урок по литературному чтению в 4 классе по теме "М. Лермонтов "Парус""
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Познакомить обучающихся с творчеством М.Лермонтова М. обеспечить целостное восприятие поэтических отрабатывать навыки выразительного развивать память, речь, мышление, внимание обогащать словарный запас детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели: познакомить обучающихся с творчеством М.Лермонтова и
М.Волошина;
обеспечить целостное восприятие поэтических текстов;
отрабатывать навыки выразительного чтения;
развивать память, речь, мышление, внимание учащихся;
обогащать словарный запас детей.
Оборудование: портреты поэтов, иллюстрация
парусника, репродукция картины
И.Айвазовского «Девятый вал».
Учитель:
Волгоград, 2017
Ход урока
Этапы работы | Содержание этапа | |
1. | Организационный момент.
| Приветствие. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу. | 1. Беседа по вопросам: - Чьи стихи вы прочитали дома? Какие особенно запомнились? Чем? 2. Работа по вопросам учебника к каждому стихотворению. Выборочное и выразительное чтение детьми стихотворений В.Маяковского, А.Фета и Ф.Тютчева. ФИЗМИНУТКА |
3. | Изучение нового учебного материала. | 1. Постановка цели урока. - Сегодня мы познакомимся с творчеством русских поэтов - Михаила Юрьевича Лермонтова и Максимилиана Александровича Волошина. 2. Обсуждение с детьми названия стихотворения М.Лермонтова: - Как вы думаете, о чем это стихотворение? А может ли парус быть красивым? А еще каким? 3. Чтение ключевых слов из стихотворения: парус одинокой (одинокий), кинул он, ветер свищет, счастия (счастья) не ищет, просит бури. - Что вы слышите в этих словах? Какие чувства вызывает у вас парус? 4. Рассматривание детьми иллюстрации парусника на доске. - Таким ли вы представляете себе парус из стихотворения М.Лермонтова? Почему? 5. Первичное чтение стихотворения учителем. - Какое настроение, чувства вызывает стихотворение у вас? 6. Перечитывание детьми и анализ стихотворения по заданиям учебника. Словарная работа: свищет – воет, лазурь – светло-синий цвет, мятежный – тревожный, неспокойный, бурный. 7. Рассказ учителя о М.Ю.Лермонтове. ФИЗМИНУТКА 8. Обсуждение с детьми названия стихотворения М.Волошина: - Какие слова в названии второго стихотворения вам не понятны? Вал – очень высокая волна, отпрянуть – резким движением отодвинуться, отпрыгнуть. 9. Чтение ключевых слов из стихотворения: вал умчался вдаль, разлилась заря, трепещет серый парус, волна толкает, зловещая луна. - Какие картины рисуются в вашем воображении при этих словах? 10. Рассматривание детьми репродукции картины И.Айвазовского в учебнике. - Совпадают ли ваши предположения с изображением на картине? 11. Первичное чтение стихотворения учителем. - Какое настроение вызывает стихотворение? 12. Перечитывание детьми и анализ стихотворения по заданиям учебника. Словарная работа: пурпур – темно- или ярко-красный цвет, зыбь – легкое колебание, стеклярус - разноцветные короткие стеклянные трубочки, лиловый – фиолетовый цвет, карниз – выступ над окном или дверью вдоль верхней части стены, снасти – приборы, инструменты (на судне – тросы, цепи, канаты), чёлн – выдолбленная из дерева лодка. 13. Рассказ учителя о поэте М.Волошине и художнике И.Айвазовском. |
4. | Закрепление учебного материала.
| Выразительное чтение учащимися стихотворений. - Сравните по настроению два стихотворения. - Почему их отнесли в раздел «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда»? |
5. | Задание на дом.
| - Одно из стихотворений выучите наизусть. |
6. | Оценки. Рефлексия. |
Дополнительный материал для учителя
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Был сыном военнного, мать принадлежала к богатому и знатному роду. Когда мальчику было всего три года, его мать умерла, на воспитание ребенка взяла к себе бабушка, запретив отцу встречаться с сыном. Лермонтов получает прекрасное домашнее образование, успешно изучает иностранные языки. Детство будущего поэта проходит в Пензенской губернии.
В 1827 году Лермонтов едет вместе с бабушкой в Москву. Еще через год поступает в Московский университетский благородный пансион, где получает гуманитарное образование. После учебы поступил на службу в гвардию.
Лермонтов решает посвятить себя военной карьере.
М.Ю.Лермонтов горячо любил простой народ, Родину, Москву, где прошла его юность; ему нравились люди смелые, храбрые, отважные, готовые бороться за свободу. Он смело выступал в своих стихах против царя, за что царь сослал его на Кавказ, где тогда шла война. Лермонтов участвовал в кровопролитных сражениях на Кавказе и проявил себя отважным воином.
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился в Киеве в семье юриста. Его детские и гимназические годы прошли в Москве, там же он поступил на юридический факультет.
В 1910-е годы Волошин примыкает к редакции журнала "Аполлон". Миролюбивый и открытый для общения, он, однако, остро ощущал свою обособленность в любой литературно-художественной среде. Поэт всегда "оставался чужаком по своему складу мышления, по своему самосознанию".
Известна мужественная и гуманная позиция Волошина во время гражданской войны: он спасает людей от жестокости расправ, невзирая ни на их убеждения, ни на принадлежность к белым или красным. За годы революции он удивительно изменился, много и серьезно пережил, любил Россию, о чем свидетельствуют его изумительные стихи.
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя, позднее разорившегося.
Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился в пейзажном классе.
Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского "Этюд воздуха над морем" сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью.
Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами. Крымские работы художника также были успешно представлены на выставке в Академии художеств.
В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ.
Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов.
Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году.
Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.
Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".
Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"
Дети знакомятся с творчеством писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....
Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".
В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....