УМК "Начальная школа 21 век" Литературное чтение 2 класс Э.Шим «Белка и Ворон», Е.Трутнева «Осень»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Ознакомление учащихся с произведениями Э. Шима «Белка и Ворон», Е. Трутневой «Осень»; закрепление умений работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения; формирование понятия «сказка», «стихотворение»; умение правильно называть произведение (фамилию автора, название), тему и жанр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_nachalnaya_shkola_21_vek_literaturnoe_chtenie_2_klass.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Начальная школа XXI века»
Урок № 38 (1 четверть)
Урок №10 по теме «Э.Шим «Белка и Ворон», Е.Трутнева «Осень».
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с произведениями Э. Шима «Белка и Ворон», Е. Трутневой «Осень»; закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения; формировать понятия «сказка», «стихотворение»; умение правильно называть произведение (фамилию автора, название), тему и жанр.
2. Развивать читательские умения, навыков выразительного чтения, устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память.
3. Воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу, учить видеть и понимать красоту осенней природы, воспитывать любовь к природе, животным и бережное к ним отношение.
Формировать УУД:
Познавательные: воспринимать на слух художественное произведение, выполнять задания в учебнике и тетради, читать по ролям, показывая при чтении характер героя, использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач.
Личностные: развивать эстетические чувства, содействовать осознанию ценности изучаемого предмета, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать действия, в соответствии с поставленной задачей; умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности; проводить самоконтроль и самооценку; планировать учебное сотрудничество.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, воспитывать культуру диалогового общения.
Ресурсы:
основные:
учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А. Ефросинина),
рабочая тетрадь «Литературное чтение» № 1, 2 класс (автор Л.А. Ефросинина)
дополнительные:
выставка детских рисунков «Художник-Осень»,
маски-шляпы «Ворон», «Белка»,
музыкальное оформление.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.
II. Фонетическая зарядка.
- А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжении всего урока правильно и четко говорить. А помогут скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Проворонила ворона воронёнка.
- Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.
III. Проверка домашнего задания.
А) - На дом вы получили творческое задание, представить, что каждый из вас Художник-Осень и нарисовать свою картину.
- Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились. Многие выполнили это задание.
Б) - А сейчас послушаем чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» или отрывок из произведения Г Скребицкого «Осень»
- Чье чтение наизусть вам больше всего понравилось?
- Я согласна с вами. Получили оценки…
В) Работа с моделями.
- Сравните модели произведений, прочитанных дома.
- Определите жанр каждого произведения и его тему.
- Назовите произведение, относящееся к первой модели, ко второй модели.
Рисунок 1. Рисунок 2.
- Что общего у этих произведений?
(Они о природе, тема одна, есть заголовок и фамилии авторов, значит это авторские произведения).
- Чем различаются эти произведения?
(Одно из них рассказ, другое стихотворение, разные авторы, разное название).
- Молодцы, ребята!
IV. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование новой темы урока, постановка целей.
- Сегодня продолжим путешествие в красочный мир осени, будем работать над выразительным чтением, анализировать, сравнивать, делать выводы, познакомимся с новыми произведениями о родной природе, познакомимся с лесными жителями, посмотрим, как они живут осенью.
V. Знакомство с произведением Э. Шима «Белка и Ворон».
- Одно из сегодняшних новых произведений вы сможете не только услышать, но и увидеть. Ребята нашего класса приготовили сценку по произведению Э.Шима.
Эдуард Юрьевич Шим родился в 1930 году, он очень любит природу, детей и хотел своими произведениями рассказать вам о красоте природы, рассказать её секреты, чтобы вы любили природу и бережно к ней относились, в его произведениях растения, животные оживают, превращаясь в сказочных героев.
- Будьте внимательны, чтобы ответить на вопросы после сценки.
Разыгрывание сценки «Белка и Ворон».
- Понравилось ли вам это произведение?
- Что вам понравилось?
- Какое настроение вызвало у вас это произведение?
- Подумайте, что это рассказ или сказка?
- Как вы думаете, какое название имеет это произведение?
- Давайте посмотрим и сравним ваш ответ с ответом в учебнике.
- Откройте учебник. Прочитайте фамилию автора.
- Прочитайте название произведения.
Работа с моделями.
- Какую модель мы составим к этому произведению? ( круг, коричневый, так как эта сказка о животных).
VI. Выразительное чтение произведения учащимися.
VII. Беседа после чтения.
- Кто главный герой сказки Э.Шима? (Белка и Ворон).
- Как ворон и Белка обращаются друг к другу? Прочитайте.
- Какие вопросы задавала Белочка?
- Какая она по характеру? (Любознательная, трудолюбивая, вежливая).
- Что говорит о мудрости Ворона?
VIII. Работа в тетради.
- Выполним задание в тетради с 46
- Найдите и прочитайте название произведения.
- Прочитайте и укажите, какими были Ворон и Белочка.
-О каком времени года идёт речь? Почему ?
- Отгадайте загадку .
IX. Физкультминутка.
X. Знакомство со стихотворением Е.Трутневой «Осень».
- Осенняя природа побуждает людей творить. Изображать осеннюю природу можно по-разному. Вы были сегодня художниками и изображали осень с помощью красок, композиторы передают настроение осеннего дня с помощью музыки, а Евгения Трутнева «нарисовала» картину осени словами. Послушайте это произведение.
XI. Выразительное чтение стихотворения учителем.
Звучит музыка.
XII. Беседа после первичного восприятия.
- Понравилось ли вам это произведение?
- Какое настроение вызвало у вас это произведение?
- К какому жанру отнесём его?
(Это стихотворение, так как есть рифма, ритм, повторение одинаковых гласных, согласных, звучность.)
XIII. Чтение произведения учащимися.
- Давайте прочитаем так, чтобы передать радостное настроение, чтобы все почувствовали красоту осени.
- Прочитайте фамилию автора.
- Прочитайте заголовок.
- Прочитайте название произведения.
XIV. Творческая работа. Анализ произведения.
- Какие картины природы вы представляли, когда читали это стихотворение.
- Как вы понимаете слова «стало вдруг светлее вдвое»?
- Что сказано о березке?
- Как вы понимаете слова «это платье золотое у березки на плечах»?
- Сейчас мы будем перечитывать стихотворение, а вы должны ответить на вопрос: какими красками вы бы передали настроение слов в каждом четверостишии?
Чтение первого четверостишия.
- Расскажите о ваших представлениях.
(Очень светло. Стоит березка в желтой листве, которая блестит на солнце.)
- Каким цветом вы бы могли раскрасить первый квадрат? (Желтым или золотым).
Чтение второго четверостишия.
- Какую картину вы представили, читая это четверостишие?
(На рябине и калине красные ягоды на деревьях, много птиц, под окошком бардовые георгины).
- Каким бы цветом вы бы раскрасили второй квадрат?
Чтение третьего четверостишия.
- Каким цветом можно раскрасить этот квадрат?
(Наверное, разноцветным, так как листья они и желтые и красные, а оранжевые и зеленые).
Чтение четвертого четверостишия и последних строчек.
-Что вы представляли, читая это четверостишие?
- Дома вы еще раз прочитаете его целиком, соблюдая ритм, передавая настроение.
XV. Выполнение заданий в тетради.
- Рассмотрите модели обложек и скажите, какая модель соответствует стихотворению Евгении Трутневой «Осень».
- А остальные?
XVI. Домашнее задание.
- Дома вы нарисуете рисунки к понравившемуся произведению, для создания классной книжки-малышки.
Дифференцированное задание.
Первая группа (слабо читающие дети) читают сказку Э.Шима по ролям, выполняют задание в учебнике;
вторая группа (хорошо читающие дети) учат стихотворение наизусть, выполняют задание в тетради.
XVII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- С какими произведениями мы познакомились?
- Какие задания показались вам наиболее интересными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 3 класс. Школа России. 2 -я четверть. И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
На уроке испоьзованы элементы драматизации с привлечением учеников другого класса....
«Е.Трутнева «Осень», Э.Шим «Белка и Ворон»
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса....
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Э. Шим "Белка и Ворон". Е. Трутнева "Осень" УМК "Начальная школа XXI века"
Знакомство с произведением Э Шима "Белка и Ворон": самостоятельное чтение учащимися текст, анализ сказки, чтение по ролям, характеристика героев.Знакомство со стихотворением Е. Трутневой "Осень": рабо...
Конспект урока по литературному чтению в 1-м классе на тему: "Стихи о природе. Е.Трутнева "Когда это бывает?"
Учебные задачи:1. Формировать умение слышать художественное слово.2. Проверить знание произведений из круга чтения.3....
Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "А.Блок ""Ветхая избушка", "Ворона", "Сны""
Предлагаю Вам мою разработку урока....
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе на тему:Э. Шим "Белка и Ворон"
Цели:образовательные:обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме “Уж небо осенью дышало”учить детей восприятию литературного произведения как прои...
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...