Открытый урок по литературному чтению во 2 классе на тему:Э. Шим "Белка и Ворон"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Каллагова Эльвира Сергеевна

Цели:

образовательные:

  • обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме “Уж небо осенью дышало”
  • учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства;
  • продолжить формировать основы читательской деятельности
    а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, темы и жанра чтения) и речевые умения;
    б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, выразительности при чтении и в устных высказываниях)
    в) обогащение речи учащихся средствами литературы

развивающие:

  • на основе элементов анализа через разные формы диалога создать описательный образ осени;
  • постоянно включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей до творческой);
  • помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, оценить себя: “Что умею? Что знаю?”

воспитывающие:

  • формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы;
  • обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни;
  • вызвать стремление к самостоятельному чтению детских книг;
  • прививать чувство любви к природе и её обитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx59.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 «Г» классе

на тему: Э. Шим «Белка и Ворон»

Учебник Л. А. Ефросининой, УМК «Школа XXI века»

Цели:

образовательные:

  • обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме “Уж небо осенью дышало”
  • учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства;
  • продолжить формировать основы читательской деятельности
    а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, темы и жанра чтения) и речевые умения;
    б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, выразительности при чтении и в устных высказываниях)
    в) обогащение речи учащихся средствами литературы

развивающие:

  • на основе элементов анализа через разные формы диалога создать описательный образ осени;
  • постоянно включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей до творческой);
  • помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, оценить себя: “Что умею? Что знаю?”

воспитывающие:

  • формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы;
  • обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни;
  • вызвать стремление к самостоятельному чтению детских книг;
  • прививать чувство любви к природе и её обитателям.

Оборудование: презентация к уроку, детские иллюстрации осени, карточки для работы в парах и индивидуально, учебники литературного чтения, цветные карандаши, смайлики.

I. Мотивация к учебной деятельности

Слайды 1-6 

(звучит музыка, дети читают стихотворение А. Гонтарь «Осень в лесу»)

Сармат

Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину -

Вся одета в золото,

А сама лепечет:

- Стыну... -

И дрожит от холода.

Лолита

А береза рада

Желтому наряду:

- Ну и платье!

Что за прелесть! -

Быстро листья разлетелись,

Наступил мороз внезапно.

И березка шепчет:

- Зябну!.. –

Эльдар

Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно

И шумит он:

- Мерзну! Мерзну! -

Обмануло золото -

Не спасло от холода.

  • Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.
  • А вам, ребята, я предлагаю отгадать мою загадку.  

Загадка

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

(Осень)

 

 – А какой раздел учебника мы с вами недавно открыли?

 – «Уж небо осенью дышало»

 – Откуда эти строки?

 – Из стихотворения А. С. Пушкина, которое мы учили на предыдущих уроках.

II. Актуализация знаний

Слайд 7

  • С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
  • Георгия Алексеевича Скребицкого «Осень».
  • К какому жанру относится это произведение?
  • Рассказ.
  • Каким было домашнее задание?
  • Сделать иллюстрации.
  • Сегодня ребята принесли свои рисунки, вы видите их сейчас на доске.

Агунда (читает стихотворение З. Федоровской «Осень»)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

  • И в нашей маленькой республике есть много красивых мест, где можно наблюдать осенние картины. Одно из них  - дендрарий. И, возможно, мы даже сможем как-нибудь выехать туда всем классом.
  • Но осень бывает разная и после такого буйства красок, после пышного бала природы настают унылые, холодные дни.

III. Формулирование темы и цели урока.

Слайд 8

  • А какие приметы осени вы знаете?
  • Листья… (желтеют и опадают).
  • Небо… (становится низким, хмурым, тяжёлым, часто идут дожди).
  • Дни… (становятся короче и холоднее).
  • Животные… (делают запасы на зиму).

Слайд 9

  • А вы слыхали, как звенит тишина в лесу?
  • Какими голосами полна луговая трава?
  • А вы понимаете язык зверей и птиц?

Слайд 10

  • Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий?
  • Вот таким переводчиком и стал писатель Эдуард Юрьевич Шим.

  • Вы уже догадались, какова тема и цель нашего урока?

  • Познакомиться с писателем Эдуардом Юрьевичем Шимом и его произведением. Сделать анализ произведения.

Слайд 11

Слайд 12

  Слово об авторе, знакомство с его книгами.

IV Прогнозирование содержания текста произведения,

      подготовка к первичному восприятию

Слайд 13

  • Вы можете догадаться по названию и иллюстрации, о чём будет это произведение?
  • О природе, о животных, об осени.

Слайд 14

Прежде, чем вы начнёте читать, давайте потренируемся в интонировании. Прочитайте слово «осень» с разной интонацией

  • Спокойно.
  • Вопросительно?
  • Удивленно – вопросительно?!
  • Радостно!
  • Восхищёно!!
  • Таинственно…

Слайд 15

  • А теперь прочитаем некоторые слова из текста сначала по слогам, а затем целиком.

о-ди-нож-ды   один

су-шить-ся

при-вя-за-лась

V Первичное восприятие (читают дети глазами)

  • Прочитайте текст самостоятельно жужжащим чтением. Когда закончите, поднимите руку.

Слайд 16

  • О каком времени года говорится в тексте?
  • Об осени.
  • Докажите.
  • Белка делает запасы на зиму.
  • Какое незнакомое слово встретилось вам в тексте?   
  • Торопыга.

  • Кто может объяснить значение этого слова?

VI Словарная работа

Торопыга – тот, кто всегда очень торопится, спешит, суетится.

  • Придумайте свои предложения с этим словом.

Слайд 17

Физкультминутка

Кружатся, кружатся листья
В классе у нас листопад
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят


В опустевшем старом парке
Осень делает подарки:
Лист дубовый, лист березовый, 
лист оранжевый, бордовый,
Лист багряно-огневой,
Выбирай себе любой.

VII Вторичное восприятие (читает учитель)

  • Что необычного вы заметили в тексте?
  • В какой форме написан текст?
  • Текст написан в форме разговора двух персонажей.
  • А как называется разговор двух героев? Где мы это можем узнать?
  • В учебнике.
  • Давайте найдём ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 113

VIII Анализ текста (Создание проблемной ситуации).

Слайд 18

  • Кто герои этого произведения?
  • Белка и Ворон.
  • Как герои обращаются друг к другу?
  • Дедушка ворон, рыжий хвостик.

  • А сейчас, ребята, я поставлю перед вами трудную задачу. Поработайте в парах на карточках, которые лежат перед вами. Соедините стрелочками героев произведения с чертами характера, которыми они, по-вашему, обладают.

               

  • Давайте проверим, что у вас получилось. Какими чертами вы наделили дедушку Ворона? Белочку?

IX Обобщение

  • Прочитайте пословицы к тексту.
  • Как вы их понимаете?

Слайд 19

  • А теперь возьмите другие карточки, давайте смоделируем обложку для книжки.
  • Как называется это произведение (заголовок)?
  • Белка и Ворон
  • Кто автор?
  • Эдуард Юрьевич Шим.
  • К какому жанру относится?
  • Сказка.
  • Докажите.
  • Какую нужно взять фигуру для обозначения сказки?
  • Круг.
  • А какая это сказка?
  • Авторская, о животных.
  • Каким цветом раскрасим круг?
  • Коричневым.

  • Прочитайте сказку по ролям.

Домашнее задание.

  • Дома вам нужно будет подготовить выразительное чтение сказки по ролям.

X Рефлексия.

Слайд 20

  • Ребята, давайте подведём итоги.
  • Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
  • Познакомиться с писателем Эдуардом Шимом, его сказкой «Белка и Ворон». Сделать анализ произведения.
  • Скажите, мы справились с этой задачей?
  • Да.

  • Что вы узнали о писателе Эдуарде  Шиме?
  • Он писал рассказы для детей о природе.
  • Чему учат его рассказы?
  • Любить природу, бережно к ней относиться.

  • А с каким новым понятием мы познакомились?
  • Диалог.
  • Что такое диалог?
  • Разговор двух или нескольких героев.

  • Подумайте, всё ли у вас получилось? Что не получилось, почему?
  • Те, у кого всё получилось и кто остался доволен своей работой и сегодняшним уроком, поднимите улыбающийся смайлик.
  • Те, у кого не всё получилось, но они старались, поднимите задумчивый смайлик.
  • Те, у кого сегодня не получилось поработать, так, как хотелось, поднимите грустный смайлик.

  • Какой вывод мы для себя сделаем?
  • Нам ещё есть, чему поучиться на уроках чтения.

Слайд 21

  • И, всё же, вы хорошо поработали, молодцы.
  • Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"

В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...

И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "А.Блок Сны. Ворона"

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "А.Блок Сны. Ворона"...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк "...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему «И.Крылов «Ворона и лисица»» (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений о содержании басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».Планируемые результатыПредметные:-знать  структуру...