План - конспект урока по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Артёмова Ольга Владимировна

План - конспект урока по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе, имеющем в составе детей с ОВЗ с использованием интерактивных средств обучения

Учитель: Артёмова О.В.

Тема: Н.Носов «Огурцы»

УМК «Перспектива», «Литературное чтение. 3 класс»,  автор Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская,  В. Г. Горецкий

Цель:

  • Познакомить учащихся с содержанием рассказа.
  • Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.
  • Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.
  • Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник “Литературное чтение”, дидактические материалы с заданиями

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • ознакомление с рассказом Н.Носова “Огурцы”; осознанное восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические части, построение оценочных рассуждений.

Регулятивные УУД:

  • выполнение принятой учебной задачи ; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; планирование своих действий;

Коммуникативные УУД:

  • взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражение своих мыслей, оказание поддержки друг другу и эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками;

Личностные УУД:

  • умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы!

- Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

2. Работа над развитием техники чтения.

1. Дыхательная гимнастика

- вдох - носом, выдох - через рот;

- вдох - задержи дыхание, выдох;

- вдох- выдох, задержи дыхание.

2. Отработка дикции

Ец-ец-ец- вот зелёный огурец
Ой-ой-ой- я несу его домой
О-о-о- стыдно стало за него

3. Самоопределение к деятельности постановка темы и цели урока.

- Ребята, перед вами фотографии известных вам писателей и поэтов. Давайте вспомним их фамилии и имена.

(на слайде)

С.Я. МаршакВ. БерестовН.Н. НосовА.Л. Барто

- Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Её можно выделить из данного ряда.

(- Мы познакомимся с произведением Н.Н. Носова, т.к. это фамилия писателя, а остальные фамилии поэтов)

(Убираю фамилии поэтов)

- Правильно, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного детского писателя Н.Н. Носова

4. Подготовительная работа.

1) Работа с выставкой книг.

(Обращаюсь к выставке книг)

- Посмотрите сколько на выставке книг с его именем. Как можно озаглавить выставку?

- Что можно рассказать о книгах Н.Н. Носова только по заглавиям, иллюстрациям? Какие они?

(- Его книги весёлые, смешные, поучительные)

2) Сообщения детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

- С биографией и творчеством писателя мы знакомились во 2 классе. А сейчас дети напомнят нам  о Н.Н.Носове . ( Ребята подготовили для нас небольшие сообщения о Н.Н.  Носове, послушаем ребят.)

1 уч.: Н.Н. Носов один из любимых талантливых детских писателей. Много ребят выросло на юмористических, забавных, познавательных произведениях Н.Н.. Он родился в Киеве, в семье актёра. Высшее образование Носов получил в московском институте, в котором учат снимать кино. В последствии Н.Н. Носов стал режиссёром; снимал учебные и художественные мультфильмы. Вообще Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.

2 уч.: Н.Н. Носов начал писать в 1938 году, это было 69 лет назад. Первый его рассказ для детей «Затейники» появился в журнале «Мурзилка». Первый сборник рассказов  Носова «Тук – тук - тук» вышел в год окончания Великой отечественной войны в 1945 г. Н.Н. Носов – автор всем вам хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома». Заслуженную славу писателю принеслароман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». 31 год назад, в 1976 году, Н.Н. Носов умер. Его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают рассказы Н.Н. Носова. Они смешные, добрые, поучительные.

- Давайте сделаем небольшой вывод. Кто же герои рассказов Н.Н. Носова? Кто какие книги уже читал?

(Герои рассказов Н.Н. Носова – это ребята. Автор рассказывает забавные истории из их жизни.)

3) Подготовка к восприятию текста.

- Узнать название произведения нам помогут загадки: (отгадки вылетают в нужном порядке и по вертикали получается название произведения “Огурцы”)

*Никто её не пугает, а она вся дрожит (осина)

*Висят домики на ножках, а в домиках горошки ( горох)

*В воду ныряет, а сама сухая (утка)

* Крашенное коромысло над рекой повисло (радуга)

 *Что летом и зимой в рубашке одной (ель)

* Вышел в жёлтой шубке из белой скорлупки (цыплёнок)

- Какое название у нас получилось?

- Правильно, «Огурец» - это слово в единственном числе , а во множественном ….  «Огурцы» . 

Отгадайте загадку:

Лежат на грядке

Телятки гладки,

Лежат рядками,

Зелены сами. (огурцы)

- Подберите однокоренные слова к слову «огурец». Какая часть слова у них одинаковая?

(Детям с ОВЗ даю карточки с однокоренными словами)

-А кто из вас любит кушать огурцы? Почему?

- А что же такое огурец ?

Проблемный вопрос:

-  может ли выращивание огурцов доставить радость?

-  может ли воровство огурцов доставить радость?

 Можно ли исправить совершённые ошибки? Как нужно относиться к чужому труду? (Вопросы открываем на слайде)

- Убедимся, верны ли наши предположения.

1) Речевые разминки (вместе с учащимися с ОВЗ)

- Прежде, чем мы прочитаем текст, давайте выполним несколько несложных упражнений; чтобы читать быстро и правильно.

 – Поработаем со скороговоркой – выполним дыхательную гимнастику.

- Читаем скороговорку три раза:

Первый раз – медленно,

Второй – с обычной скоростью,

Третий раз – как можно быстрее.

МАРИНА ОГУРЦЫ ПЕРЕБИРАЛА,

МАРИНА ОГУРЦЫ МАРИНОВАЛА.

4. Первичное восприятие текста

(Учитель подходит к ученику с ОВЗ и показывает, что будем читать на уроке)

 Первичное комбинированное чтение текста вслух.

- Приступаем к чтению рассказа. Во время чтения постарайтесь понять, о чём этот рассказ, и кто его главные герои.

(Комбинированное чтение: начало и конец читает учитель, остальное по цепочке ученики)

5. Чтение и анализ произведения.

- Что вы можете сказать о прочитанном?

(- Мне понравился рассказ, …)

- Что особенно понравилось в этом рассказе?

- Кто главные герои этого произведения?

- Молодцы, ребята! Сейчас мы отдохнем, а потом выполним задания, которые я вам приготовила

6. Физминутка.

Раз, два, раз, два - (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Соберём мы огурцы,

Сложим их в корзину. (имитируем движения)
Угостим своих друзей,
Чтобы были сыты.
(вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.

7. Вторичное восприятие произведения

Анализ содержания, выборочное чтение, составление плана с опорой на сюжетные картинки.

Дидактическая задача: организовать работу по адекватному осмыслению содержания и основной мысли текста и делению его на логические части.

а) беседа по вопросам:

- А сейчас мы ответим на вопросы?

- Какой проступок совершил Павлик?

- Какую ошибку совершил Котька и почему?

- Что сделала мама с огурцами?

- Как поступил Котька?

- Какое настроение было у Котьки, когда он вернул огурцы сторожу?

б) работа в паре

На каждом столе разрезанные пословицы

- Соберите пословицы и найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. За правое дело стой смело.

2. На обмане далеко не уедешь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Проверим, правильно ли вы составили пословицы.

- Вы правильно справились с заданием.

- Скажите, какая пословица выражает главную мысль рассказа? (дети называют пословицу под №2)

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 2?

В) Задание для учеников с ОВЗ :

Прочитай пословицу и подумай,  подходит ли она к нашему тексту

На обмане далеко не уедешь

Чтение отрывка из рассказа в лицах.

- Возьмите карточку №2. Отметьте в тексте слова каждого из действующих лиц.

                                          Карточка №2

- Мама, я тебе огурцов принёс!

- Где ты их взял?- говорит мама.

- На огороде.

- На каком огороде?

- Там, у реки, на колхозном.

 (Задания для учащихся с ОВЗ:

Дан этот же текст с указанием кто читает какие строки . Попробуйте прочитать с соседом выразительно)

 Подготовьтесь к чтению вслух этого отрывка. 1 вариант читает слова Котьки, 2 вариант – мамы.

в) работа в группе

У каждой группы клей, конверт с картинками, лист на который будут приклеивать картинки

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. - Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Каких картинок не хватает? Давайте расставим картинки по порядку и озаглавим каждую картинку.

(Дети приклеивают картинки на лист в нужном порядке и подписывают каждую картинку)

Задания для детей с ОВЗ:

Разложить подписи под картинки в правильном порядке

После выступления групп можно задать вопрос

- Ребята, скажите, когда вы расставили картинки по порядку, что у вас получилось (картинный план), а когда озаглавили каждую картинку? (словесный или письменный план)

8) Обобщение материала

(Для учащихся с ОВЗ карточки со словами: дружба, честность, радость. Подумайте, как эти слова подходят к нашему рассказу?))

– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:

ДРУЖБА
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЧЕСТНОСТЬ

– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «ОГУРЦЫ»? Чтобы:

  • Развеселить читателя.
  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  • Разбудить фантазию.
  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

– Итак, все 4 вывода верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Дидактическая задача: организовать анализ и оценивание учебной деятельности на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения.

Учитель проводит фронтальную беседу для проверки выполнения задач данного урока, проверки уровня усвоения содержания.

Наш урок подходит к концу. Подведем  итог.

Продолжите фразы:

1. Я познакомился...

2.Я научился...

3. Мне было интересно...

4. Мне было трудно...

5. Больше всего мне понравилось...

6. Я понял, что... (- Мы совершаем в жизни очень много поступков, и плохих, и хороших. Но главное – вовремя остановиться, суметь признать свою ошибку и исправить её. Только так можно заслужить уважение окружающих).

9. Итог урока:

- Я довольна нашим уроком, большое вам спасибо за хорошую работу!

10. Домашнее задание:

Дифференцированное домашнее задание

У вас на столах лежат листочки с домашним заданием. Его вы можете сделать по выбору:

1. Пересказ от имени Котьки.

2. Пересказ по картинному плану.

3. Продолжить рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"

План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой  2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям  вспомнить  первые стихи своего детства....

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л.Барто "Дело было в январе." с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Дело было в январе" по учебнику Л.Ф. Климановой  с применением презентации. Использование презентации помогает разнообразить урок, ...

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..." с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".Презентация помогает ввести детей ...

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации. Презентация позволяет совершить путешествие по произведениям С. Михалкова. Учит ориентирова...

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....