Урок литературного чтения "Цветик -семицветик" В.П. Катаев (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гайфуллина Зульфия Нуримановна

Урок литературного чтения "Цветик -семицветик" В.П. Катаев (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00029e42-1629b445.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

2 класс

ОС «Перспектива»

Тема урока : В.П. Катаева "Цветик-семицветик" 

Цель: достижение образовательных результатов посредством комплекса образовательных технологий: продуктивного чтения (Бунеевой Е.В., Чиндиловой О.В.), оценивания образовательных достижений (Данилов Д.Д.).

Задачи:

1. Формировать предметные умения: понимать смысл заглавия произведения, составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

2. Формировать УУД:

- прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрации; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  составлять план с помощью учителя; выполнять оценку (Регулятивные УУД);

- формулировать собственное мнение; задавать вопросы (Коммуникативные УУД);

- извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД);

- оценивать ситуации и поступки (Личностные УУД).

Оборудование: 
 Книга «Цветик-семицветик» В.Катаева¬ 
 Мультимедийные слайды¬ 
 Портрет В.Катаева¬ 
 На доске запись пословицы «Жизнь дана на добрые дел໬ 
 Лепесточки цветка для работы в парах, таблица.¬ 
Ход урока 
I. Мотивация (3 мин)Презентация (на слайдах )

Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаев (1 слайд).

   Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. (2слайд). Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”.(3 слайд) Вы прочтете ее, когда подрастете.

  А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 71 год. (4  слайд ).

  По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам. 
– А понравится ли она вам? Это мы выясним в конце урока. 
– Перед вами книжная выставка. Все книги: “Цветик-семицветик”, только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками. 
II. Работа с текстом до чтения (10 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

Работа по приему « Дерево предсказаний» 
-О чем эта сказка? ( дети делают свои предположения и аргументируют свой ответ) 
-Почему сказка с таким необычным названием? 
( Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета). 
Мозговой штурм. 
- А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой?

- Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? 

- О чём  эта  сказка?
Составление кластера 
о волшебном  цветке 
исцелении больного мальчика 
о волшебнице
о приключениях 
чудеса,  желаниях 

- Чем ассоциируется слово  желание?
2. Постановка цели

- Какую цель мы поставим? (Проверить наши предположения и ответить на эти вопросы)

III. Работа с текстом во время чтения (12 мин)

1. Первичное чтение текста

+ диалог с автором через текст и комментированное чтение

– На что был потрачен первый лепесток
( Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой. )
- Какая неприятность случилась с Женей? 
( Девочка разбила мамину любимую вазу.) 

-  На что потратила девочка второй лепесток и почему? 
(Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.) 
-  Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру. 
– Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка? 
(Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.)
-  Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило? 

(Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.) 
-
 Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе? 
 (Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.) 
- На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание? 
 ( На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как

оно спасает Женю.)

- Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру? 

( Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем. )
- Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру? 
( Женя обиделась, даже рассердилась.)
-  Какое желание она загадала, чтобы их позлить? 
(Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее. )
- Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось? 
(Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки. )
- Разумное ли это желание? 
( Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.)
- На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание? 
 (Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание. )
-  Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка
Ответ детей. 
Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток? 
(
 Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.)

III. Работа с текстом после чтения (15 мин)

1. Смысловая беседа по тексту.

- А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. ( Карточки с таблицей даются каждому ученику).

Учитель: Обратимся к заполненной таблице :
лепесток желание чувство разумное или нет 
желтый вернуться домой радость - разумное 
красный склеить вазу облегчения -разумное 
синий попасть на полюс страха- глупое 
зеленый вернуться с полюса радости- разумное 
оранжевый иметь все игрушки испуг- глупое 
фиолетовый отправить игрушки облегчения -разумное 
голубой вернуть здоровье радость -разумное 
-
 Сделаем вывод о желаниях девочки. 
 (
У Жени было пять разумных желания и два глупых. )
2. Составление характеристики героя

-  Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание. 
1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки?

( упрямая, задириста, обидчивая, вспыльчивая.)
2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки? (добрая, любящая..)
Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток. 
- Вам понравилась сказка?

- Почему же автор назвал свой рассказ «Цветик- семицветик».

 - Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор?

-  Чему же учит эта сказка?  ( Это добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика-семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.)

Добрым быть совсем-совсем не просто, 
Не зависит доброта от роста. 
Доброта приносит людям радость 
И взамен не требует награды. 
Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет. 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети 
 (Дети высказывают свои суждения.)
2. Творческое задание.

Волшебное дерево» ( на доске)

- Представим, что именно вам достался последний волшебный листок. Какое бы вы загадали желание? Напишите на стикерах-цветах. Прочитайте написанное.

Приклейте ваши желания на дерево. Пусть ваши мысли материализуются и желания исполнятся.


Рефлексия. (5 мин)
- За что ты можешь похвалить себя? 
- За что можно похвалить своих одноклассников? 
Оценить свою работу по алгоритму.

Договориться с учениками о критериях оценивания (записать на доске):

«5» -…,

«4» - …,

«3» - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"

Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....

Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....

Конспект урока литературного чтения В.П. Катаев «Цветик-семицветик».

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "В.П.Катаев "Цветик-семицветик". УМК "Начальная инновационная школа"...