Литературное чтение 3 класс. Школа России. 2 -я четверть. И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
На уроке испоьзованы элементы драматизации с привлечением учеников другого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3 класс. И.А.Крылов. Ворона и Лисица | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов драматизации
на уроке литературного чтения
Учитель МОУ СОШ с. Куликовка Вторая
Петрухина М.М.
Цели:
- Образовательные:
- продолжить знакомство с художественным жанром-басней;
- добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей;
обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова на основе прочитанных басен.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение;
- развивать умения и навыки анализа басни, поиск главного;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- через языковые средства показать воспитательные возможности текста.
Оборудование:
Портрет писателя И.А.Крылова, рисунки учащихся, выставка книг И.А.Крылова, учебник «Родная речь» М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, мультимедийное оборудование.
План урока.
1. Организационный момент.
- Речевая разминка.
а) опорная скороговорка;
б) словарик настроений;
в) психологический настрой;
- Сообщение темы.
а) групповая работа;
б) главный вопрос урока;
- Словарная работа.
- Инсценировка басни
а) вопросы;
б) вывод: учитель – дети;
в) выборочное чтение.
6. Чтение басни учителем.
7. Индивидуальное чтение басни
8. Физ. минутка
9. Характеристика героев.
10. Фотоглаз.
11. Пересказ басни.
12. Выборочное чтение диалога Лисы и Вороны.
13. Сопоставление героев.
14. Главный вопрос урока.
15. Обобщение пройденного.
16. Оценивание. Итог урока.
18. Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
(Слайд № 1 – Речевая разминка)
- Речевая разминка.
(Слайд №2)
а) опорная скороговорка
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Кто кого переорёт?
Осип охрип. Архип осип.
- Прочитайте медленно. Что это? (Это скороговорка)
- Прочитаем орфографически (как пишем).
- Прочитаем орфоэпически (как произносим).
- Прочитайте медленно, затем с ускорением.
- Что высмеивает народ этой скороговоркой?
б) Словарик настроений.
- Как ваше настроение? Выберите слово, соответствующее вашему настроению.
Словарик настроения | |
мечтательное | грустное |
радостное | задумчивое |
шутливое | сонное |
капризное | доброе |
хмурое | весёлое |
ленивое | тревожное |
сказочное | непонятное |
обиженное | неуютное |
праздничное | равнодушное |
Настроение, как «хамелеон» бывает изменчивое. Быть может и ваше настроение к концу урока изменится. А сейчас давайте прислушаемся к своему внутреннему голосу, то есть к тому, что вы переживаете, думаете про себя. О чём он должен напомнить?
в) психологический настрой (дети стоят, шёпотом (хором) проговаривают:
Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.
Мой язык – моё лицо.
Знаю, мне необходимо развивать, совершенствовать свою речь.
Я должен знать: что, где, кому и как сказать.
Учусь чувствовать себя и другого.
Я спокоен и уверен в себе.
- Сообщение темы. (Слайд № 4)
Сегодня на уроке мы поработаем с ещё одной басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Разберём её смысл, будем учиться читать выразительно. Девиз нашего урока: «Равнодушным вход запрещён»
а) групповая работа: (Слайд №5)
1 группа отвечает на вопрос: Что такое басня?
2 группа: Какие басни написал И.А.Крылов?
3 группа: Что вы знаете о Крылове?
б) главный вопрос на уроке: (Слайд № 6)
- Над чем смеётся И.А.Крылов в своей басне?
На этот вопрос вы ответите в конце урока.
- Словарная работа (слайд №7)
Итак, прежде чем мы будем знакомиться с басней «Ворона и Лисица», нужно рассмотреть незнакомые, трудные слова. Вам было задание найти в толковом словаре значения следующих слов. Кто знает, что обозначает каждое слово?
- «твердить» - говорить постоянно одно и то же;
- «ежели» - если;
- «лесть» - похвала, не соответствующая истине;
- «льстец» - хитрый подлиза (хвалит из желания к себе расположить);
- «гнусна» - отвратительна;
- «не впрок» - не на пользу;
- «бог послал» - так раньше говорили о чём-нибудь случайно добытом;
- «сырный дух» - запах сыра;
- «пленил» - очаровал;
- «плутовка»- обманщица;
- «ангельский голосок» - нежный;
- «дыханье спёрло» - перехватило дух, дышать не может;
- «взгромоздясь» - еле взлетела вверх с тяжестью;
- «зоб» - место у птицы, где обрабатывается заранее пища;
- Инсценировка басни.
А сейчас давайте представим, что вы находитесь в театре. Как нужно вести себя в театре? Что такое аплодисменты? Не забудьте о них после представления.
Позвольте представить артистов.
Ворона –
Лисица – Петрухина Влада
Автор – Середина Яна
а) делитесь мыслями:
-Понравилась ли басня? Чем именно?
- Что запомнилось?
- Все ли герои понравились?
- Изменилось ли ваше настроение после прослушанной басни? В какую сторону? Отметьте это в словарике настроений.
6. Физкультминутка.
Лиса зарядку делает:
То прыгает, то бегает.
Потянулась во весь рост
И расправила свой хвост.
7. Чтение басни учителем.
8. Чтение басни учащимися про себя.
а) Выводы: Слушая или читая басню – можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
б) Найдите, где в данной басне спрятан вывод? (В начале).
- Зачитайте его.
- Как вы его понимаете? (не надо льстить, надо говорить правду, ложь откроется).
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда говорят о тебе правду)
9. Характеристика героев.
- Кто из вас видел ворону? Опишите её внешний вид.
- Поёт ли ворона? (нет, она каркает)
- Найдите в тексте, как Лисица называет Ворону. Соответствуют ли слова Лисицы действительной внешности Вороны? Зачем же Лисица так говорит?
Найдите в тексте, как автор передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?
- Как ведёт себя Лисица? Прочитайте.
- Как Лисица добилась своей цели? (Лисица нашла подход к Вороне. Она с помощью нежных слов добилась своей цели: накормила себя, отобрала сыр)
(Слайд № 8)
Соотнесите слова-характеристики
Ворона Лисица
-глупая
- хитрая
- самолюбивая
- льстивая
- тщеславная
- лживая
- доверчивая
- умная
- коварная
- лицемерная
Итак, какими способами Лисице удалось выманить сыр? (она льстила Вороне)
Только ли птицы, звери могут так себя вести? А люди?
- Кому больше всего сочувствует автор?
11. Пересказ басни.
Слайд № 9.
Что произошло?
1.Сначала…
2. Потом…
3. Затем…
4. И, наконец,..
12. Выборочное чтение (От слов: «Плутовка к дереву на цыпочках подходит…» и до конца)
- Подумайте, как будете читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе (медленном), с какой интонацией (нежной, ласковой).
13. Сопоставление героев.
- Что бы вы посоветовали Вороне? (не слушать Лисицу, а есть сыр; оставаться при своём мнении, тогда бы была с сыром)
- Что бы вы сказали Лисице? ( не надо быть льстивой, говорить правду)
- Чему учит басня? (не быть глупыми, не обращать внимания на льстивые слова, необходимо держаться своего мнения)
14. Главный вопрос на уроке:
- Над чем же смеётся автор? (над глупостью вороны)
15. Обобщение пройденного.
а) Угадай произведение
-Я прочитаю отрывки из басен И.А.Крылова, а вы должны угадать название басни.
1. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак»)
2. Ты всё пела? Это дело.
Так поди же попляши («Стрекоза и Муравей»
- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)
- Тьфу пропасть! – говорит она. – И тот дурак,
Кто слушает людских всех врак… («Мартышка и Очки»)
б) Игра «Фотоглаз».
(Слайд №10)
Сыр
Ворона
Муравей
Лисица
Какие слова лишние? Почему? (Муравей не упоминается в данной басне). Из какого произведения этот герой? (Стрекоза и Муравей).
16. Оценивание. Итог урока.
(Слайд № 11)
Мне понравилось, как рассказывали басню…
Выразительно читали…
Хорошо мыслили…
16. Домашнее задание: с. 138-139 выучить басню наизусть; нарисовать иллюстрацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Литературное чтение УМК "Школа России" 2 класс
Конспект урока по теме "Коврик и плетка для дедушки". Н Носов "Бобик в гостях у Барбоса"....
Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...
Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "А.Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа»" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Литературное чтение 1класс. Школа России.Тема "Чтение слов с буквой Фф
Папка содержит технологическую карту урока, презентацию . Урок разработан по азбуке В Горецкого.....
Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса по литературному чтению.УМК «Школа России»
Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса...