литературное чтение
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Рожкова Татьяна Александровна

конспекты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemysh.doc114.5 КБ
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_3.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

по теме: Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приёмыш» (2 урока)

4 класс

Цель: расширить знания детей о творчестве Д. Н. Мамина – Сибиряка; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, способствовать умению анализировать характер и поступки героев, развитию речи, памяти, мышления, внимания, воображения; содействовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней, умению дружить.

Личностные УУД: проявление внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступка, эмоциональное отношение к собственным переживаниям;

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:  самостоятельное выделение познавательной цели, смысловое чтение;

Логические универсальные действия:

- анализ художественного произведения с целью выделения главного и существенного;

- выдвижение гипотез и их обоснование (предположение, почему так назван текст, что было бы если лебедю подрезали крылья);

- выделение непонятных слов, поиск их значения в толковом словаре;

- составление плана текста, восстановление  (выборочный пересказ) с помощью плана;

- установление причинно-следственных связей (как правильно поступить)

Коммуникативные УУД:

- постановка вопросов по содержанию текста, поиск ответов на них;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствие с нормами родного языка;

- умение доказывать свою точку зрения, высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведения и их поступкам;

Регулятивные УУД:

- целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения то, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;

- планирование: планирование учебной деятельности;

- контроль правильности, выразительности чтения текста, выполнения заданий; самоконтроль с целью обнаружения расхождения с эталоном, реального действия и его результата

Оборудование и наглядность: учебное пособие для учащихся Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс, презентация по теме, ПК и  проектор, рабочая тетрадь.

Ход урока:

Этапы урока

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Самоопределение к деятельности

Создать условия для включения в учебно-познавательную деятельность.

1.Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид)

     

1. Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Реакция на звонок,

волевая саморегуляция,

самопроверка порядка на рабочем месте.

2. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания

  1. Подготовка к изучению новой темы.
  1. Проверяет выполнение домашнего задания. Вовлекает всех учеников в работу на уроке.

  1. Организует вводную беседу о подарках и подарках животных.
  2. Организует работу в парах по разгадыванию кроссворда.

Читают подготовленные стихи Брюсова, Есенина, Цветаевой.

Оценивают ответы одноклассников

Разгадывают кроссворд, для определения автора нового произведения

Выставление оценок за домашнее задание.  Контроль и коррекция ответов.

3. Постановка учебной задачи

Определение темы и целей урока.

  1. Предлагает прочитать стихотворение и определить тему нового произведения.                  

                  Птицы, рыбы, звери

                  В душу людям смотрят.

                  Вы их жалейте, люди!

                  Не убивайте зря!

                  Ведь небо без птиц – не небо,

                  А море без рыб – не море,

                 А земля без зверей – не земля.

  1. Уточняет тему и цели урока.

Прочитав произведение

- познакомиться с героями

- определить, кто такой Приёмыш

- охарактеризовать главных героев

- выяснить главную мысль

- высказать своё отношение

Читают хором стих. и определяют тему урока    (о природе), а по учебнику уточняют тему раздела «Природа и мы». Вспоминают план работы над художеств. произведением

Формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее.

Планирование работы над произведением

4.Формирование новых знаний

Расширение знаний об авторе.

Знакомство с новым произведением

Познавательные:

работа с информацией, поиск и отбор нужной информации

Коммуникатив-

ные:

планирование учебного сотрудничества

Личностные:

осознание значимости отобранного материала

  1. Предлагает послушать рассказ ученика об авторе, посмотреть слайды презентации.

  1. Создаёт проблемную ситуацию.

- Как вы думаете, кто такой «Приёмыш».

Организует обсуждение гипотез.

  1. Организует чтение текста с.76-83 и самостоятельное составление плана.

  1. Организует выход из проблемной ситуации.

- Кем же оказался приёмыш?

  1. Побуждает к высказыванию своего мнения о прочитанном.
  1. Подготовленный ученик рассказывает о Мамине-Сибиряке;

Учащиеся записывает в тетрадь Ф.И.О. писа-теля, слушают рассказ, смотрят презентацию, фиксируют главное, готовятся дополнить.

Объясняют значе-ние слова из собствен-ного опыта и находят объяснение в словаре.

