Звук [jʼ], буквы Й, й.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

 

Урок обучения грамоте

 

1 класс

 

Программа «Школа России»

 

 

 

Тема: звук [jʼ], буквы Й, й.

 

 

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

 

 

Дидактическая задача урока: организовать совместную самостоятельную деятельность детей с целью знакомства с новым звуком [jʼ], обозначением этого звука буквой Й.

 

 

Цели:

 

  • Познавательные.
  • Общеучебные.

- ознакомление учащихся с буквами Й, й;

- выполнение звукового анализа слов;

- структурирование знаний;

- особенность восприятия рассказа.

  • Логические.

- образование предложение (путём составления его из слов);

 

2. Регулятивные:

- организовывать своё рабочее место;

- определять цель выполнения задания на уроке;

 

3. Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, работа в паре (распределение работ, умение договориться);

 

4. Личностные:

- учить принимать чужую точку зрения, адекватно оценивать свою работу, работу одноклассников.

Содержание урока.

 

 

  • Организационный момент.

 

  • Этап актуализации знаний.

 

- Давайте вспомним вопросы, которые мы изучаем на уроке литературного чтения.

Что человек произносит?  (Речь).

Какая бывает речь? (Устная и письменная).

Из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений).

Что вы знаете о предложении?

Из чего состоит предложение? (Из слов).

На что можно разделить слова? (На слоги).

Из чего состоят слова? (Из звуков, которые мы произносим, слышим и записываем буквами).

На какие две группы можно разделить звуки? (гласные и согласные).

Дайте характеристику согласному звуку.

Дайте характеристику гласному звуку.

Какая особенность у гласных Я, Ё, Е?

Когда они имеют два звука, назовите эти звуки?

Как вы думаете, есть ли в русском языке буква, которая обозначает звук [jʼ]?

А кто знает её и может назвать?

 

 

  • Этап мотивации и целеполагания.

 

Откройте учебники на стр. 35, прочитайте нашу тему.

 

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.

 

(ответы детей)

 

- познакомиться со звуком [Й] и буквой, которая его обозначает;

 

- учиться отличать звук [Й] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв;

 

- учиться читать слоги и слова с новой буквой.

 

  • Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала.

 

Прочитайте слова в красной рамочке. (ГЕРОЙ, МАЙ)

 

Кого называют героем?

 

Давайте выполним звуковой разбор этих слов.

 

Дети под руководством учителя выполняют фонетический разбор слов ГЕРОЙ и МАЙ.

 

Что Вы можете сказать о звуке [Й]? (Согласный, мягкий, звонкий, непарный)

 

Откройте свои тетради. (Дети вспоминают правила посадки и расположения тетради на парте)

 

Букву Й зовут «И-кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

 

Напечатаем букву Йй в своих тетрадках.

 

Посмотрите на экран телевизора. Как надо правильно печатать эту букву.

 

(Дети печатают).

 

Напечатайте на выбор одно из слов (ГЕРОЙ МАЙ), которое мы разобрали.

 

 

Физминутка.

 

 

  • Этап применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

 

Прочитаем слоги и слова с новой буквой.

 

Посмотрите внимательно на иллюстрацию учебника на стр. 35

 

Кто на ней изображен?

 

О чём говорят дедушкины медали? (Он воевал, защищал Родину).

 

Давайте прочитаем о нём рассказ.

 

Вопросы по прочитанному.

 

От чьего имени ведётся рассказ?

О ком рассказал мальчик?

Кем был на войне дедушка?

Какую награду получил дедушка на войне?

Как мама говорит о дедушке, то есть о своём отце?

Что значит «молодая душа»? (дедушка хоть и стар, но старается всем помочь, не унывает).

Как называют людей, прошедших всю войну?

В какой праздник все ветераны собираются и вспоминают победу над врагом?

Этот праздник называют «праздником со слезами на глазах», как вы думаете почему?

 

Физминутка.

 

Прочитайте пословицу на стр. 34

 

Обсудите с другом, что значит служить Родине?

 

Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? (Солдаты, защитники Родины, Отечества)

 

На иллюстрациях мы видим защитников Отечества разных эпох. Они по-разному одеты.

 

Воин в кольчуге – дружинник. Именно о таких рассказывают былины. Именно эти войны защищали Родину во времена древней Руси.

 

Воин в треуголке и камзоле – это защитник времён Петра I.

 

Воин в головном уборе - кивере защищал нашу Родину от армии Наполеона в 1812 году.

 

Как вы думаете - солдат в каске, сапогах – это защитник нашей Родины каких времён (период Великой Отечественной войны).

 

Боец в камуфляже и голубом берете – наш современник.

 

Прочитайте пословицу под картинкой.

Почему так говорят?

(Наша Родина постоянно нуждается в защите.  В любые времена жили герои- защитники Отечества.)

 

Подведение итогов.

 

Какова была тема нашего сегодняшнего урока?

 

Дайте характеристику звуку [Й].

 

Какова была цель нашего урока?

 

Достигли ли мы её?

 

Оцените – как вы поработали на уроке. (Дети раскрашивают карточку с весёлым личиком и демонстрируют её окружающим).

 

Завтра мы продолжим изучать букву Й и её звук.

 

О чём мы будем говорить на следующем уроке, вы узнаете, составив из слов предложение. (У детей на партах конверты, в которых находятся необходимые карточки-слова).

 

Изучай правила дорожного движения.

 

О чём мы будем говорить на следующем уроке?

 

 

  • Организационный момент.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_j_bukvy_y_y.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

1 класс

Программа «Школа России»

Тема: звук [jʼ], буквы Й, й.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Дидактическая задача урока: организовать совместную самостоятельную деятельность детей с целью знакомства с новым звуком [jʼ], обозначением этого звука буквой Й.

Цели:

  • Познавательные.
  • Общеучебные.

- ознакомление учащихся с буквами Й, й;

- выполнение звукового анализа слов;

- структурирование знаний;

- особенность восприятия рассказа.

  • Логические.

- образование предложение (путём составления его из слов);

2. Регулятивные:

- организовывать своё рабочее место;

- определять цель выполнения задания на уроке;

3. Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, работа в паре (распределение работ, умение договориться);

4. Личностные:

- учить принимать чужую точку зрения, адекватно оценивать свою работу, работу одноклассников.

Содержание урока.

  • Организационный момент.

 

  • Этап актуализации знаний.

- Давайте вспомним вопросы, которые мы изучаем на уроке литературного чтения.

Что человек произносит?  (Речь).

Какая бывает речь? (Устная и письменная).

Из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений).

Что вы знаете о предложении?

Из чего состоит предложение? (Из слов).

На что можно разделить слова? (На слоги).

Из чего состоят слова? (Из звуков, которые мы произносим, слышим и записываем буквами).

На какие две группы можно разделить звуки? (гласные и согласные).

Дайте характеристику согласному звуку.

Дайте характеристику гласному звуку.

Какая особенность у гласных Я, Ё, Е?

Когда они имеют два звука, назовите эти звуки?

Как вы думаете, есть ли в русском языке буква, которая обозначает звук [jʼ]?

А кто знает её и может назвать?

  • Этап мотивации и целеполагания.

Откройте учебники на стр. 35, прочитайте нашу тему.

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.

(ответы детей)

- познакомиться со звуком [Й] и буквой, которая его обозначает;

- учиться отличать звук [Й] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв;

- учиться читать слоги и слова с новой буквой.

  • Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала.

Прочитайте слова в красной рамочке. (ГЕРОЙ, МАЙ)

Кого называют героем?

Давайте выполним звуковой разбор этих слов.

Дети под руководством учителя выполняют фонетический разбор слов ГЕРОЙ и МАЙ.

Что Вы можете сказать о звуке [Й]? (Согласный, мягкий, звонкий, непарный)

Откройте свои тетради. (Дети вспоминают правила посадки и расположения тетради на парте)

Букву Й зовут «И-кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Напечатаем букву Йй в своих тетрадках.

Посмотрите на экран телевизора. Как надо правильно печатать эту букву.

(Дети печатают).

Напечатайте на выбор одно из слов (ГЕРОЙ МАЙ), которое мы разобрали.

Физминутка.

  • Этап применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Прочитаем слоги и слова с новой буквой.

Посмотрите внимательно на иллюстрацию учебника на стр. 35

Кто на ней изображен?

О чём говорят дедушкины медали? (Он воевал, защищал Родину).

Давайте прочитаем о нём рассказ.

Вопросы по прочитанному.

От чьего имени ведётся рассказ?

О ком рассказал мальчик?

Кем был на войне дедушка?

Какую награду получил дедушка на войне?

Как мама говорит о дедушке, то есть о своём отце?

Что значит «молодая душа»? (дедушка хоть и стар, но старается всем помочь, не унывает).

Как называют людей, прошедших всю войну?

В какой праздник все ветераны собираются и вспоминают победу над врагом?

Этот праздник называют «праздником со слезами на глазах», как вы думаете почему?

Физминутка.

Прочитайте пословицу на стр. 34

Обсудите с другом, что значит служить Родине?

Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? (Солдаты, защитники Родины, Отечества)

На иллюстрациях мы видим защитников Отечества разных эпох. Они по-разному одеты.

Воин в кольчуге – дружинник. Именно о таких рассказывают былины. Именно эти войны защищали Родину во времена древней Руси.

Воин в треуголке и камзоле – это защитник времён Петра I.

Воин в головном уборе - кивере защищал нашу Родину от армии Наполеона в 1812 году.

Как вы думаете - солдат в каске, сапогах – это защитник нашей Родины каких времён (период Великой Отечественной войны).

Боец в камуфляже и голубом берете – наш современник.

Прочитайте пословицу под картинкой.

Почему так говорят?

(Наша Родина постоянно нуждается в защите.  В любые времена жили герои- защитники Отечества.)

Подведение итогов.

Какова была тема нашего сегодняшнего урока?

Дайте характеристику звуку [Й].

Какова была цель нашего урока?

Достигли ли мы её?

Оцените – как вы поработали на уроке. (Дети раскрашивают карточку с весёлым личиком и демонстрируют её окружающим).

 

Завтра мы продолжим изучать букву Й и её звук.

О чём мы будем говорить на следующем уроке, вы узнаете, составив из слов предложение. (У детей на партах конверты, в которых находятся необходимые карточки-слова).

Изучай правила дорожного движения.

О чём мы будем говорить на следующем уроке?

  • Организационный момент.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...