Конспект урока обучение грамоте "Буква Ф,ф"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Тамонкина Наталья Пантелеевна

Первый урок. Знакомство с новыми звуками и буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буква Ф,ф.28.72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Чучковская средняя  школа»

Урок обучения грамоте

в 1 классе

                                       

                                                                                                                                           Подготовила и провела:

                               Тамонкина Н.П.,

                                         учитель начальных классов

Тема: Буквы Ф ф .

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:  

Образовательные:

  • познакомить с буквой Ф и звуками [ф][ф];
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы  с новой буквой.

Развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на  имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения

Словесный, наглядный, проблемный, частично – поисковый

            Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, «лента букв», образцы печатных букв, карточки с заданиями.

1.  Психологический настрой.

-Ну, ребята, чур молчок!

Начинается  урок!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

2. Мотивация к учебной деятельности

-Чем вы занимаетесь на уроках чтения? Для чего  это вам нужно?

 Чтобы  читать и понимать о чем идет речь в книгах , нужно уметь хорошо читать. Поэтому примемся за дело.

3. Актуализация знаний.

1) Повторение изученного (теория)

- Я  начну, а вы кончайте,

Хором дружно продолжайте:

-Наша речь бывает.... (устная и письменная)

Речь состоит из .....(предложений)

Предложение выражает...... (законченную  мысль)

Предложение состоит из.... (слов)

 Звуки бывают … (гласные и согласные).

1) Повторение изученного о буквах и звуках.

- Назовите буквы, записанные на доске:

в т а м г б п в к д з с ж ш

- Найдите лишнюю букву.

- По какому признаку можно разделить  оставшиеся буквы?

- Скажите, чем отличаются согласные звуки от гласных?

- На какие группы можно разделить эти согласные?

(звонкие, глухие, парные, непарные)

4. Целеполагание

а) Отгадайте загадку:

Днем он молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает.  (филин)

- Кто такой филин?

Красноватый огонёк

Чуть поляну не поджог.

Он краса лесных полян,

Родич курицы — ...

Ответ: Фазан

б) Сообщение о птицах филине и фазане. (материал из детской энциклопедии)

Филин - это самая крупная на земле сова, известная под названием “ухало” или “пугач”. Длина его около 70 см. Окраска красновато-бурая с тёмными полосами. Над глазами перьевые ушки. Глаза большие, оранжево-красные. Гнездится филин в дуплах, в нишах скал, а в пустынях прямо на земле. Охотится и днём и ночью. Кормится птицами и млекопитающими: мышами, зайцами и куницами.

Фазан относится к отряду куриных. Эта красивая птица приспособлена к наземному образу жизни. Распространена очень широко. Селится вблизи от водоёмов с густой растительностью. Гнездо устраивает в хорошо укрытом месте. Пища фазанов разнообразна и состоит как из мелких животных, так и из растений. Они ловят кузнечиков, жуков, муравьёв, мокриц, пауков, червей и улиток. Не прочь проглотить ящерицу, змейку и мышонка.

в) Выделение нового звука из слова филин, фазан.

- Произнесите слово «филин», «фазан» поставьте ударение.

- Сколько слогов?

- Назовите 1-й слог, 2-й.

- Какой первый звук в слове?

г)  Характеристика звука

- Дайте характеристику звуку.

Д) Формулирование темы и целей урока

- Опираясь на слова – помощники, сформулируйтетему и  цели нашего урока:

Познакомиться …….

Учиться отличать ……

Учиться читать ……

(Познакомиться со звуками [ф], [ф], буквой, которая их обозначает.

Будем учиться отличать звуки и букву, которая их обозначает.

Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой)

5. Открытие нового знания.

- А теперь пора познакомиться с буквой, которая их обозначает.

а) Показ буквы Ф

б) На что похожа буква Ф?                          

Ф надула свои щеки

Или встала руки в боки.

в) Как можно изобразить букву ф.

г) Печатанье буквы ф.

д) Придумайте слова с буквой ф.

е) Какое время года на улице?

-В названии какого месяца встречается буква ф?

6. Физминутка.

7.  Применение нового знания

1) Местонахождение буквы Ф на ленте букв.                                                                                        - Почему место буквы Ф под буквой В? (парные)

2) Чтение слогов :  ( диск)                                                                                                                                            фа фи фу фы фе фё фо                                                                                                                аф иф уф ыф еф ёф оф

- На какие группы можно разделить?                                                                                                                                                                                                                                                              - Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? Твердость?

3) Дополнить до целого слова слоги (устно)

4)Отработка навыка чтения слов с новой буквой( Работа по учебнику)стр 70-71

а) Чтение  слов в парах.

