Урок по литературному чтению "Басни И.А. Крылова"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
УМК "Школа России", 3 класс. Конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 29.43 КБ |
Презентация к уроку. | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Лелюк Оксана Васильевна
Класс: 3Е
Дата: 24.11.2014 г.
Предмет: литературное чтение
Тема урока: «И.А. Крылов «Мартышка и очки»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока:
образовательная: обобщить знания о творчестве писателя; продолжить расширять знания детей о жизни и творчестве И.А.Крылова; продолжить работу над жанровыми особенностями басни;
развивающие: отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения по ролям; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, логически обосновывать высказывания, размышлять над изобразительно-выразительными средствами языка;
воспитательные: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте; воспитание чувства уважения к литературному наследию.
УУД:
познавательные: умение находить скрытый смысл басни; умение перерабатывать информацию, полученную из разных источников; умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
регулятивные: умение осуществлять контроль по результату выполненного действия; умение давать оценку своим действиями действиям одноклассников, оценивать результат;
коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, задавать вопросы и использовать речь для регуляции своего действия; умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; умение соотносить поступки героев с нравственными нормами; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.
Ход урока.
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Класс делится на микрогруппы.
- Сегодня у нас необычный урок.
- Первое задание – лист №1: из рассыпанных слов необходимо составить слова и определить название произведения.
Группы получают карточки со словами.
- МКАРЫШТА, КОЧИ, ОСВТХ (МАРТЫШКА, ОЧКИ, ХВОСТ)
- КСЕОЗТРА, РМЙВУАЕ, ТЛЕО (СТРЕКОЗА, МУРАВЕЙ, ЛЕТО)
- ЕБДЕЬЛ, КУАЩ, ОЗВ (ЛЕБЕДЬ, ЩУКА, ВОЗ)
- ЯОБНЕЗЬА, ЕАЛРКОЗ, ЕДДВМЕЬ (ОБЕЗЬЯНА, ЗЕРКАЛО, МЕДВЕДЬ)
- ЕДДВМЕЬ, СЕОЛ, МКАРЫШТА (МЕДВЕДЬ, ОСЕЛ, МАРТЫШКА)
- СЛАИ, ОНРОАВ, СРЫ (ЛИСА, ВОРОНА, СЫР)
- К какому литературному жанру относятся эти произведения?
- Кто автор всех этих басен?
- Какова тема урока: басни Ивана Андреевича Крылова.
- Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Выполнение упражнения «Ромашка Блума».
Работа в микрогруппах.
Задание: придумать 1 вопрос для класса по биографии И.А. Крылова (задание по прочитанному тексту дома).
Вывод о баснописце делает учитель.
Отец Ивана Андреевича умер рано, когда мальчику было всего 9 лет. Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – это сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг. Сыну же давал их посмотреть лишь иногда. И первые уроки грамоты Ваня получил от отца – тот показал, как складывать буквы, и Ванюша сам выучился читать.
Когда Иван Андреевич стал взрослым, те переехал в Санкт-Петербург, где в 1812 г. открылась Публичная библиотека. Он стал работать в ней библиотекарем. Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров. В библиотеке же располагалась его квартира. Сейчас там музей – его кабинет, диванчик, на котором он любил отдыхать, сохранились его рабочие записи. Люди помнят и чтят память о великом библиотекаре.
- Этап выявления места и причины затруднения.
«Крылов! Это имя нам дорого с детства:
И знает Крылова любой человек –
Дедушка нам оставил наследство,
Которое светит из века в век…»
Так о баснописце сказал поэт Лебелев-Кумач.
- О каком наследстве говорит поэт? (О баснях).
- Что такое басня?
Лист № 2. Закрась любым цветом необходимые прямоугольники (индивидуальная работа) и сформулируйте понятие о басне.
Поучительный короткий рассказ | Смешное стихотворение | Короткая сказочная история | ||
Герои – богатыри | Герои – животные, вещи, иногда люди | Герои – дети | ||
Цель – развеселить читателя, создать хорошее настроение | Цель – прославить русский народ, Русскую землю | Цель – показать недостатки людей | ||
Троекратные повторы | Волшебство | Мораль |
- Что такое мораль? Мораль - это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.
- Чтобы узнать, какие недостатки людей показывал И.А. Крылов в этих баснях, предлагаю заполнить ассоциативный круг «Басни высмеивают» (из иллюстраций басен) состоящий из тех пороков и недостатков людей, которые в своих баснях высмеивает автор.
Учитель зачитывает слова из басни, дети определяют пороки людей и фиксируют на доске.
- Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши! - легкомысленность, лень - А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. – болтливость, непрофессионализм - Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. – не умеют договариваться.
- За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. – лицемерие (притворство, неискренность)
- Какова же тема сегодняшнего урока? Чем мы будем сегодня заниматься? (знакомиться с баснями И.А. Крылова).
- Построение проекта выхода из затруднения
Физминутка «Изобрази по звуку животное»: пантомима.
- Звуки какого животного были последними? (Мартышки)
- Почему? (Сегодня мы познакомимся с басней «Мартышка и Очки» и узнаем какой порок высмеивает Иван Андреевич).
- Этап реализации построенного проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Какие басни Крылова мы будем читать?
- Можно ли по названию определить о каких героях пойдет в басне речь?
Первичное чтение басни «Мартышка и Очки» диктором. Учебник с. 134.
- Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с заглавной буквы?
- Почему баснописец для своей истории выбрал именно мартышку, а не другое животное?
Чтение басни хорошо читающими учащимися.
- В чем комичность ситуации? Что вас рассмешило в басне, когда вы с ней познакомились первый раз?
- Давайте, найдем слова, в которых автор описывает какие действия Мартышка совершала с Очками.
- Прочитайте мораль басни. В чем важность этого вывода для нас?
- Кто такой невежда? (необразованный или несведущий в чём-то человек).
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Работа в микрогруппах. Лист № 3.
- Найти в Толковом словаре непонятные слова и объяснить их значение: полдюжины, нинижет, невежда, прок, темя.
Полдюжины – 6 штук.
Нанижет – наденет.
Невежда – человек, который мало знает.
Прок – польза.
Темя – задняя часть головы, затылок.
- Объяснить значение устойчивых выражений: «к старости слаба глазами стала»; «что это зло ещё не так большой руки»; «тьфу, пропасть»; «цены не зная ей»; «свой толк всё к худу клонит»; «то он её ещё и гонит».
«к старости слаба глазами стала» - стала плохо видеть;
«что это зло ещё не так большой руки» - не слишком большая беда;
«тьфу, пропасть» - тьфу, ерунда;
«и проку на волос в них нет» - никакой пользы;
«цены не зная ей» - пользы, применения ее на зная;
«свой толк всё к худу клонит» - думает про нее плохо;
«то он её ещё и гонит» - вообще выбрасывает.
- Подобрать строки из басни к иллюстрациям.
- Выбрать подходящую пословицу:
За всё берётся, да не всё удаётся.
Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.
Ученье свет, а неученье тьма.
Не умеючи и лаптя не сплетёшь.
Других не суди, на себя погляди.
Другому доверяй, но проверяй.
- Прочитать басню по ролям.
- Инсценировать басню.
- Этап включения в систему знаний и повторения.
Работа с Ассоциативным кругом «Басни высмеивают».
- Так какой людской порок высмеивает автор басни? (невежество – недостаток знаний, невежда - неуч)
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Домашнее задание на выбор:
- Выразительно читать басню по ролям.
- Выучить басню наизусть.
- С одноклассниками подготовить инсценировку басни.
Заполнение таблицы «Я работаю в группе».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мартышка и Очки МКАРЫШТА, КОЧИ, ОСВТХ М АРТЫШКА, ОЧКИ, ХВОСТ Детский художник-иллюстратор Виктор Чижиков
Стрекоза и Муравей КСЕОЗТРА , РМЙВУАЕ, ТЛЕО СТРЕКОЗА, МУРАВЕЙ, ЛЕТО Из одноименного мультфильма
Лебедь, рак и щука ЕБДЕЬЛ , КУАЩ, ОЗВ ЛЕБЕДЬ, ЩУКА, ВОЗ Иллюстрация к басне. Морозова Катя
Зеркало и Обезьяна ЯОБНЕЗЬА , ЕАЛРКОЗ, ЕДДВМЕЬ ОБЕЗЬЯНА, ЗЕРКАЛО, МЕДВЕДЬ г . Слюдянка
Квартет ЕДДВМЕЬ , СЕОЛ, МКАРЫШТА МЕДВЕДЬ, ОСЕЛ, МАРТЫШКА Алтайский край
Ворона и Лисица СЛАИ , ОНРОАВ, СРЫ ЛИСА, ВОРОНА, СЫР г . Москва
Уточняющий вопрос Объясняющий вопрос Простой вопрос Практический вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос
И. А. Крылов (1769 – 1844) «Крылов! Это имя нам дорого с детства: И знает Крылова любой человек – Дедушка нам оставил наследство, Которое светит из века в век…» Поэт Лебелев-Кумач .
Басня - это Поучительный короткий рассказ Смешное стихотворение Короткая сказочная история Герои – богатыри Герои – животные, иногда люди Герои – дети Цель – развеселить читателя, создать хорошее настроение Цель – прославить русский народ, Русскую землю Цель – показать недостатки людей Троекратные повторы Волшебство Мораль
Басня - это Поучительный короткий рассказ Смешное стихотворение Короткая сказочная история Герои – богатыри Герои – животные , вещи, иногда люди Герои – дети Цель – развеселить читателя, создать хорошее настроение Цель – прославить русский народ, Русскую землю Цель – показать недостатки людей Троекратные повторы Волшебство Мораль
Басни высмеивают
Басни высмеивают
Толковый словарь Полдюжины Нанижет Невежда Прок Темя
Устойчивые выражения «к старости слаба глазами стала»; «что это зло ещё не так большой руки»; «тьфу, пропасть»; « и проку на волос в них нет»; «цены не зная ей»; «свой толк всё к худу клонит»; «то он её ещё и гонит».
Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что зло ещё не так большой руки: Лишь стоит завести Очки.
То их понюхает, То их полижет;
Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали
Выбери пословицу За всё берётся, да не всё удаётся. Неча на зеркало пенять, коли рожа крива. Ученье свет, а неученье тьма. Не умеючи и лаптя не сплетёшь. Других не суди, на себя погляди. Другому доверяй, но проверяй.
Домашнее задание по выбору Выразительно читать басню по ролям. Выучить басню наизусть. С одноклассниками подготовить инсценировку басни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме "Басни И.А. Крылова"
Цель: Обобщение знаний обучающихся о творчестве И.А.Крылова, п...
Разработка урока по литературному чтению 3 класс "Басни И.А.Крылова. Обобщение"
Урок по литературному чтению разработан по необходимым требованиям, предъявляемым к конспекту урока: прописаны цели урока, необходимое оборудование, соблюдены этапы урока, использование наглядного и з...
Урок по литературному чтению «Чтение и анализ басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)
Нестандартный урок с применением презентации....
Урок по литературному чтению 4 класс "Басни И.Крылова.Обобщение" УМК "Школа 2100"
технологическая карта урока...
Конспект урока по литературному чтению по басне И.А.Крылова "Слон и Моська"
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)Цели и задачи:·...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука», 2 класс, УМК Школа России
Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК Школа России
Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей»...