Слушают образцовое чтение 1 части в исполнении учителя;

2 и 3 часть читают лучшие ученики;

Прогнозируют, чем закончится эта история?

4 часть – чтение  «по цепочке».

Самостоятельно состав-ляют план рассказа.

  1. Решают проблемную ситуацию.

Анализируют, дока-зывают, аргументируют свою точку зрения.

  1. Отвечают на вопросы №2, №3 с.84.

Расширение знаний об авторе

Знакомство с новым произведением

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Выявить уровень достижения ТДЦ урока.

Организует контрольно-оценочную деятельность работы каждого ученика

Дают самооценку своей деятельности и её результатов (показ солнышек)

        

Дана объективная самооценка результатов своей деятельности.

8. Информация о домашнем задании.

Дифференцировать применение полученных знаний учащихся.

Комментирует  домашнее задание

Обязательная часть:

1. Безошибочное, выразительное чтение текста Мамина-Сибиряка «Приёмыш» с.76-83.

2. Объяснение непонятных слов с помощью толкового словаря.

Дополнительная часть:

Чтение дополнительной литературы об авторе, пополнение знаний.

Картинный план.

Записывают задание в тетрадь и дневник.

Выполнение домашнего задания в соответствии с индивидуальны-ми способнос-тями и интере-сами учащихся.

2 урок.

Ход урока:

Этапы урока

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Самоопределение к деятельности

Создать условия для включения в учебно-познавательную деятельность.

1.Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид)

     

1. Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Реакция на звонок,

волевая саморегуляция,

самопроверка порядка на рабочем месте.

2.Постановка учебных задач.

Поиск решения учебной задачи

Организует устный коллективный анализ учебной задачи, организует обсуждение гипотез учеников

Анализируют, доказывают свою точку зрения, строят речевые высказывания, исследуют условия учебной задачи

Определение учебной задачи и способов её решения

3.Речевая разминка

Отработка навыков разных видов чтения

1.Предлагает прочитать стихотворение:

- шёпотом (птичий базар)

- хоровое чтение

- индивидуальное чтение с вопроси-тельной интонацией, с утвердительной интонацией

- найдите глаголы

- прочитайте, делая логические ударения на глаголы

2. Организует словарную работу

1. Отрабатывают навыки чтения

Лесничий.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг-лесничий.

2.Объясняют слова: заводь, невод, протока, сайма, муштровать, муштра, сгрудятся, грезилось

4.Решение частных задач.

Первичный контроль проверки домашней работы

1.Организует индивидуальную работу

с тестом.

2.Проверят качество чтения текста, предлагая задания:

- зачитайте, как Соболько встретил гостя;

- встреча гостя с Тарасом;

- откуда у Тараса взялся лебедь;

- почему Тарас жил один  вдали от людей;

Самостоятельное выполнение теста (приложение №1 )

Выборочное чтение

Осуществление контроля умения работать с содержанием текста

Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Выполняют движения

Здоровьесбережение

5.Совместное  исследование проблем.

Поиск решения поставленных проблем

Организует обсуждение гипотез и решение проблем:

I. Что было правильнее:               1.поступить как Тарас;

2.подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;

3.силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей?

II. Трудно ли жить человеку вдали от других людей и почему люди на это идут?

Анализируют, доказывают свою точку зрения, строят речевые монологические и диа-логические  высказыва-ния, исследуют условия учебной  проблемы

Дети находят выход решения проблем, доказывают свою точку зрения

6.Составление характеристик героев

Выявить причинно-следственные связи

Предлагает составить характеристику одного из героев Тараса, Соболько или Приёмыша

Дети заполняют табли-цу (групповая работа), затем зачитывают характеристики и сравнивают взаимоотно-шения между героями.

(Приложение №  2 )

Согласованность при работе в группах для достижения результата;

умение выражать свои мысли

7.Закрепление изученного.

Выяснение главной мысли текста.

Учитель подводит детей к определению основной мысли текста:

- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил?

Уточнение ответов детей:

- А можно ли идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? 

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.

Ученики рассуждают о главной мысли текста, обмениваются мнениями, объясняют смысл пословицы.

Выяснена главная мысль текста

8.Подведение итога.

Оценка процесса и результата деятельности

Предлагает вернуться к плану работы и выяснить, выполнили ли мы намеченный план работы?

Дети просматривают план и выясняют всё ли они выполнили, что наметили

Выполнили весь план, оценили деятельность на уроке

9.Рефлексия.

Учитель предлагает закончить предложения, высказав своё мнение:

  • Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…
  • Рассказ помог понять…
  • Для меня было сложным…
  • Мне понравилось…

Выражают свои мысли

Зафиксировать результат своей деятельности, выстроить логическую цепочку

10.Информация о домашнем задании

Дифференцировать применение полученных знаний учащихся.

Комментирование домашнего задания: 1. Пересказать историю Собольки и Приёмыша

2.Придумать продолжение истории: «Что случилось с Приёмышем дальше?»

Выбор и запись домашнего задания в дневник

Выбор домашнего задания


Приложение 1.

Тест по литературному чтению. Д.Н. Мамин –Сибиряк «Приёмыш».

  1. Определи жанр прочитанного произведения: сказка, рассказ, стихотворение, повесть, былина, легенда.
  2. Восстанови план:

□ Настоящая царская птица.

□ Гость на Светлом озере.

□ Встреча поздней осенью.

□ Жизнь втроём.

  1. Дополни описание: лебедь – птица (какая?) __________________________________________________________
  2. Закончи рассуждение:

Приёмыш остался сиротой, потому что _____________________________________________________________

Тарас взял лебедя домой, чтобы ___________________________________________________________________

Старик боялся отпустить лебедя, потому что _________________________________________________________

Тарас не стал подрезать крылья птице, потому что ____________________________________________________

Тарас надеялся, что лебедь не улетит, потому что , ____________________________________________________

  1. Как по-другому ты назвал бы прочитанное произведение? _____________________________________________

Приложение 2.

Характеристика Тараса.

  1. Где жил?

  1. Когда поселился?

  1. Как выглядел?

  1. Каким был человеком?

  1. Черты характера.

Характеристика Собольки.

  1. Где жила? С кем?

  1. Как выглядела?

  1. Черты характера

  1. Отношения с другими героями

Характеристика Приёмыша.

  1. Кто это? Где жил? С кем?

  1. Как появился у Тараса?

  1. Как выглядел?

  1. Черты характера

  1. Отношения с другими героями



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»


Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме, создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.

Средства обучения: (информационное обеспечение): учебник "Литературное чтение" для 3 класса, толковый словарь, портрет писателя, проектор, индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Поприветствуем наших гостей.

Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём же наш урок.

2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

- Какое лексическое значение этого слова? (1. Предмет в форме окружности, ободка из твердого материала - связка ключей на кольцах; 2. Украшение, надеваемое на палец.)

2) Работа в парах. Чтение текста парами.

- Почему люди носят кольца?

В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

1. В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники - серебряные, а свободным дозволялось носить золото.

2. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.

- С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.

4. Работа над темой урока.

1) Знакомство с биографией автора. Чтение четверками. (Индивидуальные карточки)

1. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

2. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

3. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.

4. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

СОН ЙИЧУСРАБ "Барсучий нос"

ЫПАЛ ИЬЧЯАЗ "Заячьи лапы"

АГЮРОВ - ТОК "Кот - ворюга"

ЙЕБОРОВ ЙЫННАПЁРТСАР "Растрёпанный воробей"

4) Чтение и анализ текста

А) Словарно-лексическая работа. Работа в группах. (Индивидуальные карточки)

Соотнеси слово и его лексическое значением.

Соотнеси слово и его лексическое значением.

1. Курительный табак низшего сорта. ____________

2. Звук, производимый ударом металла о металл или о камень.________________________

3. Свёрнутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.__________________

4. Из тонких досок из древесины хвойных пород-

___________________.

5. Возвышение, площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа._________________

ПЛАТФОРМА, ЛЯЗГ, ЦИГАРКА, ТЕСОВЫЕ КРЫШИ, МАХОРКА.

Б) Выразительное чтение текста учащимися (по цепочке)

В) Словарно-лексическая работа "по ходу" текста.

СУРОВАЯ - холодная, неблагоприятная для жизни.

ЗАТЯНУТЬСЯ - закурить

СИТЦЕВЫЙ МЕШОЧЕК - из лёгкой хлопчатобумажной ткани (показать образец)

СКОРЫЙ поезд - совершающий быстрое движение в короткий промежуток времени.

ДОБРАЯ горсть - большая

САПЁР - военнослужащий инженерных войск

БОЛЬШАЯ ОХОТА - сильное желание

ШИНЕЛЬ - форменное пальто со складкой на спине и хлястиком.

БЕЛЫЙ СВЕТ - посмотреть мир

КОЛДУН - человек, занимающийся колдовством

5. Беседа после чтения. Выборочное чтение.

- Кто главный герой произведения? Как вы представляете Варюшу? Что вы можете сказать о её возрасте, характере?

Составление рассказа по опорам. (Опоры вывешиваются на доску)

Возраст от 7 до 10 лет

Добрая, наблюдательная, общительная, впечатлительная - верит в сказку

Зачитайте о том, как её называет боец. ("Цветок - лепесток в валенках", "Анютины глазки с косичками")

- Что за художественный приём использован в этих прозвищах? (Это сравнение. Метафора)

Мини тест "Самый внимательный" "Да - нет" Работа в тетрадях.

  1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)
  2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)
  3. На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)
  4. Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)
  5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)
  6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет) (Стальное - из твёрдого серебристо-серого металла.)

Проверка: Нет, нет, да, нет, да, нет

Выборочное чтение. (Картина зимы)

-Найдите в тексте слова, которые подходят к этому изображению.

- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами.

Чтение по ролям. (Варюша, Боец с бородой, Второй боец, автор)

- Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца?

-Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

-Как вы думаете, колечко действительно волшебное?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

-Называем палец и соответствующее чудо. (Иллюстрация руки)

Средний - здоровье

Безымянный - большущая радость

Указательный - увидишь весь мир

- Про какой палец забыл сказать боец?

6. Работа над жанром произведения.

- Как вы думаете, это текст Константина Паустовского - сказка или рассказ? Что роднит "Стальное колечко" с рассказом, что - со сказкой?

РАССКАЗ

СКАЗКА

Жанровые признаки:

Указано в каком селе живут герои.

Беседа с бойцом похожа на

В какое село Варюша идет за махоркой.

сказку.

Все конкретные детали:

Описание поезда похоже на

Снегопад, станция, поезд.

описание чудовища, которое

может подхватить и унести девочку.

Содержание беседы с бойцом (ведь то, что перстенёк обладает чудесными свойствами может быть просто доброй шуткой взрослого человека)

- Давайте пофантазируем над продолжением.

- Зависит ли продолжение этой истории от того, какой это жанр? (Если это рассказ, то история, которую придумают должна носить реалистический, то есть правдивый и жизненный характер, и все чудеса должны носить скорее поэтический характер, чем сказочный.)

- Есть ли какая-нибудь проблема у Варюши и деда? (Дед болен, и, сочиняя продолжение, нельзя забывать об этом)

- А есть ли у Варюши и ее деда другие проблемы? Что, например, может хотеть девочка, которая живёт в маленькой деревушке, у самого леса? (Наверное, девочке захочется повидать мир)

7. Дополнительные задания.

1. Составление пересказа по опорам. (Опоры учитель по мере ответов детей помещает на доске)

1) В какое время года описаны события рассказа? (среди зимы)

2) Почему Варюша пошла в соседнее село? (вышла махорка)

3) В какой день недели и куда пошла девочка? (воскресенье, село Переборы)

4) Как досталась девочке махорка? (купила)

5) Куда пошла Варюша? (на станцию)

6) Кого встретила девочка на платформе? (два бойца)

7) Что предложил боец девочке? (продать)

8) Что на это ответила девочка? (возьми сколько надо)

9) Чем отблагодарил боец Варюшу? (колечко)

10) Что делала девочка дальше? (поблагодарила, побежала домой)

11) Что случилось? (упало в снег)

Пересказ по опорам (опоры на доске)

2. Проверка домашнего задания. Чтение четверостиший о вреде курения.

Например,

Я шёл домой со спортзанятий,
Меня окликнул мой приятель.
Он сигаретою дымил
И закурить мне предложил.
Но ведь куренье - это вред.
И я сказал: "Спасибо, нет.
Дышать нам надо кислородом,
Зачем травиться углеродом?"

8. Итог урока.

- Какое чувство осталось у каждого из вас после чтения текста?

Домашнее задание:

- Придумать продолжение текста К. Паустовского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...