Урок литературного чтения "В.П.Катаев Дудочка и кувшинчик"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
original.docx | 26.01 КБ |
dudochka_i_kuvshinchik.rar | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение. В.П. Катаев. "Дудочка и кувшинчик"
Цель урока:
Познакомить детей с краткой биографией автора и рассказом В.П.Катаева «Дудочка и кувшинчик».
Задача:
- Развивающий аспект – развитие речи, обогащение активного словаря учащихся, развитие интереса к предмету;
- Воспитывающий аспект – урок нацелен на воспитание любви к труду и требовательности к себе, а также на формирование представлений о таких качествах как трудолюбие и лень;
- Познавательный аспект – формирование общеучебного умения осознанного правильного выразительного чтения;
- Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературно – авторской сказки;
Оборудование: портрет писателя, выставка книг В.Катаева, разрезанные пословицы на слова, цветик-семицветик из цветной бумаги, слова для словарной работы
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте. Встали красиво и подготовим наш речевой аппарат к уроку чтения.
II. А.Г.
- «Шарик»
- Как звенят комарики
- Как рычит собака
- Как шипит змея
- «Жил-был язычок…»
- Работа над чистоговоркой. Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, четвёртая мерещится.
III. Проверка домашнего задания
-Чтобы узнать насколько внимательно вы читали текст дом. задания я проведу тест.
-Тест состоит из 5 вопросов. Читает вопрос, находите правильный ответ и обводите его в кружок, если вы считаете, что правильных ответов 2, то обводите два ответа.
IV. Физминутка
V. Постановка цели урока. Актуализация знаний.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
1.Слово учителя с элементами беседы:
- Ребята, вы любите сказки? (да)
- Чем отличается сказки от других произведений? (в сказке могут говорить животные и растения, с героями происходят необычные приключения, есть волшебство)
- Кто пишет сказки? (сказки пишут авторы, составляет народ)
- Как называются сказки, которые сочинил народ? «народные» - Как называются сказки, которые написали писатели? “авторские”
- Каких писателей сказочников вы можете назвать? (Пушкин, Андерсен, Чуковский, Перро и др.)
(Показываю красивый семицветный цветок, сделанный из цветной бумаги.)
- Ребята, посмотрите на этот волшебный цветок. Сколько у него лепестков? Стоит нам оторвать один лепесток, загадать желание и оно сбудется.
- Кто из вас знает, из какого произведения этот цветок? (Цветик – семицветик.)
- А кто автор этой сказки?
VI. Знакомство с биографией В.П.Катаева.
Рассказ о писателе.
Автор данной сказки Валентин Петрович Катаев. Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель, родился в семье учителя г. Одесса. Начался печататься в 13 лет. Сотрудничал в газете «Гудок», журналах «Крокодил» и «Юность». Был на фронте. Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. В.П.Катаев написал такие произведения как: …….
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Катаева «Дудочка и кувшинчик»
VII. Изучение нового материала
- Знакомство с новым произведением хотелось начать с Древней Индийской цитаты «Дело стоит рядом со стоящим, идёт за идущём, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени»
- В конце урока я попрошу вас, объяснить, как вы понимаете данное высказывание, и почему именно это высказывание я взяла сегодня на уроке.
1. Отработка техники чтения
- При чтении нам встретятся трудные слова, давайте прочитаем их по слогам, а затем целыми словами.
Заглядывала Зашевелился
Приговаривала Раздвинулась
Разбегаются Мерещится
2. Словарная работа
Видимо-невидимо –очень много
Сизая – тёмно-серый с синеватым оттенком
Сварливая – ворчливый, склонный к ссорам человек
На корточках – низко присев с сильно согнутыми ногами
3. Чтение рассказа «Дудочка и кувшинчик».(Читает учитель и хорошо читающие дети.)
VII. Физминутка для глаз
4. Беседа по содержанию и выборочное чтение.
- Зачем Женя и вся её семья пошли в лес? (За ягодами)
- Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик? (мама в чашку, папа в кружку, Павлик в блюдечко)
- Что для сбора земляники досталось Жене? (кувшинчик)
- Какие советы давали Жене мама и папа? (с.25, 2 абзац)
- Послушалась ли Женя советов родителей?(Да, но скоро Жене надоело сидеть на корточках и собирать ягоды)
- Прочитайте, как Женя искала ягоды на своей поляне в начале произведения? (с.24, 6 абзац)
- А как надо было собирать землянику? (присесть, нагнуться к самой земле, и заглянуть под листики)
- Можно ли Женю назвать трудолюбивой и усидчивой девочкой? Почему вы так решили? (нет. У неё не хватает терпения и силы воли)
- Почему Женя ушла со своей полянки и куда она направилась? (Она пошла искать себе другую полянку, где земляника не прячется, а сама в кувшин лезет)
-С кем встретилась Женя? (со стариком-боровиком)
- Почему именно Женя встретилась со старичком – боровиком? (она высказала своё желание: “Хоть бы мне кто – нибудь помог?”)
- Прочитайте, как выглядел старичок, которого повстречала в лесу Женя. (с.26, 6 абзац)
- Какие звания имел старик-боровик? (с.26)
- О чем пожаловалась Женя?
- Что предложил Старик-боровик? (Специальную дудочку)
- Дал ли старик-боровик дудочку Жене?
- На каких условиях он дол ей дудочку?
- Автор говорит, что дудочка играла «чудную музыку». Кто и как реагировал в лесу на эти звуки? Найдите в тексте.
- Почему Женя не смогла собрать все ягоды на поляне? (У неё не было кувшинчика)
- что предприняла Женя?
- Почему Женя не смогла собрать ягоды после того, как у неё появился кувшинчик?
- Как поступила Женя на этот раз?
-Дал ли старик-боровик Жене дудочку и кувшинчик?
- Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»? (Потому, что он она хотела сразу получить и кувшинчик, и дудочку)
- Что рассердило старика-боровика? (Его рассердила лень девочки)
- Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик? А ведь она боялась устать? (Во-первых её ждали родители, а во-вторых , наверное, ей стало стыдно).
- Что помогло Жене перемениться? (Услышав осуждение от старика-боровика, ей, скорее всего стало стыдно)
- Почему она никому не рассказа о дудочке? (Ей, возможно, было стыдно)
-- Как изменяется характер Жени на протяжении рассказа? Охарактеризуйте Женю, какой она была в начале рассказа и какой мы её видим в конце произведения.
- Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком – боровиком? (Если чего-то хочешь добиться, нужно приложить немалые усилия, для достижения поставленной цели)
-- Чему учит нас эта сказка?
VIII. Физкультминутка
IX. Закрепление изученного материала.
1. Работа в группах
а) Составление картинного плана
б) Работа с пословицами
- Из отдельных слов соберите пословицы.
в)составить план
2) Проверка.
Глаза страшатся, а руки делают.
Терпенье и труд все перетрут.
Где труд, там и счастье.
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
Умелые руки не знают скуки.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
-Что объединяет данные пословицы? (Все они о труде)
- С какой пословицей мы встречались на предыдущих уроках?
-Я вам подготовила две пословицы о землянике. «Ради земляники не раз земле поклонишься», «Кто землянику в рот кладёт, тот здоров круглый год»
-Почему в народе так говорят о землянике? (Отвар из листьев земляника очень хорошо помогает при простудных заболеваниях)
X. Заключительная часть
1. Итог урока
- С каким произведением мы познакомились на уроке?
- Кто автор данного произведения?
- Закончить наш урок хотелось бы словами известного великого итальянского художника, ученого Леонардо да Винчи «Счастье даётся тому, кто много трудится»
2. Оценивание
3. Домашнее задание
- пересказ, выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию к данной сказке.
Предварительный просмотр:
Литературное чтение. В.П. Катаев. "Дудочка и кувшинчик"
Цель урока:
Познакомить детей с краткой биографией автора и рассказом В.П.Катаева «Дудочка и кувшинчик».
Задача:
- Развивающий аспект – развитие речи, обогащение активного словаря учащихся, развитие интереса к предмету;
- Воспитывающий аспект – урок нацелен на воспитание любви к труду и требовательности к себе, а также на формирование представлений о таких качествах как трудолюбие и лень;
- Познавательный аспект – формирование общеучебного умения осознанного правильного выразительного чтения;
- Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературно – авторской сказки;
Оборудование: портрет писателя, выставка книг В.Катаева, разрезанные пословицы на слова, цветик-семицветик из цветной бумаги, слова для словарной работы
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте. Встали красиво и подготовим наш речевой аппарат к уроку чтения.
II. А.Г.
- «Шарик»
- Как звенят комарики
- Как рычит собака
- Как шипит змея
- «Жил-был язычок…»
- Работа над чистоговоркой. Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, четвёртая мерещится.
III. Проверка домашнего задания
-Чтобы узнать насколько внимательно вы читали текст дом. задания я проведу тест.
-Тест состоит из 5 вопросов. Читает вопрос, находите правильный ответ и обводите его в кружок, если вы считаете, что правильных ответов 2, то обводите два ответа.
IV. Физминутка
V. Постановка цели урока. Актуализация знаний.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
1.Слово учителя с элементами беседы:
- Ребята, вы любите сказки? (да)
- Чем отличается сказки от других произведений? (в сказке могут говорить животные и растения, с героями происходят необычные приключения, есть волшебство)
- Кто пишет сказки? (сказки пишут авторы, составляет народ)
- Как называются сказки, которые сочинил народ? «народные» - Как называются сказки, которые написали писатели? “авторские”
- Каких писателей сказочников вы можете назвать? (Пушкин, Андерсен, Чуковский, Перро и др.)
(Показываю красивый семицветный цветок, сделанный из цветной бумаги.)
- Ребята, посмотрите на этот волшебный цветок. Сколько у него лепестков? Стоит нам оторвать один лепесток, загадать желание и оно сбудется.
- Кто из вас знает, из какого произведения этот цветок? (Цветик – семицветик.)
- А кто автор этой сказки?
VI. Знакомство с биографией В.П.Катаева.
Рассказ о писателе.
Автор данной сказки Валентин Петрович Катаев. Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель, родился в семье учителя г. Одесса. Начался печататься в 13 лет. Сотрудничал в газете «Гудок», журналах «Крокодил» и «Юность». Был на фронте. Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. В.П.Катаев написал такие произведения как: …….
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Катаева «Дудочка и кувшинчик»
VII. Изучение нового материала
- Знакомство с новым произведением хотелось начать с Древней Индийской цитаты «Дело стоит рядом со стоящим, идёт за идущём, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени»
- В конце урока я попрошу вас, объяснить, как вы понимаете данное высказывание, и почему именно это высказывание я взяла сегодня на уроке.
1. Отработка техники чтения
- При чтении нам встретятся трудные слова, давайте прочитаем их по слогам, а затем целыми словами.
Заглядывала Зашевелился
Приговаривала Раздвинулась
Разбегаются Мерещится
2. Словарная работа
Видимо-невидимо –очень много
Сизая – тёмно-серый с синеватым оттенком
Сварливая – ворчливый, склонный к ссорам человек
На корточках – низко присев с сильно согнутыми ногами
3. Чтение рассказа «Дудочка и кувшинчик».(Читает учитель и хорошо читающие дети.)
VII. Физминутка для глаз
4. Беседа по содержанию и выборочное чтение.
- Зачем Женя и вся её семья пошли в лес? (За ягодами)
- Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик? (мама в чашку, папа в кружку, Павлик в блюдечко)
- Что для сбора земляники досталось Жене? (кувшинчик)
- Какие советы давали Жене мама и папа? (с.25, 2 абзац)
- Послушалась ли Женя советов родителей?(Да, но скоро Жене надоело сидеть на корточках и собирать ягоды)
- Прочитайте, как Женя искала ягоды на своей поляне в начале произведения? (с.24, 6 абзац)
- А как надо было собирать землянику? (присесть, нагнуться к самой земле, и заглянуть под листики)
- Можно ли Женю назвать трудолюбивой и усидчивой девочкой? Почему вы так решили? (нет. У неё не хватает терпения и силы воли)
- Почему Женя ушла со своей полянки и куда она направилась? (Она пошла искать себе другую полянку, где земляника не прячется, а сама в кувшин лезет)
-С кем встретилась Женя? (со стариком-боровиком)
- Почему именно Женя встретилась со старичком – боровиком? (она высказала своё желание: “Хоть бы мне кто – нибудь помог?”)
- Прочитайте, как выглядел старичок, которого повстречала в лесу Женя. (с.26, 6 абзац)
- Какие звания имел старик-боровик? (с.26)
- О чем пожаловалась Женя?
- Что предложил Старик-боровик? (Специальную дудочку)
- Дал ли старик-боровик дудочку Жене?
- На каких условиях он дол ей дудочку?
- Автор говорит, что дудочка играла «чудную музыку». Кто и как реагировал в лесу на эти звуки? Найдите в тексте.
- Почему Женя не смогла собрать все ягоды на поляне? (У неё не было кувшинчика)
- что предприняла Женя?
- Почему Женя не смогла собрать ягоды после того, как у неё появился кувшинчик?
- Как поступила Женя на этот раз?
-Дал ли старик-боровик Жене дудочку и кувшинчик?
- Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»? (Потому, что он она хотела сразу получить и кувшинчик, и дудочку)
- Что рассердило старика-боровика? (Его рассердила лень девочки)
- Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик? А ведь она боялась устать? (Во-первых её ждали родители, а во-вторых , наверное, ей стало стыдно).
- Что помогло Жене перемениться? (Услышав осуждение от старика-боровика, ей, скорее всего стало стыдно)
- Почему она никому не рассказа о дудочке? (Ей, возможно, было стыдно)
-- Как изменяется характер Жени на протяжении рассказа? Охарактеризуйте Женю, какой она была в начале рассказа и какой мы её видим в конце произведения.
- Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком – боровиком? (Если чего-то хочешь добиться, нужно приложить немалые усилия, для достижения поставленной цели)
-- Чему учит нас эта сказка?
VIII. Физкультминутка
IX. Закрепление изученного материала.
1. Работа в группах
а) Составление картинного плана
б) Работа с пословицами
- Из отдельных слов соберите пословицы.
в)составить план
2) Проверка.
Глаза страшатся, а руки делают.
Терпенье и труд все перетрут.
Где труд, там и счастье.
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
Умелые руки не знают скуки.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
-Что объединяет данные пословицы? (Все они о труде)
- С какой пословицей мы встречались на предыдущих уроках?
-Я вам подготовила две пословицы о землянике. «Ради земляники не раз земле поклонишься», «Кто землянику в рот кладёт, тот здоров круглый год»
-Почему в народе так говорят о землянике? (Отвар из листьев земляника очень хорошо помогает при простудных заболеваниях)
X. Заключительная часть
1. Итог урока
- С каким произведением мы познакомились на уроке?
- Кто автор данного произведения?
- Закончить наш урок хотелось бы словами известного великого итальянского художника, ученого Леонардо да Винчи «Счастье даётся тому, кто много трудится»
2. Оценивание
3. Домашнее задание
- пересказ, выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию к данной сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Катаев В. П. « Дудочка и кувшинчик ».
урок содержит различные виды работ с текстом, направлен на привитие любви к чтению, вдумчивой работе с литературным произведением....
Интрегрированный урок литературного чтения В.Катаев «Цветик-семицветик») 2класс
Урок проводится во 2 классе. По программе "Начальная школа 21 век"...
« Духовые музыкальные инструменты, звуки и мифы. Валентин Катаев «Дудочка и кувшинчик» Интегрированный урок в 3 классе
Интегрированный урок музыки и литературного чтения по рассказу Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» в 3-м классе одна из нестандартных форм организации обучения младших школ...
Инсценировка сказки "Дудочка и кувшинчик".
Внеклассное мероприятие....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС В. П. КАТАЕВ. «ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК»
Знакомство учащихся с произведением В. П. Катаева;развитие кругозора; воспитания трудолюбия и любви к природе....