Урок- проект по литературному чтению для 4 класса "За что любят дети сказки А.С. Пушкина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
конспект урока и приложение творческих работ .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_proekt_pushkin.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока – проекта по литературному чтению для 4 класса (2012 г.)
Тема: « За что любят дети сказки А.С. Пушкина.»
ГБОУ СОШ с. Кашпир м. р. Приволжский Самарской области.
Автор: Матанова Наталья Григорьевна (учитель начальных классов )
Продукт проектной деятельности: создание копилки творческих работ по теме.
Цель: создание педагогических условий для творчески мыслящей личности, способной к самовыражению и самоопределению; прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;
Оборудование: таблички с названиями групп, заготовки для работы по разделам, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.
Учащиеся должны знать: сказки А.С. Пушкина, их особенности.
Учащиеся должны уметь:
1) анализировать художественное произведение;
2) сравнивать литературный материал;
3) владеть элементарными способами получения и обработки информации;
4) работать группами.
Ход урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Нам предстоит создать проект.
- Как вы понимаете слово «проект»? (план, замысел)
2.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.
- Мы завершили изучение раздела произведений А.С. Пушкина и накопили большое количество информации о них. И я предлагаю вам собрать всю полученную информацию, выбрать главное и создать таблицу для сообщения о сказках « За что любят дети сказки А.С. Пушкина?»
- Как бы вы сформулировали цель и задачи урока?
(выслушиваю ответы детей)
Цель: собрать информацию о сказках - чему они нас учат.
Задача: создать таблицу для сообщения.
3.ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ПРОЕКТА.
- Чтобы создать опорную таблицу по сказкам нам надо вспомнить все сказки автора и чему каждая нас учит.
4.ОСНОВНОЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.
4.1.Создание классификаций.
4.2. Дети отбирают и прикрепляют на доску карточки с названиями сказок и их иллюстрации.
4.3. Определение особенностей сказок.
(Герои-злодеи, герои-помощники, волшебство, волшебные предметы, необычные испытания, троекратное повторение, таинственное настроение, герои – простые люди, смешные ситуации, высмеиваются плохие черты характера ,восторг умом, находчивостью, веселое настроение, герои-животные, веселое настроение и др.)
Вывод: все они создают хорошее настроение.
Учитель: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
5. ФИЗМИНУТКА (под музыку)
6. РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ.
. Итак, чему учат сказки мы определили, а теперь скажите, когда вы открываете книгу со сказками, на что вы сразу обращаете внимание? (на иллюстрации)
А почему? (так как по иллюстрациям можно понять содержание сказки)
А мне хотелось бы рассказать вам о значении цвета в иллюстрации. Издавна народ придавал большое значение цвету.
Красный цвет символизировал радость, красоту,
любовь, но с другой стороны – это цвет войны,
вражды. Красное обозначает также власть, величие.
Красную одежду, сапожки могли носить только
цари.
Жёлтый – цвет золота, осени. Жёлтый цвет служил отличительным признаком знатных особ.
Синий – символизирует небо и вечность, доброту, синий верность.
Зелёный – символизирует юность, веселье, действует успокаивающе, но может действовать и угнетающе. Недаром говорят - «тоска зелёная».
-Гармоничное (удачное) сочетание этих цветов называется ....Переверните карточки и прочитайте. (Вызываю одного ученика, на обратной стороне получается слово «КОЛОРИТ»)
-Послушайте, какой может быть колорит в иллюстрациях.
УЧЕНИК: По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряжённым. Колорит называют холодным, если в произведении преобладают синие, зелёные, фиолетовые тона, а тёплым, если преобладают тона жёлтые, красные, оранжевые. Колорит выражает настроение картины.
Посмотрите на иллюстрации (2 иллюстрации в теплых и холодных тонах).
- Какое настроение создаёт
1–ая иллюстрация? 2-ая иллюстрация?
- Какой из этого можно сделать вывод?
УЧЕНИК: Вывод: по иллюстрации можно судить о характере сказки.
УЧИТЕЛЬ: иллюстрация – это отражение особого колорита в сказках.
7. ИГРА: из какой сказки или стихотворения А.С. Пушкина этот предмет? (рыбка, веретено, яблоко, зеркальце, петушок, орех, конь)
За что любите сказки А.С. Пушкина?
8. ЭТАП ИСПЫТАНИЯ ПРОЕКТА.
- Итак, в результате подробной обработки различных видов информации получилась опорная таблица для составления сообщения о сказках Пушкина, т.е. проект.
Но закончен наш проект будет, когда вы, ребята, выполните творческие работы. ( Стихи, сочинения, рисунки к сказкам Пушкина) – Д/З.
9.ИТОГ УРОКА.
- Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?
- Какие трудности встретились?
- Что показалось наиболее интересным?
10. ОЦЕНИВАНИЕ.
- Оцените работу своей группы. (Мы посоветовались …)
- Вам понравилось работать в этой группе?
11.РЕФЛЕКСИЯ.
Приложение лучших творческих работ учащихся.
Продукт проекта:
1. Стихотворение - песня «Зимним вечером».
2. Стихотворение «Мои детские сны».
3. Сочинение « Творчество А.С. Пушкина в моей жизни».
Зимним вечером (Песня о творчестве Пушкина)
И грусть, и радость, волшебство и драмы…
Как учатся легко его стихи!
Их помнят все: и бабушки, и мамы.
В них музыка, полёт его души. Пусть ветер воет за окнами,
Пусть стужа гулять не даёт,
Читаю я Пушкина сказки,
От счастья душа вся поёт.
Какие чудеса кругом: русалка, золотая рыбка,
Летающая ступа у бабушки Яги.
Нет! Вряд ли мы, когда - нибудь забудем,
Эти волшебные добрые стихи! Пусть ветер воет за окнами,
Пусть стужа гулять не даёт,
Читаю я Пушкина сказки,
От счастья душа вся поёт.
А кот учёный - просто загляденье!
Такой, что может сказку рассказать.
Не как мой Барсик, ласковый бездельник,
Ждет, когда Пушкина я сяду с ним читать. Пусть ветер воет за окнами,
Пусть стужа гулять не даёт,
Читаю я Пушкина сказки,
От счастья душа вся поёт.
Мой кот мурлычет и как будто знает,
Что добрый в сказках Пушкина финал.
Так интересно просто не бывает!
Это богатство нам поэт великий дал. Пусть ветер воет за окнами,
Пусть стужа гулять не даёт,
Читаю я Пушкина сказки
От счастья душа вся поёт. (Егоркина Кристина 10 лет)
Мои детские сны. (Стихотворение о творчестве Пушкина)
Не умела я читать,
Да и букв не знала,
Мама на ночь часто мне
Пушкина читала .
Про несчастную царевну,
Что в гробу лежала.
Про разбитое корыто
И царя Салтана.
И слетались ко мне сны
Из волшебных сказок.
Побывала я в гостях
У всех героев сразу.
Черномор силён, сердит.
Царевна милая добра.
А старуха всё ворчит
И ругает старика.
Научилась я читать,
И теперь сама я
Часто с книжкою сижу,
Радость не скрывая.
Наслаждаюсь я сейчас
Лёгким слогом этим.
И понятным, и любимым
И большим, и детям. (Синькевич Таня 9 лет)
Сочинение на тему: «Творчество А. С. Пушкина в моей жизни».
Пушкин - чудо России. Он единственный
воистину любимый. (Н. Теффи)
Все мы хорошо знаем известного писателя Александра Сергеевича Пушкина. Сколько замечательных стихов и сказок он написал! Стихи его прекрасны. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землёй, и ты чувствуешь, видишь всё, о чём написал поэт. Как много в них тепла, сердечности, ярких красок ,особенно золотистого цвета. Все волшебно в произведениях Пушкина. Мы его называем «Солнце русской поэзии».
Пушкин нисколько не состарился. Ничего не устарело в языке, в речи, в тёплом душевном отношении автора к своим героям .
«Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.»
Он писал не только для детей, но и для взрослых. Бабушка говорит, что в старших классах мы будем читать «Евгения Онегина» и «Капитанскую дочку» и откроем для себя немного другого Пушкина. Я сейчас начал читать поэму«Руслан и Людмила» и восхищён , как кратко и ярко , и как много мыслей приходят в голову… « … Потупили смущённый взгляд:
То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.»
Сказки А. С. Пушкина поучительны: они учат нас не быть жадными на примере сказок«О рыбаке и рыбке» и «О попе и работнике его Балде». Держать данное слово и не «терять» голову от любви на примере сказки «Золотой петушок». А в сказках «О мертвой царевне…» и «О царе Салтане…» Пушкин предупреждает нас, что в жизни встречаются и жестокие люди, будьте осторожны.
Много бы ещё прекрасных стихов, сказок и поэм он мог бы написать, но жизнь его рано прервалась.
Его произведения воспитательны, понятны и здоровы для души. Я никогда не забуду его стихов и сказок. Они всегда будут в моём сердце.
( Василенко Данила 10 лет)
Resource id #5638
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс
Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...
Урок-проект по литературному чтению 2 класс
Урок-проект для 2 класса по программе "Школа 21 века" по литературному чтению....
Урок-проект по литературному чтению 3 класс "Зимушка-зима"
Урок обобщение знаний учащихся о зимних явлениях природы с помощью наблюдений и литературных произведений.Цели урока:1) С помощью наблюдений и литературных произведений обобщить знания учащихся о зимн...
Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».
создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...
Проектная деятельность в начальной школе. Урок-проект по литературному чтению, 4 класс (2015-2016 уч.г.)
Материал содержит технологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме "Война - страшнее слова нету...", методические рекомендации, листы для проектной деятельности...
Урок - проект по литературному чтению 3 класс
Урок -проект. Литературный журнал "Мороз и солнце, день чудесный"...
"Урок цифрового контента". Открытый урок по литературному чтению на родном (русском) языке по теме: "Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ".
Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков....