Урок литературного чтения "В.П.Катаев Дудочка и кувшинчик"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чтения в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл original.docx26.01 КБ
Файл dudochka_i_kuvshinchik.rar2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. В.П. Катаев. "Дудочка и кувшинчик"

Цель урока:

Познакомить детей с краткой биографией автора и  рассказом В.П.Катаева «Дудочка и кувшинчик».

Задача:

  1. Развивающий аспект – развитие речи, обогащение активного словаря учащихся, развитие интереса к предмету;
  2. Воспитывающий аспект – урок нацелен на воспитание любви к труду и требовательности к себе, а также на формирование представлений о таких качествах как трудолюбие и лень;
  3. Познавательный аспект – формирование общеучебного умения осознанного правильного выразительного чтения;
  4. Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературно – авторской сказки;

Оборудование: портрет писателя,  выставка книг В.Катаева, разрезанные пословицы на слова,  цветик-семицветик из цветной бумаги, слова для словарной работы

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте. Встали красиво  и подготовим наш речевой аппарат к уроку чтения. 

II. А.Г.

  1. «Шарик»
  2. Как звенят комарики
  3. Как рычит собака
  4. Как шипит змея
  5. «Жил-был язычок…»
  6. Работа над чистоговоркой. Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, четвёртая мерещится.

III. Проверка домашнего задания

-Чтобы узнать насколько внимательно вы читали текст дом. задания я проведу тест.

-Тест состоит из 5 вопросов. Читает вопрос, находите правильный ответ и обводите его в кружок, если вы считаете, что правильных ответов 2, то обводите два ответа.

IV. Физминутка

V. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.


1.Слово учителя с элементами беседы:

- Ребята, вы любите сказки? (да)
- Чем отличается сказки от других произведений?
(в сказке могут говорить животные и растения, с героями происходят необычные приключения, есть волшебство)
- Кто пишет сказки
? (сказки пишут авторы, составляет народ)
- Как называются сказки, которые сочинил народ?
«народные»                                                                                                - Как называются сказки, которые написали писатели? “авторские”
- Каких писателей сказочников вы можете назвать?
(Пушкин, Андерсен, Чуковский, Перро и др.)                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                             (Показываю красивый семицветный цветок, сделанный из цветной бумаги.)

- Ребята, посмотрите на этот волшебный цветок. Сколько у него лепестков? Стоит нам оторвать один лепесток, загадать желание и оно сбудется.

- Кто из вас знает, из какого произведения этот цветок? (Цветик – семицветик.)

- А кто автор этой сказки?

VI. Знакомство с биографией В.П.Катаева.

 Рассказ о писателе. 

Автор данной сказки Валентин Петрович Катаев. Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель, родился в семье учителя г. Одесса. Начался печататься в 13 лет. Сотрудничал в газете «Гудок», журналах «Крокодил» и «Юность». Был на фронте. Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. В.П.Катаев написал такие произведения как: …….

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Катаева  «Дудочка и кувшинчик»

VII. Изучение нового материала 

- Знакомство с новым произведением хотелось начать с Древней Индийской цитаты «Дело стоит рядом со стоящим, идёт за идущём, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени»

- В конце урока я попрошу вас, объяснить, как вы понимаете данное  высказывание,  и почему именно это высказывание я взяла сегодня на уроке.

 1. Отработка техники чтения

- При чтении нам встретятся трудные слова, давайте прочитаем их по слогам, а затем целыми словами.

Заглядывала                                Зашевелился

Приговаривала                        Раздвинулась

Разбегаются                                 Мерещится

2. Словарная работа

Видимо-невидимо –очень много

Сизая – тёмно-серый с синеватым оттенком

Сварливая – ворчливый, склонный к ссорам человек

На корточках – низко присев с сильно согнутыми ногами

3.  Чтение рассказа «Дудочка и кувшинчик».(Читает учитель и хорошо читающие дети.)

VII. Физминутка для глаз

4. Беседа по содержанию и выборочное чтение.

- Зачем Женя и вся её семья пошли в лес? (За ягодами)

- Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик? (мама в чашку, папа в кружку, Павлик в блюдечко)

- Что для сбора земляники досталось Жене? (кувшинчик)

- Какие советы давали Жене мама и папа? (с.25, 2 абзац)

- Послушалась ли Женя советов родителей?(Да, но скоро Жене надоело сидеть на корточках и собирать ягоды)

- Прочитайте, как Женя искала ягоды на своей поляне в начале произведения? (с.24, 6 абзац)

- А как надо было собирать землянику? (присесть, нагнуться к самой земле, и заглянуть под листики)

- Можно ли Женю назвать трудолюбивой и усидчивой девочкой? Почему вы так решили? (нет. У неё не хватает терпения и силы воли)

- Почему Женя ушла со своей полянки и куда она направилась? (Она пошла искать себе другую полянку, где земляника не прячется, а сама в кувшин лезет)

-С кем встретилась Женя? (со стариком-боровиком)

- Почему именно Женя встретилась со старичком – боровиком? (она высказала своё желание: “Хоть бы мне кто – нибудь помог?”)
- Прочитайте, как выглядел старичок, которого повстречала в лесу Женя. (с.26, 6 абзац)

- Какие звания имел старик-боровик? (с.26)

- О чем пожаловалась Женя?

- Что предложил Старик-боровик? (Специальную дудочку)

- Дал ли старик-боровик дудочку Жене?

- На каких условиях он дол ей дудочку?

- Автор говорит, что дудочка играла «чудную музыку». Кто и как реагировал в лесу на эти звуки? Найдите в тексте.

- Почему Женя не смогла собрать все ягоды на поляне? (У неё не было кувшинчика)

- что предприняла Женя?

- Почему Женя не смогла собрать ягоды после того, как у неё появился кувшинчик?

 - Как поступила Женя на этот раз?

-Дал ли старик-боровик Жене  дудочку и кувшинчик?
- Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»? (Потому, что он она хотела сразу получить и кувшинчик, и дудочку)

- Что рассердило старика-боровика? (Его рассердила лень девочки)

- Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик? А ведь она боялась устать? (Во-первых её ждали родители, а во-вторых , наверное, ей стало стыдно).

- Что помогло Жене перемениться? (Услышав осуждение от старика-боровика, ей, скорее всего стало стыдно)

- Почему она никому не рассказа о дудочке? (Ей, возможно, было стыдно)

-- Как изменяется  характер Жени на протяжении рассказа? Охарактеризуйте Женю, какой она была в начале рассказа и какой мы её видим в конце произведения.

- Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком – боровиком? (Если чего-то хочешь добиться, нужно приложить немалые усилия, для достижения поставленной цели)

-- Чему учит нас эта сказка?

VIII. Физкультминутка

IX. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах

а) Составление картинного плана

б) Работа с пословицами

- Из отдельных слов соберите пословицы.

в)составить план

2) Проверка. 

Глаза страшатся, а руки делают.
Терпенье и труд все перетрут.
Где труд, там и счастье.
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
Умелые руки не знают скуки.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

-Что объединяет данные пословицы? (Все они о труде)

- С какой пословицей мы встречались на предыдущих уроках?

-Я вам подготовила две пословицы о землянике. «Ради земляники не раз земле поклонишься», «Кто землянику в рот кладёт, тот здоров круглый год»

-Почему в народе так говорят о землянике?  (Отвар из листьев земляника очень хорошо помогает при простудных заболеваниях)

X. Заключительная часть

1. Итог урока

- С каким произведением мы познакомились на уроке?

- Кто автор данного произведения?

- Закончить наш урок хотелось бы словами известного великого итальянского художника, ученого Леонардо да Винчи «Счастье даётся тому, кто много трудится»

2. Оценивание

3. Домашнее задание

- пересказ, выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию к данной сказке.



Предварительный просмотр:

Литературное чтение. В.П. Катаев. "Дудочка и кувшинчик"

Цель урока:

Познакомить детей с краткой биографией автора и  рассказом В.П.Катаева «Дудочка и кувшинчик».

Задача:

  1. Развивающий аспект – развитие речи, обогащение активного словаря учащихся, развитие интереса к предмету;
  2. Воспитывающий аспект – урок нацелен на воспитание любви к труду и требовательности к себе, а также на формирование представлений о таких качествах как трудолюбие и лень;
  3. Познавательный аспект – формирование общеучебного умения осознанного правильного выразительного чтения;
  4. Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературно – авторской сказки;

Оборудование: портрет писателя,  выставка книг В.Катаева, разрезанные пословицы на слова,  цветик-семицветик из цветной бумаги, слова для словарной работы

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте. Встали красиво  и подготовим наш речевой аппарат к уроку чтения. 

II. А.Г.

  1. «Шарик»
  2. Как звенят комарики
  3. Как рычит собака
  4. Как шипит змея
  5. «Жил-был язычок…»
  6. Работа над чистоговоркой. Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, четвёртая мерещится.

III. Проверка домашнего задания

-Чтобы узнать насколько внимательно вы читали текст дом. задания я проведу тест.

-Тест состоит из 5 вопросов. Читает вопрос, находите правильный ответ и обводите его в кружок, если вы считаете, что правильных ответов 2, то обводите два ответа.

IV. Физминутка

V. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.


1.Слово учителя с элементами беседы:

- Ребята, вы любите сказки? (да)
- Чем отличается сказки от других произведений?
(в сказке могут говорить животные и растения, с героями происходят необычные приключения, есть волшебство)
- Кто пишет сказки
? (сказки пишут авторы, составляет народ)
- Как называются сказки, которые сочинил народ?
«народные»                                                                                                - Как называются сказки, которые написали писатели? “авторские”
- Каких писателей сказочников вы можете назвать?
(Пушкин, Андерсен, Чуковский, Перро и др.)                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                             (Показываю красивый семицветный цветок, сделанный из цветной бумаги.)

- Ребята, посмотрите на этот волшебный цветок. Сколько у него лепестков? Стоит нам оторвать один лепесток, загадать желание и оно сбудется.

- Кто из вас знает, из какого произведения этот цветок? (Цветик – семицветик.)

- А кто автор этой сказки?

VI. Знакомство с биографией В.П.Катаева.

 Рассказ о писателе. 

Автор данной сказки Валентин Петрович Катаев. Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель, родился в семье учителя г. Одесса. Начался печататься в 13 лет. Сотрудничал в газете «Гудок», журналах «Крокодил» и «Юность». Был на фронте. Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. В.П.Катаев написал такие произведения как: …….

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Катаева  «Дудочка и кувшинчик»

VII. Изучение нового материала 

- Знакомство с новым произведением хотелось начать с Древней Индийской цитаты «Дело стоит рядом со стоящим, идёт за идущём, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени»

- В конце урока я попрошу вас, объяснить, как вы понимаете данное  высказывание,  и почему именно это высказывание я взяла сегодня на уроке.

 1. Отработка техники чтения

- При чтении нам встретятся трудные слова, давайте прочитаем их по слогам, а затем целыми словами.

Заглядывала                                Зашевелился

Приговаривала                        Раздвинулась

Разбегаются                                 Мерещится

2. Словарная работа

Видимо-невидимо –очень много

Сизая – тёмно-серый с синеватым оттенком

Сварливая – ворчливый, склонный к ссорам человек

На корточках – низко присев с сильно согнутыми ногами

3.  Чтение рассказа «Дудочка и кувшинчик».(Читает учитель и хорошо читающие дети.)

VII. Физминутка для глаз

4. Беседа по содержанию и выборочное чтение.

- Зачем Женя и вся её семья пошли в лес? (За ягодами)

- Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик? (мама в чашку, папа в кружку, Павлик в блюдечко)

- Что для сбора земляники досталось Жене? (кувшинчик)

- Какие советы давали Жене мама и папа? (с.25, 2 абзац)

- Послушалась ли Женя советов родителей?(Да, но скоро Жене надоело сидеть на корточках и собирать ягоды)

- Прочитайте, как Женя искала ягоды на своей поляне в начале произведения? (с.24, 6 абзац)

- А как надо было собирать землянику? (присесть, нагнуться к самой земле, и заглянуть под листики)

- Можно ли Женю назвать трудолюбивой и усидчивой девочкой? Почему вы так решили? (нет. У неё не хватает терпения и силы воли)

- Почему Женя ушла со своей полянки и куда она направилась? (Она пошла искать себе другую полянку, где земляника не прячется, а сама в кувшин лезет)

-С кем встретилась Женя? (со стариком-боровиком)

- Почему именно Женя встретилась со старичком – боровиком? (она высказала своё желание: “Хоть бы мне кто – нибудь помог?”)
- Прочитайте, как выглядел старичок, которого повстречала в лесу Женя. (с.26, 6 абзац)

- Какие звания имел старик-боровик? (с.26)

- О чем пожаловалась Женя?

- Что предложил Старик-боровик? (Специальную дудочку)

- Дал ли старик-боровик дудочку Жене?

- На каких условиях он дол ей дудочку?

- Автор говорит, что дудочка играла «чудную музыку». Кто и как реагировал в лесу на эти звуки? Найдите в тексте.

- Почему Женя не смогла собрать все ягоды на поляне? (У неё не было кувшинчика)

- что предприняла Женя?

- Почему Женя не смогла собрать ягоды после того, как у неё появился кувшинчик?

 - Как поступила Женя на этот раз?

-Дал ли старик-боровик Жене  дудочку и кувшинчик?
- Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»? (Потому, что он она хотела сразу получить и кувшинчик, и дудочку)

- Что рассердило старика-боровика? (Его рассердила лень девочки)

- Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик? А ведь она боялась устать? (Во-первых её ждали родители, а во-вторых , наверное, ей стало стыдно).

- Что помогло Жене перемениться? (Услышав осуждение от старика-боровика, ей, скорее всего стало стыдно)

- Почему она никому не рассказа о дудочке? (Ей, возможно, было стыдно)

-- Как изменяется  характер Жени на протяжении рассказа? Охарактеризуйте Женю, какой она была в начале рассказа и какой мы её видим в конце произведения.

- Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком – боровиком? (Если чего-то хочешь добиться, нужно приложить немалые усилия, для достижения поставленной цели)

-- Чему учит нас эта сказка?

VIII. Физкультминутка

IX. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах

а) Составление картинного плана

б) Работа с пословицами

- Из отдельных слов соберите пословицы.

в)составить план

2) Проверка. 

Глаза страшатся, а руки делают.
Терпенье и труд все перетрут.
Где труд, там и счастье.
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
Умелые руки не знают скуки.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

-Что объединяет данные пословицы? (Все они о труде)

- С какой пословицей мы встречались на предыдущих уроках?

-Я вам подготовила две пословицы о землянике. «Ради земляники не раз земле поклонишься», «Кто землянику в рот кладёт, тот здоров круглый год»

-Почему в народе так говорят о землянике?  (Отвар из листьев земляника очень хорошо помогает при простудных заболеваниях)

X. Заключительная часть

1. Итог урока

- С каким произведением мы познакомились на уроке?

- Кто автор данного произведения?

- Закончить наш урок хотелось бы словами известного великого итальянского художника, ученого Леонардо да Винчи «Счастье даётся тому, кто много трудится»

2. Оценивание

3. Домашнее задание

- пересказ, выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию к данной сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Катаев В. П. « Дудочка и кувшинчик ».

урок содержит различные виды работ с текстом, направлен на привитие любви к чтению, вдумчивой работе с литературным произведением....

Интрегрированный урок литературного чтения В.Катаев «Цветик-семицветик») 2класс

Урок проводится во 2 классе. По программе "Начальная школа  21 век"...

« Духовые музыкальные инструменты, звуки и мифы. Валентин Катаев «Дудочка и кувшинчик» Интегрированный урок в 3 классе

Интегрированный  урок  музыки и литературного чтения  по рассказу Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» в 3-м классе одна из нестандартных форм организации обучения младших школ...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС В. П. КАТАЕВ. «ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК»

Знакомство учащихся с произведением В. П. Катаева;развитие кругозора; воспитания трудолюбия и любви к природе....