технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. К.Д.Ушинский "Плутишка кот."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 67. К. УШИНСКИЙ «ПЛУТИШКА КОТ».

Тип урока: изучение нового

Педагогические задачи: способствовать формированию читательских умений (читать, работать с текстом произведения, правильно называть произведение, определять тему и жанр), обогащению словарного запаса, организации и проведению наблюдения за выразительными средствами языка; содействовать воспитанию уверенности в своих силах, участию в проектной деятельности

Планируемые результаты

Предметные: замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей

Метапредметные:

познавательные: свободно ориентируются и воспринимают текст художественного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осуществляют анализ; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: сказки о животных; модели обложек произведений; иллюстрации Ю. Васнецова к сказке К. Ушинского «Плутишка кот»; портрет К. Ушинского

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока 

Раз, два, три, четыре, пять,

Снова мы начнем читать.

Ручки, книжки и тетрадки –

Всё у нас в порядке.

Кто грамоте горазд,

Тому не пропасть

- Добрый день, добрый час.

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

- Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки. В течение урока мы будем обращаться к этим листам, на них вы будете оценивать свою работу.

Дыхательная гимнастика (презентация  слайд 2,3,4,5)

Хором проговаривают «закличку» дотрагиваясь к предметам на столе

Выполняют дыхательную гимнастику.

Владеют навыками самоорганизации

II. Актуализация знаний

1.Игра «Вспомни и назови»

- Ребята, мы начнём урок с игры, которая называется «Вспомни и назови». Сейчас я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать.

* «Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка за лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». ( р.н.ск. «У страха глаза велеки»

* «Развеселились девушки, развели костёр и вздумали через огонь прыгать.» (р.н.ск.»Снегурочка»)

* «У кумушки- лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая» (К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»)

- Молодцы, ребята, вы правильно назвали все произведения. Что общего между ними?

- Какие бывают сказки?

На доске схема

Сказки

Народные                    авторские                                        

- Оцените свою работу в листах самооценки

2.Работа с выставкой детских книг сказок и открытыми моделями.(работа в парах)

На интерактивной доске появляются две модели и три книги: русские народные сказки «Кот и Лиса», «Кот, Петух и Лиса» и сказка К.Д.Ушинского «Плутишка кот».

                                                 

- Рассмотрите книги. Что в них общего?

- Назовите первую книгу. Какая модель обложки ей соответствует? Почему?

- Подберите ещё одну книгу к этой модели? Назовите книгу.  Подберите книгу к другой модели. Назовите её

Выполняют задание.

- Это сказки.

-Авторские и народные.

- Оценивают свою работу на оценочных листах.

- Это сказки о животных.

-К.Д.Ушинский « Плутишка кот».

Произвольно и осознанно строят речевое высказывание (устно), осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

III. Постановка учебной
задачи

-Давайте определим тему нашего урока: К.Д.Ушинский «Плутишка кот» (презентация слайд 6 ) Сегодня мы с вами пополним свои знания, познакомимся ещё одной сказкой К.Д.Ушинского» Плутишка кот». Давайте вместе определим цели урока. ( Дети определяют цели урока, презентация слайд 7)

1. Познакомится с новым произведением.

2. Обогатить свой словарный запас.

3.Понаблюдать за выразительными средствами языка.

4. Совершенствовать читательские умения.

Принимают и сохраняют учебную
задачу

- Определяют тему урока и цели.

Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще подлежит
усвоению.

Устанавливают значение результатов своей деятельности.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Владеют навыками
конструктивного взаимодействия

Формулируют ответы
на вопросы.

Устанавливают значение результатов своей деятельности.

IV. Работа

по теме
урока.

1. Биография
К. Ушинского

1. Биография Ушинского.

- Посмотрите на портрет писателя и вспомните, что вам известно о нём. Давайте соберем корзину знаний об этом писателе, составим кластер. (Приём «Корзина знаний», «кластер»)

-Оцените свою работу в листах самооценки.

Дети выходят по очереди к доске, берут листочек с информацией из жизни К.Д.У. , объясняют и кладут его в корзину.

2 - 2 марта родился К.Д.У.

Г. Тула – город в котором он родился

5 –детей было у К.Д.У.

Медаль с изображением писателя- медаль «К.Д.Ушинского»,

 ею награждаются лучшие учителя России.

47- в 47 лет умер К.Д.Ушинский.

«Родное слово» - книга по чтению , первая после азбуки

*Ребёнок у доски составляет кластер  «К.Д. Ушинский»

На карточках слова: педагог, писатель, философ, инспектор, художник, (выбирает нужные карточки).

-Оценивают свою работу на оценочных листах.

V.Физминутка.

VI. Этап до чтения.

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась

И тихонько удалилась!

- Прочитайте название сказки Ушинского.

- Как вы думаете  кто главный герой произведения?

- Кого в жизни называют плутом? Где мы можем  значение этого слова?

 Плут - кто плутает, ловкий обманщик, мошенник, бездельник, нечестный человек.

- А в произведении Ушинского плут это кто?

- Как вы думаете. Почему автор называет кота плутишкой? Посмотрите на иллюстрации к этому произведению.

- А давайте проверим, за что К.Ушинский в своей сказке кота назвал плутишкой.

- «Плутишка кот».

-Кот.

- в словаре С.И. Ожегова

- кот

Рассматривают иллюстрацию, высказывают своё мнение.

VII. Этап во время чтения.

- Во время чтения мы будем с вами вести диалог с автором.  

Первую часть читает учитель.

1)Почему так, жили дружно, всё делили пополам, а от хозяйки доставалось одному коту Ваське?

2)Почему кот плачет?

3)Как вы думаете, почему кот Васька скакал на трёх ногах?

4)Правду ли сказал кот Васька козлу и барану?

5)Мог ли он нечаянно слизать слизать сметану?

6) Давайте предположим, зачем кот Васька обманул козла и барана.

 Словарная работа.

Как вы понимаете значение слов судить да рядить (рассуждать , договариваться), избыть (избавит от чего-нибудь). 

1.Назовите главных героев произведения?

2.Какие поступки кота Васьки говорят нам о том, что он плутишка?

3. Как вы думаете, что произошло с героями дальше?

- Оцените свою работу в листах самооценки.

Отвечают на вопросы.

Находят словарные слова в словарике  учебника на с.23

-кот, козёл, баран

-украл сметану, обманул козла и барана, тем самым уговорил на побег

- оценивают свою работу на оценочных листах.

VIII.

Физминутка для глаз

презентация

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

IX.Этап после чтения.

2. Вторую часть читают дети самостоятельно.

Словарная работа.

-Какие слова вам не понятны в этой части.

Беседа после прочитанного.

-Где на самом деле оказались герои сказки?

- Что удивило вас в этой части?

-Для чего он решил разжечь огонь?

 -О ком он позаботился?

-Как этот поступок характеризует кота?

-Кто попросился к героям на ночлег?

-Найдите в тексте, как кот Васька встретил медведя.

-Как вы думаете, почему кот разрешил медведю остаться?

Давайте проверим наши предположения. Читаем дальше.

Третью часть дети читают по  цепочке (по 1 абзацу). После каждого прочитанного абзаца задают вопрос автору сказки.(используется приём «ромашка Блума»)

Словарная работа.

Запеть лазаря- жаловаться плакать.

- Так всё таки для чего нужен был медведь коту Ваське?

- Помог ли этот поступок вернуться домой героям?)

- Давайте вспомним все поступки кота Васьки, характеризующего его как плутишку

- Каких поступков больше,плохих или хороших?

-Какое у вас отношение к коту Ваське?

- Хотели бы вы иметь такого друга как кот Васька? Почему?

Повторное чтение. 

1 группа установить последовательность событий с помощью иллюстраций.

2 группа восстановить текст

3 группа составить кластер «Кот плутишка»

Каждая группа отчитывается о проделанной работе и на доске появляются карточки со словами:

Котишко- мурлышко

Серый лобишко

котик-коток

серенький лобок

бестолковый лоб

серый кот

мурлыка

котик

- Каких слов больше ласковых или грубых? (ласковых)

- Значит, как автор относится к коту Ваське?

- Хоть кот Васька и был плутишкой, но К.Д. Ушинский всё равно любит Ваську. Чему нас учит эта сказка? (Любить животных не смотря на их поступки, относиться с любовью, ласково, не обижать их.)

- Оцените свою работу в листах самооценки

Простым карандашом делают пометки ? –есть вопрос, ! –меня удивило (приём инсерт)

Проверяют по словарю с.23

Мужичок- серячок-простой мужик.

Хворость прикинулась- болезнь случилась.

-на скошенном лугу

-кот Васька придумал способ разведения огня

-было холодно, была ночь

-о козле и баране

-медведь

-Почему медведь под стог забился (он заболел, а там теплее)

-Почему кот не спал (было страшно или охотился)

-Почему кот не спал (было страшно или охотился)

-Зачем волки пришли к героям сказки? (силой померяться)

-Что предложил волкам кот Васька?

-Как Миша  боролся с волками?

-Что случилось с волками? (дали богу ноги, убежали.)

-Что сделали козёл и баран? (взяли кота и побежали домой)

-чтоб медведь защитил героев сказки)

-помог

- украл сметану, обманул друзей, уговорил на побег, , смекалкой добыл огонь, пригласил к огню медведя, обманул волков, этим спас друзей)

-хороших

Дети работают по группам

Формулируют ответы
на вопросы.

Формулируют ответы
на вопросы.

X.Итог урока. Рефлексия.

- С каким произведением вы сегодня познакомились?

Продолжи предложение.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился ...

было интересно

было трудно ...

больше всего мне понравилось ...

мне показалось важным ...

Формулируют ответы
на вопросы.

Осуществляют самооценку, контроль учебной деятельности

Устанавливают значение результатов своей деятельности

XI.

Домашнее
задание (по выбору)

1.Нарисовать своего домашнего любимца и составить о нём рассказ.

2.Перечитать сказку и выполнить задание в тетради на  с.

3.Найти пословицы, загадки, потешки или колыбельную про кота. Оформить книжечку.

Записывают задание на дом, задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....