телефон                фотография

телеграф                фабрика

ферма                флаг

асфальт                флот

- Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему? (Фотография, я после гласной дает 2 звука)

- Прочитайте слово, где букв больше, чем звуков. Почему? (Асфальт, ь звука не обозначает)

- Прочитайте слова с ударным 1 слогом. (Ферма, фабрика.)

- Прочитайте односложные слова.(Флаг, флот).

-Что обозначает слово асфальт, ферма, телеграф, фабрика. Флаг. Флот.

б) Рассмотрите рисунок. Вот как раз  здесь изображен флот: разные корабли для разных целей.

5) Работа над формированием правильного типа читательской деятельности.

- Прочитайте текст под картинкой.

-Из какой сказки эти строчки?

-Кто автор этих строк?

-Знаком ли вам этот писатель?

а) Знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

Имя А. С. Пушкина знают огромное кол-во людей по всему миру. Каждый человек обязательно знает какое-нибудь стихотворение или отрывок  из произведения Пушкина. Но самый популярный нам прочитает   .......

(Ученик читает отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" - "У Лукоморья дуб зеленый...")

- Жизнь и судьба А. С. Пушкина удивительна. Послушайте сообщение  вашего одноклассника о Пушкине.

Ученик рассказывает, учитель сопровождает рассказ показом слайдов.

 А. С. Пушкин родился  в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он  знал еще и  французский язык, много читал по-французски.

 У Пушкина была няня -  Арина Родионовна , которую он очень любил.  Няня рассказывала маленькому Саше замечательные русские народные сказки. Её песни и сказки запомнились мальчику  на всю жизнь. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.

-  Обратите внимание на выставку книг А. С. Пушкина,  со временем мы обязательно их все прочитаем и обсудим.

Физминутка.

6) Продолжение работы.

1.-Рассмотрите иллюстрацию, предположите о чем пойдет речь в этом тексте.

2. Самостоятельное чтение.

3. В чем совпали ваши предположения.

4.Повторное чтение текста.

- Как вы понимаете смысл выражения «  Природой здесь нам суждено  в Европу прорубить окно» ( Выражение относится к деятельности царя Петра I (1672 — 1725), царствование которого характеризовалось большими преобразованиями в экономике, государственном устройстве и культуре России. Активная внешняя политика Петра I привела к установлению тесных связей с европейскими странами, резкому увеличению торговли и культурного общения с ними. В результате победы над шведами, во время Северной войны (1700—1721), Россия получила выход к Балтийскому морю, что имело важнейшее значение для русской истории. В мае 1703 года в устье реки Невы, по распоряжению Петра I, стали строить город Санкт-Петербург, который позже стал новой столицей России. Этот город, по выражению современников, был для России “окном в Европу”, так как именно через него шли основные контакты с европейскими странами.)

-Как понимаете фразу

« Сюда по новым им волнам

 Все флаги  в гости будут к нам,

И запируем на просторе»

Выход России к Балтийскому морю и основание Санкт-Петербурга (1703) в период царствования Петра I (1672—1725) способствовали быстрому сближению России с другими европейскими странами и, особенно, развитию торговли. Санкт-Петербург стал крупнейшим морским портом, куда начали приходить корабли под флагами многих стран.

  • Выясните дома из какого произведения А.С. Пушкина  этот отрывок.

  ) Работа над скороговоркой.

Флот плывет к родной земле.

Флаг на каждом корабле.                                                                                                                                      

 7. Контроль.

- А теперь возьмите листочек.

*

а п л т н г ф д а ц у е в д ы ф и т х н к

п б ф н е в ы д э ф ж т е к у м и с я ф

O O O O O

                     1. Там, где звездочка, напишите букву, с которой мы познакомились на этом уроке.

                     2. У вас написаны буквы. Зачеркните только ту букву, которую мы сегодня изучили.

  1. Я вам продиктую слова. Если в слове мягкий звук [ф'], то кружок закрасьте зеленым, если твердый звук [ф ]– синим.

Флажок, шофёр, светофор, буфет, кофта.

- А теперь проверьте, у вас должна быть написана буква ф. (Плакат) . Поставьте + , если у вас такая же.

- Сосчитайте, сколько букв вы зачеркнули. Если вы зачеркнули 5 букв, то поставьте +.

- Посмотрите на доску. Кто раскрасил кружки так же, поставьте +. (O O O O O)

8. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- В чем испытывали затруднение?

- О чем еще хотели узнать?

- Продолжим изучение нового материала на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй

В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...