Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспектива". Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тарасова Татьяна Вениаминовна

Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bylina.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

УМК  «Перспектива»                                                                      Тарасова Т.В. группа2.2.П1

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 4

Тема урока: былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.

Предметные планируемые результаты:

  • знать, что такое былина;
  • называть особенности былины;
  • характеризовать главного героя;

  1. Работа с текстом до чтения.

Сегодня мы познакомимся с былиной “Ильины три поездочки”.

  1. Что такое былина?
  2. Назовите отличительные особенности былины (одно событие, троекратный повтор событий, образность языка – гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, подробность повествования).
  3. Какие былины знаете?
  4. Кто такие богатыри?
  5. Каких богатырей знаете?
  6. На основе анализа названия произведения предположите:
  • О ком эта былина?  (об Илье Муромце)
  • О чём в ней говорится? (о том, что ему предстоят 3 битвы)
  • Почему «поездочки»? (несерьёзные)

  1. Работа с текстом во время чтения.
  1. Учитель читает былину.
  2. Организует беседу эмоционально – оценочного плана по вопросам:
  • Какое впечатление произвела на вас эта былина?
  • Какие чувства вы испытывали, слушая былину?
  1. Словарная работа.
  • Все ли слова и выражения были понятны вам?
  • Как вы понимаете значение этих слов?
  • Найдите значение слов в словаре, подтвердились ли ваши предположения?
  1. Беседа по содержанию былины с выборочным чтением, выводящая на характеристику главного героя:
  • Найди в былине слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца (богатырь, сильный, высокий, мощный).
  • Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? (Богатырь не хотел богатства, так как оно у него уже было. Молодая жену ему также была не нужна. Решил Илья Муромец испытать свою судьбу и поехать направо, где ему угрожала смерть.)
  • О каких чертах характера это говорит? (Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)
  • Найдите описание разбойников. ("...Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички…)
  • Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.
  • Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)
  • Для чего это сделано?   (Для контраста с силой Ильи Муромца).
  • Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками?
  • Какой поступок Ильи говорит о том, что он не только сильный, но и хитрый? (Он сразу почувствовал, что королевна готовит для него ловушку и смог избежать опасности).
  • Как последние три строчки помогают понять характер героя?
  • Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

  1. Работа с текстом после чтения.

1) Учитель организует работу по составлению устного рассказа о богатыре Илье Муромце:

  • Составь свой план рассказа или используй план на с. 37—38 учебника.
  • Определи опорные слова, которые можно использовать в рассказе:

(русский богатырь; храбрый; не боится трудностей; легко проходит все испытания; бескорыстный; настоящий защитник земли Русской)  

2) Д/З: Составить синквейн об Илье Муромце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ»

Материал содержит конспект урока литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ   СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА  «НА ГОРКЕ», презентацию и при...

Урок литературного чтения "По страницам былин - в глубь времён" 3 класс

Конспект урока- путешествия посвящён былинам об Илье Муромце. К уроку подготовлена презентация....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: С.Михалков "Как друзья познаются". Главная мысль.

Основной целью данного урока является создание условий для формирования у учащихся умения работать с информацией. На уроке ребята познакомятся с произведением С.Михалкова "Как друзья познаются", потре...