Звук [jʼ], буквы Й, й.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте
1 класс
Программа «Школа России»
Тема: звук [jʼ], буквы Й, й.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая задача урока: организовать совместную самостоятельную деятельность детей с целью знакомства с новым звуком [jʼ], обозначением этого звука буквой Й.
Цели:
- Познавательные.
- Общеучебные.
- ознакомление учащихся с буквами Й, й;
- выполнение звукового анализа слов;
- структурирование знаний;
- особенность восприятия рассказа.
- Логические.
- образование предложение (путём составления его из слов);
2. Регулятивные:
- организовывать своё рабочее место;
- определять цель выполнения задания на уроке;
3. Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, работа в паре (распределение работ, умение договориться);
4. Личностные:
- учить принимать чужую точку зрения, адекватно оценивать свою работу, работу одноклассников.
Содержание урока.
- Организационный момент.
- Этап актуализации знаний.
- Давайте вспомним вопросы, которые мы изучаем на уроке литературного чтения.
Что человек произносит? (Речь).
Какая бывает речь? (Устная и письменная).
Из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений).
Что вы знаете о предложении?
Из чего состоит предложение? (Из слов).
На что можно разделить слова? (На слоги).
Из чего состоят слова? (Из звуков, которые мы произносим, слышим и записываем буквами).
На какие две группы можно разделить звуки? (гласные и согласные).
Дайте характеристику согласному звуку.
Дайте характеристику гласному звуку.
Какая особенность у гласных Я, Ё, Е?
Когда они имеют два звука, назовите эти звуки?
Как вы думаете, есть ли в русском языке буква, которая обозначает звук [jʼ]?
А кто знает её и может назвать?
- Этап мотивации и целеполагания.
Откройте учебники на стр. 35, прочитайте нашу тему.
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.
(ответы детей)
- познакомиться со звуком [Й] и буквой, которая его обозначает;
- учиться отличать звук [Й] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв;
- учиться читать слоги и слова с новой буквой.
- Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала.
Прочитайте слова в красной рамочке. (ГЕРОЙ, МАЙ)
Кого называют героем?
Давайте выполним звуковой разбор этих слов.
Дети под руководством учителя выполняют фонетический разбор слов ГЕРОЙ и МАЙ.
Что Вы можете сказать о звуке [Й]? (Согласный, мягкий, звонкий, непарный)
Откройте свои тетради. (Дети вспоминают правила посадки и расположения тетради на парте)
Букву Й зовут «И-кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Напечатаем букву Йй в своих тетрадках.
Посмотрите на экран телевизора. Как надо правильно печатать эту букву.
(Дети печатают).
Напечатайте на выбор одно из слов (ГЕРОЙ МАЙ), которое мы разобрали.
Физминутка.
- Этап применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Прочитаем слоги и слова с новой буквой.
Посмотрите внимательно на иллюстрацию учебника на стр. 35
Кто на ней изображен?
О чём говорят дедушкины медали? (Он воевал, защищал Родину).
Давайте прочитаем о нём рассказ.
Вопросы по прочитанному.
От чьего имени ведётся рассказ?
О ком рассказал мальчик?
Кем был на войне дедушка?
Какую награду получил дедушка на войне?
Как мама говорит о дедушке, то есть о своём отце?
Что значит «молодая душа»? (дедушка хоть и стар, но старается всем помочь, не унывает).
Как называют людей, прошедших всю войну?
В какой праздник все ветераны собираются и вспоминают победу над врагом?
Этот праздник называют «праздником со слезами на глазах», как вы думаете почему?
Физминутка.
Прочитайте пословицу на стр. 34
Обсудите с другом, что значит служить Родине?
Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? (Солдаты, защитники Родины, Отечества)
На иллюстрациях мы видим защитников Отечества разных эпох. Они по-разному одеты.
Воин в кольчуге – дружинник. Именно о таких рассказывают былины. Именно эти войны защищали Родину во времена древней Руси.
Воин в треуголке и камзоле – это защитник времён Петра I.
Воин в головном уборе - кивере защищал нашу Родину от армии Наполеона в 1812 году.
Как вы думаете - солдат в каске, сапогах – это защитник нашей Родины каких времён (период Великой Отечественной войны).
Боец в камуфляже и голубом берете – наш современник.
Прочитайте пословицу под картинкой.
Почему так говорят?
(Наша Родина постоянно нуждается в защите. В любые времена жили герои- защитники Отечества.)
Подведение итогов.
Какова была тема нашего сегодняшнего урока?
Дайте характеристику звуку [Й].
Какова была цель нашего урока?
Достигли ли мы её?
Оцените – как вы поработали на уроке. (Дети раскрашивают карточку с весёлым личиком и демонстрируют её окружающим).
Завтра мы продолжим изучать букву Й и её звук.
О чём мы будем говорить на следующем уроке, вы узнаете, составив из слов предложение. (У детей на партах конверты, в которых находятся необходимые карточки-слова).
Изучай правила дорожного движения.
О чём мы будем говорить на следующем уроке?
- Организационный момент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_j_bukvy_y_y.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
1 класс
Программа «Школа России»
Тема: звук [jʼ], буквы Й, й.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая задача урока: организовать совместную самостоятельную деятельность детей с целью знакомства с новым звуком [jʼ], обозначением этого звука буквой Й.
Цели:
- Познавательные.
- Общеучебные.
- ознакомление учащихся с буквами Й, й;
- выполнение звукового анализа слов;
- структурирование знаний;
- особенность восприятия рассказа.
- Логические.
- образование предложение (путём составления его из слов);
2. Регулятивные:
- организовывать своё рабочее место;
- определять цель выполнения задания на уроке;
3. Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, работа в паре (распределение работ, умение договориться);
4. Личностные:
- учить принимать чужую точку зрения, адекватно оценивать свою работу, работу одноклассников.
Содержание урока.
- Организационный момент.
- Этап актуализации знаний.
- Давайте вспомним вопросы, которые мы изучаем на уроке литературного чтения.
Что человек произносит? (Речь).
Какая бывает речь? (Устная и письменная).
Из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений).
Что вы знаете о предложении?
Из чего состоит предложение? (Из слов).
На что можно разделить слова? (На слоги).
Из чего состоят слова? (Из звуков, которые мы произносим, слышим и записываем буквами).
На какие две группы можно разделить звуки? (гласные и согласные).
Дайте характеристику согласному звуку.
Дайте характеристику гласному звуку.
Какая особенность у гласных Я, Ё, Е?
Когда они имеют два звука, назовите эти звуки?
Как вы думаете, есть ли в русском языке буква, которая обозначает звук [jʼ]?
А кто знает её и может назвать?
- Этап мотивации и целеполагания.
Откройте учебники на стр. 35, прочитайте нашу тему.
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.
(ответы детей)
- познакомиться со звуком [Й] и буквой, которая его обозначает;
- учиться отличать звук [Й] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв;
- учиться читать слоги и слова с новой буквой.
- Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала.
Прочитайте слова в красной рамочке. (ГЕРОЙ, МАЙ)
Кого называют героем?
Давайте выполним звуковой разбор этих слов.
Дети под руководством учителя выполняют фонетический разбор слов ГЕРОЙ и МАЙ.
Что Вы можете сказать о звуке [Й]? (Согласный, мягкий, звонкий, непарный)
Откройте свои тетради. (Дети вспоминают правила посадки и расположения тетради на парте)
Букву Й зовут «И-кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Напечатаем букву Йй в своих тетрадках.
Посмотрите на экран телевизора. Как надо правильно печатать эту букву.
(Дети печатают).
Напечатайте на выбор одно из слов (ГЕРОЙ МАЙ), которое мы разобрали.
Физминутка.
- Этап применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Прочитаем слоги и слова с новой буквой.
Посмотрите внимательно на иллюстрацию учебника на стр. 35
Кто на ней изображен?
О чём говорят дедушкины медали? (Он воевал, защищал Родину).
Давайте прочитаем о нём рассказ.
Вопросы по прочитанному.
От чьего имени ведётся рассказ?
О ком рассказал мальчик?
Кем был на войне дедушка?
Какую награду получил дедушка на войне?
Как мама говорит о дедушке, то есть о своём отце?
Что значит «молодая душа»? (дедушка хоть и стар, но старается всем помочь, не унывает).
Как называют людей, прошедших всю войну?
В какой праздник все ветераны собираются и вспоминают победу над врагом?
Этот праздник называют «праздником со слезами на глазах», как вы думаете почему?
Физминутка.
Прочитайте пословицу на стр. 34
Обсудите с другом, что значит служить Родине?
Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? (Солдаты, защитники Родины, Отечества)
На иллюстрациях мы видим защитников Отечества разных эпох. Они по-разному одеты.
Воин в кольчуге – дружинник. Именно о таких рассказывают былины. Именно эти войны защищали Родину во времена древней Руси.
Воин в треуголке и камзоле – это защитник времён Петра I.
Воин в головном уборе - кивере защищал нашу Родину от армии Наполеона в 1812 году.
Как вы думаете - солдат в каске, сапогах – это защитник нашей Родины каких времён (период Великой Отечественной войны).
Боец в камуфляже и голубом берете – наш современник.
Прочитайте пословицу под картинкой.
Почему так говорят?
(Наша Родина постоянно нуждается в защите. В любые времена жили герои- защитники Отечества.)
Подведение итогов.
Какова была тема нашего сегодняшнего урока?
Дайте характеристику звуку [Й].
Какова была цель нашего урока?
Достигли ли мы её?
Оцените – как вы поработали на уроке. (Дети раскрашивают карточку с весёлым личиком и демонстрируют её окружающим).
Завтра мы продолжим изучать букву Й и её звук.
О чём мы будем говорить на следующем уроке, вы узнаете, составив из слов предложение. (У детей на партах конверты, в которых находятся необходимые карточки-слова).
Изучай правила дорожного движения.
О чём мы будем говорить на следующем уроке?
- Организационный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...