Конспект урока обучения грамоте "Звук [ш], буква "Ш, ш" УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – ч.1
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Цель урока:знакомство со звуком [ш], с буковой «Ш, ш»,чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.

Планируемые результаты: 

Предметные: 

1) учиться выполнять звуковой анализ слов;

2) учиться составлять модели предложений;

3) учиться читать слоги, слова, предложения, тексты. 

Личностные:

1)осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2)выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук [ш], буква "Ш, ш"593.66 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ        

Дата: 10.12. 2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок:2

Время:8:50-9:30  Кабинет:214

Студент: Резевич А.М

Группа: 45

Учитель: Ходыкина М.Ю

Методист: Кошкарова Л.С

Тема урока «Звук [ш], буква «Ш, ш»»

Тип урока: «открытие» нового знания»

Цель урока: знакомство со звуком [ш], с буковой «Ш, ш», чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Дидактические:

1) формировать умение выделять звуки в словах;

2)формировать навык выполнять звуковой анализ слов;

3)формировать умение составлять модели предложений;

4) учить читать слова, предложения, тексты.

Предметные: научатся:

1) учиться выполнять звуковой анализ слов;

2) учиться составлять модели предложений;

3) учиться читать слоги, слова, предложения, тексты.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле.

Личностные:

1)осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2)выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – ч.1

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

 -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-У нас за окном зима, а это значит, что скоро наступит новый год и сегодня мы с вами отправляемся в новогоднее приключение.

 - На ваших партах лежат карточки. В течение этого занятия, на каждом этапе вы будете оценивать свою работу, закрашивая новогодние шары зеленым цветом если все получилось, желтым – были трудности, красным ничего не получилось.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

 Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности

Учебная презентация

 Слайд 1-2

2.  Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы(беседа)

Внешний контроль

1.Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2.Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- Ребята, давайте вспомним с вами, на какие группы можно разделить все буквы?

-Правильно, по каким признакам мы распознаём гласные звуки? А согласные?

-Молодцы, а теперь назовите буквы, которые вы уже изучили.

- Молодцы! Посмотрите на экран. Сейчас будем читать вместе. Я буду показывать, ваша задача – повторять за мной хором. Сначала будем читать по порядку. Теперь читаем только те слоги, на которые я указываю.

На слайде:

-чик, мов, буд, лан, окт, осн, вер, лов, икт

- Ребята, скажите, это слова или слоги?

- Правильно, это слоги. Назовите их.

-Молодцы, Отметьте свои успехи в карточке зеленым цветом, если все получилось, желтым – во всем были затруднения, красным не справились.

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

-Гласные и согласные.

-Гласные звуки произносятся без препятствий (с голосом), асогласные звуки произносятся с препятствиями (с голосом и шумом).

Красным цветом.

- а, о, и, ы, у, н, с, к, т, л, р, в, е, п, м, з, б, д, я, г,ч,ь

-слоги

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Слайд 3-4

3. Постановка учебной задачи
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф,Н

Словесные методы (беседа)

Наглядный( работа с презентацией)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Молодцы! Давайте узнаем, кто к нам пришел в качестве гостя на сегодняшний урок.

-Нужно взять первую букву названия каждой картинки и тогда мы сможем узнать, как его зовут.

(белка, утка, кошка, ведро, арбуз, шишка)

-Что же у нас получилось?

-Правильно, молодцы! Как вы думаете, какая тема нашего урока.

-Да, тема урока звук [ш],. буква Ш, ш.

-А какие цели мы можем поставить?

Познакомиться…

Учиться…

Учиться…

Учиться…

-Молодцы! Узнаем какой секрет таит в себе эта буква! Отметьте свои успехи в карточке зеленым цветом, если все получилось, желтым – во всем были затруднения, красным не справились.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

-Буква Ш

Познакомиться со звуком [ш],буквой Ш, ш

Учиться отличать звук [ш],  от других.

Учиться характеризовать звуки.

Учиться читать слова, предложения, тексты.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

Слайд 5-7

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

(работа у доски)

Наглядный

(работа с учебником)Внешний контроль

- Сейчас откроем страницу 17 и рассмотрим иллюстрацию справа в красной рамке.

-Что на ней изображено?

-Правильно, а что изображено под иллюстрацией?

-Молодцы, давайте произнесём слово «шкаф» по этой схеме.

-А теперь произнесем по слогам по схеме «шкаф»

-Скажите, сколько слогов в этом слове и почему?

-Правильно, молодцы, а теперь назовите слоги слияния.

-Молодцы, произнесём слово шкаф с ударение «шкАф». На какой слог падает ударение?

- Произнесем слово шкаф, сколько звуков в этом слоге?

- Давайте охарактеризуем звук «ш»

-Почему он согласный?

-Посмотрите на слайд, что на нем изображено?

-Правильно, это шар, а под иллюстрацией схема слова шар, посмотрите на нее внимательно и охарактеризуйте звук «ш» в этом слове, какой он?

-Правильно! Посмотрите на следующий слайд, что на нем изображено?

-Правильно, рассмотрите внимательно схему слова петушок и охарактеризуйте звук «ш» в этом слове, какой он?

-Молодцы! Скажите, не заметили ли вы что-то в этом звуке? Какой во всех трех примерах?

-Молодцы! Давайте произнесём эти слова еще раз все вместе ,скажите, что еще  особенного вы заметили в звуке «ш», какой он?

-Правильно, это шипящий звук и он всегда твердый, это особенность этого звука. Мы раскрыли секрет этой буквы, молодцы!

-А кто из вас знает, какой буквой обозначается звук «ш»?

- Внимательно рассмотрите эту букву. Почему их две?

- Молодцы! Прочитаем слоги, которые находятся под таблицей.

- Ша,шо,ши,шу,ше

-Молодцы! Теперь прочитаем слова под табличками.

   

- Прочитаем первое слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

-Что значит пунктирная линия в этом слове?

-Правильно, назовите слоги слияния в этом слове.

- Прочитаем еще раз

- Читаем следующее слово. Сколько слогов? Куда падает ударение?

-Прочитаем еще раз.

- Читаем третье слово. Сколько слогов? Куда падает ударение?

-назовите слог слияния в этом слове. Прочитаем еще раз.

-Молодцы, читаем следующие слово, сколько слогов? Куда падает ударение? Какой слог слияния? Прочитаем еще раз.

-Правильно, читаем следующие слово, сколько слогов? Куда падает ударение? Прочитаем еще раз.

- Молодцы, читаем следующие слово, сколько слогов? Куда падает ударение? Какой слог слияния? Прочитаем еще раз.

-Молодцы! Давайте еще раз прочитаем эти слова. Теперь прочитайте все слова своему соседу по парте.

- Кто хочет прочитать все слова?

- Посмотрите на экран. Найдите картинки, где есть звук «ш»

- Придумайте слова с новым звуком.

- Составим схему, к слову школа. Еще раз скажите, сколько в нем слогов?

- Кто выйдет к доске и составит схему этого слова?

- Прочитаем это слово по слогам. Назовите слог слияния. В каком слоге находится звук «ш»?

- Дайте его полную характеристику.

-Попробуйте составить предложение со словом школа.

- Правильно, молодцы! Отметьте свои успехи в карточке зеленым цветом, если все получилось, желтым – во всем были затруднения, красным не справились.

-Шкаф

-Схема слова

- В слове шкаф 1 слог, потому что 1 гласный звук.

-шкаф

-ударение падает на 1 слог

-4 звука

-он согласный, глухой, твёрдый.

-потому что при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду.

-Шар

-он согласный, твердый, глухой

-Петушок

- он согласный, твердый, глухой

-Твердый

-он шипящий

-Буквой Ш

- Первая буква Ш– печатная заглавная, вторая ш – печатная строчная

-Ка-ран-даш

-на 3 слог

-слог-слияния

-ран,даш

-ка-ран-да-ши

-4 слога, ударение падает на 4 последний слог

-шко-ла, 2 слога, ударение падает на 1 слог

-шко

-кош-ка, 2 слога, ударение падает на 1 слог, слог слияния кош

-Ми-ша, 2 слога ,ударение падает на 1 слог

-Гри-ша, 2 слога, ударение падает на 1 слог, слог слияния гри

-шишка, шум, штурвал, шапка, шарика, шарф, штаны, шорты, карандаш и тд.

-в нем 2 слога

-Шко-ла, слог-слияния шко, звук «ш» находиться  в 1 слоге

- он согласный, глухой, твёрдый,шипящий.

-Школа красивая, я учусь в школе, в школе многому учат.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Слайд 8

Слайд 9

5. Первичное закрепление
0,5  мин

Усвоение нового способа действий

Ф.П

Словесные методы

(беседа)

Практический метод

(упражнение в учебнике)

Внешний контроль 

1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Найдите текст на странице 17. Рассмотрите иллюстрацию после текста, что на ней изображено?

- Прочитаем его все вместе. Поставьте пальчик на начало текста.

- А теперь прочитаем этот текст по предложениям. Тот к кому я прикоснусь будет продолжать чтение, следите каждый внимательно.

-Как вы понимаете, что предложение закончилось и нужно остановиться?

-Правильно, молодцы! Как мы можем озаглавить этот текст?

- Найдите в этом тексте слова со звуком «ш».

- Правильно, молодцы! Отметьте свои успехи в карточке зеленым цветом, если все получилось, желтым – во всем были затруднения, красным не справились.

-А теперь давайте немного отдохнем, вставайте.

Физминутка

Отвечают на вопросы учителя.

- на ней изображены дети собирают осенние листья и шишки

- в конце предложения стоит точка это значит ,что предложение закончилось и нужно остановиться

-Осень

-Пошли, шишки.

 П: умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой
20-25  мин


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

 Ф.П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу. Контролирует работу.

Организует работу со звуковой моделью.

- Буква Ш подготовила для вас сложное задание, которое вам нужно выполнить. Я уверена, что вы с ним справитесь.

- Сейчас я раздам вам листочки с заданиями. Вам нужно будет найти слова, где есть звук «ш» и подчеркнуть их.

Задание на карточках:

Молоко, снег, шум, роль, карандаш, моль, тушёнка, осень, шины, лес, мышки.

- Во втором задании вам нужно сделать схему слова «Груша». Вы должны работать в парах. У вас есть три минуты на выполнение задания

- Время вышло. Прочитайте слова, которые вы подчеркнули в первом задании.

-Посмотрите на экран и найдите правильную схему к слову «Груша». Теперь посмотрите, правильно ли вы ее сделали.

- Правильно, молодцы! Отметьте свои успехи в карточке зеленым цветом, если все получилось, желтым – во всем были затруднения, красным не справились.

Выполняют самостоятельную работу.

Работают со звуковой моделью.

Слайд 10

7. Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1.Организует работу с моделью высказывания.

-Сейчас к доске выйдут два ученика и напишут слова шишка и шина

-Как вы думаете, как правильно пишется это слово? Какую букву нужно вставить и или ы?

-Почему мы пишем именно букву и, мы же слышим совсем другую букву?

-Сейчас мы с вами узнаем, какую букву нужно написать.

-Сейчас я расскажу вам сказку, из которой вы узнаете, с какими гласными буквами дружит буква «Ш».

Однажды,  решила буква «Ш» с гласными «а», «о», «у», «ы», «и» в прятки поиграть. Выпало водить букве «Ш», остальные буквы побежали прятаться. Заглянула буква «ш» под все сугробы, под все пни и первой нашла букву «а». Стала с ней рядом и образовали они слог ша. Походила буква «Ш» и увидела «о». Стала рядышком, и получился слог шо. Хорошо ищет буква «Ш». Вот и букву «у» нашла, получился слог шу. Долго искала остальные буквы. И вот, наконец, нашла букву «и». Встала буква «Ш» рядышком и получился слог… ши. Испугалась буква ш: «Разве могу я стоять рядышком с этой буквой, ведь я обозначаю только твердый звук, а буква «и» стоит только после мягких согласных. Но буква «и» была такая обаятельная, милая и добрая, что букве «Ш» захотелось с ней подружиться. А место, где стоят рядом буквы ш и «и» называют орфограммой. Запомните: слог ши пиши с буквой и!

А вот буква ы так и не дождалась буквы ш. Обиделась на неё и рядышком никогда не становилась.

- Прочитаем правило на странице 17.

- Скажите, что вы поняли из этого правила?

-Какую букву вставим в данных словах на слайде?

На слайде:

Ш..на, маш..на, ш..шки.

-Правильно, молодцы! Отметьте свои успехи в карточке зеленым цветом, если все получилось, желтым – во всем были затруднения, красным не справились.

1.Работают с моделью высказывания.

-Что под ударением после ш пишется буква и

-Букву и

П:выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний

Слайд 11-15

Слайд 16-17

8. Рефлексия деятельности

3-4 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

-Итак, ребята, назовите тему нашего урока.

-Достигли ли мы цели урока?

- Посмотрите на характеристику звука «ш», уберите то, что не относится к звуку «ш»

- Что нового узнали?

 -Обратите внимание на свои карточки с этапами. У кого все новогодние шары зеленые, а у кого хотя бы один желтый, а красный?

-Отлично! Вы все хорошо постарались сегодня. Спасибо за урок! До свидания!

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

- Что под ударением после ш пишется буква и

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Школа России. Русский язык. 3 класс

Рабочая программа. Школа России. Русский язык. 3 класс...

Рабочая программа по УМК "Школа России" русский язык 3 класс

Рабочая программа содержит аналитическую записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по УМК "Школа России" русский язык 3 класс

Рабочая программа содержит аналитическую записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ФГОС Школа России - русский язык 1 класс

Рабочая программа  по ФГОС Школа России - русский язык 1 класс...

Презентация к дистанционному уроку. Тема: "Синонимы, антонимы, омонимы" (УМК «Школа России», Русский язык, 4 класс)

Планируемые результаты: Предметные:Знать, какие слова относятся к синонимам, антонимам, омонимам.Уметь различать слова-синонимы, слова-антонимы и слова-омонимы,  подбирать к словам синонимы,...

Конспект урока по теме "Единственное и множественное число имён прилагательных. Русский язык 2 класс УМК "Школа России"

Учащиеся научатся изменять прилагательные по числам; определять число имени прилагательного; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии....