звуки? А согласные? -Молодцы, а теперь назовите буквы, которые вы уже изучили. - Молодцы! Посмотрите на экран. Сейчас будем читать вместе. Я буду показывать, ваша задача – повторять за мной хором. Сначала будем читать по порядку. Теперь читаем только те слоги, на которые я указываю. На слайде: -чик, мов, буд, лан, окт, осн, вер, лов, икт - Ребята, скажите, это слова или слоги? - Правильно, это слоги. Назовите их. -Молодцы, Отметьте свои успехи в карточке зеленым цветом, если все получилось, желтым – во всем были затруднения, красным не справились. | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. -Гласные и согласные. -Гласные звуки произносятся без препятствий (с голосом), асогласные звуки произносятся с препятствиями (с голосом и шумом). Красным цветом. - а, о, и, ы, у, н, с, к, т, л, р, в, е, п, м, з, б, д, я, г,ч,ь -слоги | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Слайд 3-4 |
3. Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф,Н Словесные методы (беседа) Наглядный( работа с презентацией) Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Молодцы! Давайте узнаем, кто к нам пришел в качестве гостя на сегодняшний урок. -Нужно взять первую букву названия каждой картинки и тогда мы сможем узнать, как его зовут. (белка, утка, кошка, ведро, арбуз, шишка) -Что же у нас получилось? -Правильно, молодцы! Как вы думаете, какая тема нашего урока. -Да, тема урока звук [ш],. буква Ш, ш. -А какие цели мы можем поставить? Познакомиться… Учиться… Учиться… Учиться… -Молодцы! Узнаем какой секрет таит в себе эта буква! Отметьте свои успехи в карточке зеленым цветом, если все получилось, желтым – во всем были затруднения, красным не справились. | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. -Буква Ш Познакомиться со звуком [ш],буквой Ш, ш Учиться отличать звук [ш], от других. Учиться характеризовать звуки. Учиться читать слова, предложения, тексты. | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | Слайд 5-7 |
4. "Открытие" детьми нового знания 7 | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический (работа у доски) Наглядный (работа с учебником)Внешний контроль | - Сейчас откроем страницу 17 и рассмотрим иллюстрацию справа в красной рамке. -Что на ней изображено? -Правильно, а что изображено под иллюстрацией? -Молодцы, давайте произнесём слово «шкаф» по этой схеме. -А теперь произнесем по слогам по схеме «шкаф» -Скажите, сколько слогов в этом слове и почему? -Правильно, молодцы, а теперь назовите слоги слияния. -Молодцы, произнесём слово шкаф с ударение «шкАф». На какой слог падает ударение? - Произнесем слово шкаф, сколько звуков в этом слоге? - Давайте охарактеризуем звук «ш» -Почему он согласный? -Посмотрите на слайд, что на нем изображено? -Правильно, это шар, а под иллюстрацией схема слова шар, посмотрите на нее внимательно и охарактеризуйте звук «ш» в этом слове, какой он? -Правильно! Посмотрите на следующий слайд, что на нем изображено? -Правильно, рассмотрите внимательно схему слова петушок и охарактеризуйте звук «ш» в этом слове, какой он? -Молодцы! Скажите, не заметили ли вы что-то в этом звуке? Какой во всех трех примерах? -Молодцы! Давайте произнесём эти слова еще раз все вместе ,скажите, что еще особенного вы заметили в звуке «ш», какой он? -Правильно, это шипящий звук и он всегда твердый, это особенность этого звука. Мы раскрыли секрет этой буквы, молодцы! -А кто из вас знает, какой буквой обозначается звук «ш»? - Внимательно рассмотрите эту букву. Почему их две? - Молодцы! Прочитаем слоги, которые находятся под таблицей. - Ша,шо,ши,шу,ше -Молодцы! Теперь прочитаем слова под табличками.
- Прочитаем первое слово по слогам. Сколько слогов в этом слове? - На какой слог падает ударение? -Что значит пунктирная линия в этом слове? -Правильно, назовите слоги слияния в этом слове. - Прочитаем еще раз - Читаем следующее слово. Сколько слогов? Куда падает ударение? -Прочитаем еще раз. - Читаем третье слово. Сколько слогов? Куда падает ударение? -назовите слог слияния в этом слове. Прочитаем еще раз. -Молодцы, читаем следующие слово, сколько слогов? Куда падает ударение? Какой слог слияния? Прочитаем еще раз. -Правильно, читаем следующие слово, сколько слогов? Куда падает ударение? Прочитаем еще раз. - Молодцы, читаем следующие слово, сколько слогов? Куда падает ударение? Какой слог слияния? Прочитаем еще раз. -Молодцы! Давайте еще раз прочитаем эти слова. Теперь прочитайте все слова своему соседу по парте. - Кто хочет прочитать все слова? - Посмотрите на экран. Найдите картинки, где есть звук «ш» - Придумайте слова с новым звуком. - Составим схему, к слову школа. Еще раз скажите, сколько в нем слогов? - Кто выйдет к доске и составит схему этого слова? - Прочитаем это слово по слогам. Назовите слог слияния. В каком слоге находится звук «ш»? - Дайте его полную характеристику. -Попробуйте составить предложение со словом школа. - Правильно, молодцы! Отметьте свои успехи в карточке зеленым цветом, если все получилось, желтым – во всем были затруднения, красным не справились. | -Шкаф -Схема слова - В слове шкаф 1 слог, потому что 1 гласный звук. -шкаф -ударение падает на 1 слог -4 звука -он согласный, глухой, твёрдый. -потому что при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду. -Шар -он согласный, твердый, глухой -Петушок - он согласный, твердый, глухой -Твердый -он шипящий -Буквой Ш - Первая буква Ш– печатная заглавная, вторая ш – печатная строчная -Ка-ран-даш -на 3 слог -слог-слияния -ран,даш -ка-ран-да-ши -4 слога, ударение падает на 4 последний слог -шко-ла, 2 слога, ударение падает на 1 слог -шко -кош-ка, 2 слога, ударение падает на 1 слог, слог слияния кош -Ми-ша, 2 слога ,ударение падает на 1 слог -Гри-ша, 2 слога, ударение падает на 1 слог, слог слияния гри -шишка, шум, штурвал, шапка, шарика, шарф, штаны, шорты, карандаш и тд. -в нем 2 слога -Шко-ла, слог-слияния шко, звук «ш» находиться в 1 слоге - он согласный, глухой, твёрдый,шипящий. -Школа красивая, я учусь в школе, в школе многому учат. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. | Слайд 8 Слайд 9 |
5. Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф.П Словесные методы (беседа) Практический метод (упражнение в учебнике) Внешний контроль | 1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Найдите текст на странице 17. Рассмотрите иллюстрацию после текста, что на ней изображено? - Прочитаем его все вместе. Поставьте пальчик на начало текста. - А теперь прочитаем этот текст по предложениям. Тот к кому я прикоснусь будет продолжать чтение, следите каждый внимательно. -Как вы понимаете, что предложение закончилось и нужно остановиться? -Правильно, молодцы! Как мы можем озаглавить этот текст? - Найдите в этом тексте слова со звуком «ш». - Правильно, молодцы! Отметьте свои успехи в карточке зеленым цветом, если все получилось, желтым – во всем были затруднения, красным не справились. -А теперь давайте немного отдохнем, вставайте. Физминутка | Отвечают на вопросы учителя. - на ней изображены дети собирают осенние листья и шишки - в конце предложения стоит точка это значит ,что предложение закончилось и нужно остановиться -Осень -Пошли, шишки. | П: умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф.П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. Контролирует работу. Организует работу со звуковой моделью. - Буква Ш подготовила для вас сложное задание, которое вам нужно выполнить. Я уверена, что вы с ним справитесь. - Сейчас я раздам вам листочки с заданиями. Вам нужно будет найти слова, где есть звук «ш» и подчеркнуть их. Задание на карточках: Молоко, снег, шум, роль, карандаш, моль, тушёнка, осень, шины, лес, мышки. - Во втором задании вам нужно сделать схему слова «Груша». Вы должны работать в парах. У вас есть три минуты на выполнение задания - Время вышло. Прочитайте слова, которые вы подчеркнули в первом задании. -Посмотрите на экран и найдите правильную схему к слову «Груша». Теперь посмотрите, правильно ли вы ее сделали. - Правильно, молодцы! Отметьте свои успехи в карточке зеленым цветом, если все получилось, желтым – во всем были затруднения, красным не справились. | Выполняют самостоятельную работу. Работают со звуковой моделью. | Слайд 10 | |
7. Включение в систему знаний, повторение 2 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1.Организует работу с моделью высказывания. -Сейчас к доске выйдут два ученика и напишут слова шишка и шина -Как вы думаете, как правильно пишется это слово? Какую букву нужно вставить и или ы? -Почему мы пишем именно букву и, мы же слышим совсем другую букву? -Сейчас мы с вами узнаем, какую букву нужно написать. -Сейчас я расскажу вам сказку, из которой вы узнаете, с какими гласными буквами дружит буква «Ш». Однажды, решила буква «Ш» с гласными «а», «о», «у», «ы», «и» в прятки поиграть. Выпало водить букве «Ш», остальные буквы побежали прятаться. Заглянула буква «ш» под все сугробы, под все пни и первой нашла букву «а». Стала с ней рядом и образовали они слог ша. Походила буква «Ш» и увидела «о». Стала рядышком, и получился слог шо. Хорошо ищет буква «Ш». Вот и букву «у» нашла, получился слог шу. Долго искала остальные буквы. И вот, наконец, нашла букву «и». Встала буква «Ш» рядышком и получился слог… ши. Испугалась буква ш: «Разве могу я стоять рядышком с этой буквой, ведь я обозначаю только твердый звук, а буква «и» стоит только после мягких согласных. Но буква «и» была такая обаятельная, милая и добрая, что букве «Ш» захотелось с ней подружиться. А место, где стоят рядом буквы ш и «и» называют орфограммой. Запомните: слог ши пиши с буквой и! А вот буква ы так и не дождалась буквы ш. Обиделась на неё и рядышком никогда не становилась. - Прочитаем правило на странице 17. - Скажите, что вы поняли из этого правила? -Какую букву вставим в данных словах на слайде? На слайде: Ш..на, маш..на, ш..шки. -Правильно, молодцы! Отметьте свои успехи в карточке зеленым цветом, если все получилось, желтым – во всем были затруднения, красным не справились. | 1.Работают с моделью высказывания. -Что под ударением после ш пишется буква и -Букву и | П:выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний | Слайд 11-15 Слайд 16-17 |
8. Рефлексия деятельности 3-4 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Итак, ребята, назовите тему нашего урока. -Достигли ли мы цели урока? - Посмотрите на характеристику звука «ш», уберите то, что не относится к звуку «ш» - Что нового узнали? -Обратите внимание на свои карточки с этапами. У кого все новогодние шары зеленые, а у кого хотя бы один желтый, а красный? -Отлично! Вы все хорошо постарались сегодня. Спасибо за урок! До свидания! | Определяют уровень работы класса при групповой работе. - Что под ударением после ш пишется буква и | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Школа России. Русский язык. 3 класс
Рабочая программа. Школа России. Русский язык. 3 класс...
Рабочая программа по УМК "Школа России" русский язык 3 класс
Рабочая программа содержит аналитическую записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по УМК "Школа России" русский язык 3 класс
Рабочая программа содержит аналитическую записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ФГОС Школа России - русский язык 1 класс
Рабочая программа по ФГОС Школа России - русский язык 1 класс...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Презентация к дистанционному уроку. Тема: "Синонимы, антонимы, омонимы" (УМК «Школа России», Русский язык, 4 класс)
Планируемые результаты: Предметные:Знать, какие слова относятся к синонимам, антонимам, омонимам.Уметь различать слова-синонимы, слова-антонимы и слова-омонимы, подбирать к словам синонимы,...
Конспект урока по теме "Единственное и множественное число имён прилагательных. Русский язык 2 класс УМК "Школа России"
Учащиеся научатся изменять прилагательные по числам; определять число имени прилагательного; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии....