Литературное чтение 3 класс. Школа России. 2 -я четверть. И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Петрухина Маргарита Михайловна

На уроке испоьзованы элементы драматизации с привлечением учеников другого класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов драматизации

на уроке литературного чтения

        

Учитель МОУ СОШ с. Куликовка Вторая

Петрухина М.М.

               Цели:

  1. Образовательные:

  1. продолжить знакомство с художественным жанром-басней;
  2. добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей;

обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова на основе прочитанных басен.

  1. Развивающие:

  1. развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение;
  2. развивать умения и навыки анализа басни, поиск главного;

  1. Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к предмету;
  2. через языковые средства показать воспитательные возможности текста.

Оборудование:

Портрет писателя И.А.Крылова, рисунки учащихся, выставка книг И.А.Крылова, учебник «Родная речь» М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, мультимедийное оборудование.

План урока.

1. Организационный момент.

  1. Речевая разминка.

а) опорная скороговорка;

б) словарик настроений;

в) психологический настрой;

  1. Сообщение темы.

а) групповая работа;

б) главный вопрос урока;

  1. Словарная работа.
  2. Инсценировка басни

а) вопросы;

б) вывод: учитель – дети;

в) выборочное чтение.

6. Чтение басни учителем.

7.  Индивидуальное чтение басни

 8.  Физ. минутка

9.  Характеристика героев.

10. Фотоглаз.

11. Пересказ басни.

12. Выборочное чтение диалога Лисы и Вороны.

13. Сопоставление героев.

14. Главный вопрос урока.

15. Обобщение пройденного.

16. Оценивание. Итог урока.

18. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Слайд № 1 – Речевая разминка)

  1. Речевая разминка.

(Слайд №2)

а) опорная скороговорка

Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

- Прочитайте медленно. Что это? (Это скороговорка)

- Прочитаем орфографически (как пишем).

- Прочитаем орфоэпически (как произносим).

- Прочитайте медленно, затем с ускорением.

- Что высмеивает народ этой скороговоркой?

б) Словарик настроений.

- Как ваше настроение? Выберите слово, соответствующее вашему настроению.

Словарик настроения

мечтательное

грустное

радостное

задумчивое

шутливое

сонное

капризное

доброе

хмурое

весёлое

ленивое

тревожное

сказочное

непонятное

обиженное

неуютное

праздничное

равнодушное

Настроение, как «хамелеон» бывает изменчивое. Быть может и ваше настроение к концу урока изменится. А сейчас давайте прислушаемся к своему внутреннему голосу, то есть к тому, что вы переживаете, думаете про себя.  О чём он должен напомнить?

в) психологический настрой (дети стоят, шёпотом (хором) проговаривают:

Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.

Мой язык – моё лицо.

Знаю, мне необходимо развивать, совершенствовать свою речь.

Я должен знать: что, где, кому и как сказать.

Учусь чувствовать себя и другого.

Я спокоен и уверен в себе.

  1. Сообщение темы.  (Слайд № 4)

Сегодня на уроке мы поработаем с ещё одной басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Разберём её смысл, будем учиться читать выразительно. Девиз нашего урока: «Равнодушным вход запрещён»

а) групповая работа: (Слайд №5)

1 группа отвечает на вопрос: Что такое басня?

2 группа: Какие басни написал И.А.Крылов?

3 группа: Что вы знаете о Крылове?

б) главный вопрос на уроке: (Слайд № 6)

 - Над чем смеётся И.А.Крылов в своей басне?

На этот вопрос вы ответите в конце урока.

  1. Словарная работа (слайд №7)

Итак, прежде чем мы будем знакомиться с басней «Ворона и Лисица», нужно рассмотреть незнакомые, трудные слова. Вам было задание найти в толковом словаре значения следующих слов. Кто знает, что обозначает каждое слово?

  1. «твердить» - говорить постоянно одно и то же;
  2. «ежели» - если;
  3. «лесть» -  похвала, не соответствующая истине;
  4. «льстец» - хитрый подлиза (хвалит из желания к себе расположить);
  5. «гнусна» - отвратительна;
  6. «не впрок» - не на пользу;
  7. «бог послал» - так раньше говорили о чём-нибудь случайно добытом;
  8. «сырный дух» - запах сыра;
  9. «пленил» - очаровал;
  10. «плутовка»- обманщица;
  11. «ангельский голосок» - нежный;
  12. «дыханье спёрло» - перехватило дух, дышать не может;
  13. «взгромоздясь» - еле взлетела вверх с тяжестью;
  14. «зоб» - место у птицы, где обрабатывается заранее пища;

  1. Инсценировка басни.

А сейчас давайте представим, что вы находитесь в театре. Как нужно вести себя в театре? Что такое аплодисменты? Не забудьте о них после представления.

Позвольте представить артистов.

Ворона –

Лисица – Петрухина Влада

Автор – Середина Яна

а) делитесь мыслями:

-Понравилась ли басня? Чем именно?

 - Что запомнилось?

 - Все ли герои понравились?

 - Изменилось ли ваше настроение после прослушанной басни? В какую сторону? Отметьте это в словарике настроений.

6. Физкультминутка.

Лиса зарядку делает:

То прыгает, то бегает.

Потянулась во весь рост

И расправила свой хвост.

7. Чтение басни учителем.

8. Чтение басни учащимися про себя.

 а) Выводы: Слушая или читая басню – можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

б) Найдите, где в данной басне спрятан вывод?  (В начале).

- Зачитайте его.

- Как вы его понимаете? (не надо льстить, надо говорить правду, ложь откроется).

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда говорят о тебе правду)

 9. Характеристика героев.

- Кто из вас видел ворону? Опишите её внешний вид.

- Поёт ли ворона? (нет, она каркает)

- Найдите в тексте, как Лисица называет Ворону. Соответствуют ли слова Лисицы действительной внешности Вороны? Зачем же Лисица так говорит?

Найдите в тексте, как автор передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

- Как ведёт себя Лисица? Прочитайте.

- Как Лисица добилась своей цели? (Лисица нашла подход к Вороне. Она с помощью нежных слов добилась своей цели: накормила себя, отобрала сыр)

(Слайд № 8)

Соотнесите слова-характеристики

Ворона                               Лисица

                       -глупая

                      - хитрая

                 - самолюбивая

                    - льстивая

                  - тщеславная

                    - лживая

                  - доверчивая

                       - умная

                    - коварная

                 - лицемерная

Итак, какими способами Лисице удалось выманить сыр? (она льстила Вороне)

Только ли птицы, звери могут так себя вести? А люди?

- Кому больше всего сочувствует автор?

11. Пересказ басни.

Слайд № 9.

Что произошло?

1.Сначала…

2. Потом…

3. Затем…

4. И, наконец,..

12. Выборочное чтение (От слов: «Плутовка к дереву на цыпочках подходит…» и до конца)

- Подумайте, как будете читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе (медленном), с какой интонацией (нежной, ласковой).

 13. Сопоставление героев.

- Что бы вы посоветовали Вороне? (не слушать Лисицу, а есть сыр; оставаться при своём мнении, тогда бы была с сыром)

- Что бы вы сказали Лисице? ( не надо быть льстивой, говорить правду)

- Чему учит басня? (не быть глупыми, не обращать внимания на льстивые слова, необходимо держаться своего мнения)

14. Главный вопрос на уроке:

- Над чем же смеётся автор? (над глупостью вороны)

15. Обобщение пройденного.

  а) Угадай произведение

-Я прочитаю отрывки из басен И.А.Крылова, а вы должны угадать название басни.

1. Когда в товарищах согласья нет,

    На лад их дело не пойдёт,

    И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак»)

2.    Ты всё пела? Это дело.

       Так поди же попляши («Стрекоза и Муравей»

  1. Чем кумушек считать трудиться,

      Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)

  1. Тьфу пропасть! – говорит она. – И тот дурак,

     Кто слушает людских всех врак…   («Мартышка и Очки»)

 

б) Игра «Фотоглаз».

(Слайд №10)

Сыр

Ворона

Муравей

Лисица

Какие слова лишние? Почему? (Муравей не упоминается в данной басне). Из какого произведения этот герой? (Стрекоза и Муравей).

16. Оценивание. Итог урока.

(Слайд № 11)

Мне понравилось, как рассказывали басню…

Выразительно читали…

Хорошо мыслили…

16. Домашнее задание: с. 138-139 выучить басню наизусть; нарисовать иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Литературное чтение УМК "Школа России" 2 класс

Конспект урока по теме "Коврик и плетка для дедушки". Н Носов "Бобик в гостях у Барбоса"....

Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Литературное чтение 1класс. Школа России.Тема "Чтение слов с буквой Фф

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию . Урок разработан по азбуке В Горецкого.....

Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса по литературному чтению.УМК «Школа России»

Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса...