План - конспект урока по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
План - конспект урока по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_3_klasse_artyomova_o.v.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе, имеющем в составе детей с ОВЗ с использованием интерактивных средств обучения
Учитель: Артёмова О.В.
Тема: Н.Носов «Огурцы»
УМК «Перспектива», «Литературное чтение. 3 класс», автор Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В. Г. Горецкий
Цель:
- Познакомить учащихся с содержанием рассказа.
- Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.
- Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.
- Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник “Литературное чтение”, дидактические материалы с заданиями
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- ознакомление с рассказом Н.Носова “Огурцы”; осознанное восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические части, построение оценочных рассуждений.
Регулятивные УУД:
- выполнение принятой учебной задачи ; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; планирование своих действий;
Коммуникативные УУД:
- взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражение своих мыслей, оказание поддержки друг другу и эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками;
Личностные УУД:
- умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Ход урока
1. Оргмомент
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
- Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы!
- Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
2. Работа над развитием техники чтения.
1. Дыхательная гимнастика
- вдох - носом, выдох - через рот;
- вдох - задержи дыхание, выдох;
- вдох- выдох, задержи дыхание.
2. Отработка дикции
Ец-ец-ец- вот зелёный огурец
Ой-ой-ой- я несу его домой
О-о-о- стыдно стало за него
3. Самоопределение к деятельности постановка темы и цели урока.
- Ребята, перед вами фотографии известных вам писателей и поэтов. Давайте вспомним их фамилии и имена.
(на слайде)
С.Я. МаршакВ. БерестовН.Н. НосовА.Л. Барто
- Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Её можно выделить из данного ряда.
(- Мы познакомимся с произведением Н.Н. Носова, т.к. это фамилия писателя, а остальные фамилии поэтов)
(Убираю фамилии поэтов)
- Правильно, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного детского писателя Н.Н. Носова
4. Подготовительная работа.
1) Работа с выставкой книг.
(Обращаюсь к выставке книг)
- Посмотрите сколько на выставке книг с его именем. Как можно озаглавить выставку?
- Что можно рассказать о книгах Н.Н. Носова только по заглавиям, иллюстрациям? Какие они?
(- Его книги весёлые, смешные, поучительные)
2) Сообщения детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова.
- С биографией и творчеством писателя мы знакомились во 2 классе. А сейчас дети напомнят нам о Н.Н.Носове . ( Ребята подготовили для нас небольшие сообщения о Н.Н. Носове, послушаем ребят.)
1 уч.: Н.Н. Носов один из любимых талантливых детских писателей. Много ребят выросло на юмористических, забавных, познавательных произведениях Н.Н.. Он родился в Киеве, в семье актёра. Высшее образование Носов получил в московском институте, в котором учат снимать кино. В последствии Н.Н. Носов стал режиссёром; снимал учебные и художественные мультфильмы. Вообще Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.
2 уч.: Н.Н. Носов начал писать в 1938 году, это было 69 лет назад. Первый его рассказ для детей «Затейники» появился в журнале «Мурзилка». Первый сборник рассказов Носова «Тук – тук - тук» вышел в год окончания Великой отечественной войны в 1945 г. Н.Н. Носов – автор всем вам хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома». Заслуженную славу писателю принеслароман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». 31 год назад, в 1976 году, Н.Н. Носов умер. Его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают рассказы Н.Н. Носова. Они смешные, добрые, поучительные.
- Давайте сделаем небольшой вывод. Кто же герои рассказов Н.Н. Носова? Кто какие книги уже читал?
(Герои рассказов Н.Н. Носова – это ребята. Автор рассказывает забавные истории из их жизни.)
3) Подготовка к восприятию текста.
- Узнать название произведения нам помогут загадки: (отгадки вылетают в нужном порядке и по вертикали получается название произведения “Огурцы”)
*Никто её не пугает, а она вся дрожит (осина)
*Висят домики на ножках, а в домиках горошки ( горох)
*В воду ныряет, а сама сухая (утка)
* Крашенное коромысло над рекой повисло (радуга)
*Что летом и зимой в рубашке одной (ель)
* Вышел в жёлтой шубке из белой скорлупки (цыплёнок)
- Какое название у нас получилось?
- Правильно, «Огурец» - это слово в единственном числе , а во множественном …. «Огурцы» .
Отгадайте загадку:
Лежат на грядке
Телятки гладки,
Лежат рядками,
Зелены сами. (огурцы)
- Подберите однокоренные слова к слову «огурец». Какая часть слова у них одинаковая?
(Детям с ОВЗ даю карточки с однокоренными словами)
-А кто из вас любит кушать огурцы? Почему?
- А что же такое огурец ?
Проблемный вопрос:
- может ли выращивание огурцов доставить радость?
- может ли воровство огурцов доставить радость?
Можно ли исправить совершённые ошибки? Как нужно относиться к чужому труду? (Вопросы открываем на слайде)
- Убедимся, верны ли наши предположения.
1) Речевые разминки (вместе с учащимися с ОВЗ)
- Прежде, чем мы прочитаем текст, давайте выполним несколько несложных упражнений; чтобы читать быстро и правильно.
– Поработаем со скороговоркой – выполним дыхательную гимнастику.
- Читаем скороговорку три раза:
Первый раз – медленно,
Второй – с обычной скоростью,
Третий раз – как можно быстрее.
МАРИНА ОГУРЦЫ ПЕРЕБИРАЛА,
МАРИНА ОГУРЦЫ МАРИНОВАЛА.
4. Первичное восприятие текста
(Учитель подходит к ученику с ОВЗ и показывает, что будем читать на уроке)
Первичное комбинированное чтение текста вслух.
- Приступаем к чтению рассказа. Во время чтения постарайтесь понять, о чём этот рассказ, и кто его главные герои.
(Комбинированное чтение: начало и конец читает учитель, остальное по цепочке ученики)
5. Чтение и анализ произведения.
- Что вы можете сказать о прочитанном?
(- Мне понравился рассказ, …)
- Что особенно понравилось в этом рассказе?
- Кто главные герои этого произведения?
- Молодцы, ребята! Сейчас мы отдохнем, а потом выполним задания, которые я вам приготовила
6. Физминутка.
Раз, два, раз, два - (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Соберём мы огурцы,
Сложим их в корзину. (имитируем движения)
Угостим своих друзей,
Чтобы были сыты. (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.
7. Вторичное восприятие произведения
Анализ содержания, выборочное чтение, составление плана с опорой на сюжетные картинки.
Дидактическая задача: организовать работу по адекватному осмыслению содержания и основной мысли текста и делению его на логические части.
а) беседа по вопросам:
- А сейчас мы ответим на вопросы?
- Какой проступок совершил Павлик?
- Какую ошибку совершил Котька и почему?
- Что сделала мама с огурцами?
- Как поступил Котька?
- Какое настроение было у Котьки, когда он вернул огурцы сторожу?
б) работа в паре
На каждом столе разрезанные пословицы
- Соберите пословицы и найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. За правое дело стой смело.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
- Проверим, правильно ли вы составили пословицы.
- Вы правильно справились с заданием.
- Скажите, какая пословица выражает главную мысль рассказа? (дети называют пословицу под №2)
- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 2?
В) Задание для учеников с ОВЗ :
Прочитай пословицу и подумай, подходит ли она к нашему тексту
На обмане далеко не уедешь
Чтение отрывка из рассказа в лицах.
- Возьмите карточку №2. Отметьте в тексте слова каждого из действующих лиц.
Карточка №2
- Мама, я тебе огурцов принёс!
- Где ты их взял?- говорит мама.
- На огороде.
- На каком огороде?
- Там, у реки, на колхозном.
(Задания для учащихся с ОВЗ:
Дан этот же текст с указанием кто читает какие строки . Попробуйте прочитать с соседом выразительно)
Подготовьтесь к чтению вслух этого отрывка. 1 вариант читает слова Котьки, 2 вариант – мамы.
в) работа в группе
У каждой группы клей, конверт с картинками, лист на который будут приклеивать картинки
- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. - Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
- Каких картинок не хватает? Давайте расставим картинки по порядку и озаглавим каждую картинку.
(Дети приклеивают картинки на лист в нужном порядке и подписывают каждую картинку)
Задания для детей с ОВЗ:
Разложить подписи под картинки в правильном порядке
После выступления групп можно задать вопрос
- Ребята, скажите, когда вы расставили картинки по порядку, что у вас получилось (картинный план), а когда озаглавили каждую картинку? (словесный или письменный план)
8) Обобщение материала
(Для учащихся с ОВЗ карточки со словами: дружба, честность, радость. Подумайте, как эти слова подходят к нашему рассказу?))
– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:
ДРУЖБА
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЧЕСТНОСТЬ
– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «ОГУРЦЫ»? Чтобы:
- Развеселить читателя.
- Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
- Разбудить фантазию.
- Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
– Итак, все 4 вывода верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Дидактическая задача: организовать анализ и оценивание учебной деятельности на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения.
Учитель проводит фронтальную беседу для проверки выполнения задач данного урока, проверки уровня усвоения содержания.
Наш урок подходит к концу. Подведем итог.
Продолжите фразы:
1. Я познакомился...
2.Я научился...
3. Мне было интересно...
4. Мне было трудно...
5. Больше всего мне понравилось...
6. Я понял, что... (- Мы совершаем в жизни очень много поступков, и плохих, и хороших. Но главное – вовремя остановиться, суметь признать свою ошибку и исправить её. Только так можно заслужить уважение окружающих).
9. Итог урока:
- Я довольна нашим уроком, большое вам спасибо за хорошую работу!
10. Домашнее задание:
Дифференцированное домашнее задание
У вас на столах лежат листочки с домашним заданием. Его вы можете сделать по выбору:
1. Пересказ от имени Котьки.
2. Пересказ по картинному плану.
3. Продолжить рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"
План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой 2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям вспомнить первые стихи своего детства....
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л.Барто "Дело было в январе." с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Дело было в январе" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Использование презентации помогает разнообразить урок, ...
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..." с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".Презентация помогает ввести детей ...
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации. Презентация позволяет совершить путешествие по произведениям С. Михалкова. Учит ориентирова...
План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....
План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"
Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....